A-HA  Сегодня будут танцы

Несмотря на неприятный инцидент на входе в зал, концерт A-Ha прошел как по маслу: с отлаженным звуком, обоймой старых хитов в новых аранжировках и трогательным "Спасибо, Москва!", выведенным на большом экране в "Олимпийском". Корреспондент Звуков Ник Завриев рассказывает о концерте норвежцев.

Концерт A-Ha начался с неприятного казуса. Заняв места согласно купленным билетам и не обнаружив внутри ни признаков аншлага (публика продолжала подходить), ни намеков на скорое начало концерта (из колонок негромко доносился уже привычный для "Олимпийского" старый альбом Crystal Method), я естественно отправился в фойе изучать мерчандайзинг с надеждой при первых звуках концерта вернуться в зал. Не успеваю я прицениться, как внутри начинается шум. На часах 7.25. При заявленном "open doors" на семь – прямо скажем, не поздно. Двери в зал, однако, закрыты, а перед входом – возмущенная компания таких же обездоленных. «Внутрь пускать будем только после первой песни». Стражи порядка держат и не пущают, народ ломится. Интро проходит без нас, "Sun Always Shines on TV" тоже. Судя по тому, что слышно из-за дверей, звук внутри вполне ничего, на Linkin Park в зале было хуже, чем сейчас снаружи. Песня заканчивается, пускать не начинают. Ну разумеется, это мы отличаем песни друг от друга, а для стражей порядка всё едино – шумят и шумят. Народ начинает требовать деньги назад и в результате попросту вламывается внутрь, невзирая на протесты охраны. "В прошлый раз полчаса ждали", - бросает кто-то.

Совок является к нам там, где его не ждешь. Нет, я совершенно не против ранних начал и даже не против закрытых дверей во время песен, пусть даже и на балконе. Но для этого нужно соблюдать одно условие – писать на билетах: "двери открываются в семь, начало концерта в 7.30". Почему-то в Европе всё делается именно так, здесь же такими понятиями как "open doors" и "реальное начало концерта" не оперируют вообще. В результате здесь то выпускают артиста на сцену перед пустым залом, пока большая часть публики еще проходит полосу препятствий у входа, то норовят мариновать зрителей два с половиной часа, после чего те уже готовы закидать сцену креслами.

Однако вернемся к A-Ha, благо те уже играют "Riding The Crest". Звук и впрямь неплох, достаточно громкий чтобы прокачать большой зал, но при этом чистый и, главное, без каши и ненужных отражений. На сцене "люди в черном". На переднем плане – Магне (Magne Furuholmen), Мортен (Morten Harket) и Пауль (Paul Waaktaar-Savoy), наряженные в костюмы. Сзади – еще два участника: барабанщик и второй клавишник, обставленный железом. Перед ним компьютер, стойка синтезаторов и даже парочка гитар, видимо дядька большой универсал.

Пока скандинавы играют новые песни (следующим номером идёт "Bandstand", звучащая ожидаемо близко к студийному варианту), успеваю разобраться в разделении труда. Магне играет соло, перед ним два синтезатора: один для фортепианных партий, другой для тембров ярко выражено синтетических. Второй клавишник отвечает за всю аранжировочную текстуру, коей новые песни изобилуют. В одном из проигрышей Мортен бросает свой микрофон и отходит в левый край сцены, там специально для него приготовлена пара электронных барабанов. "Mr Morten Harket on drums!" - не забывает представить коллегу Пауль.

Пора играть старые хиты. Почва зондируется песней "Scoundrel Days", которую с ходу узнаёт заполненная фан-зона, а уж на "Stay On These Roads" наступает коллективное помешательство – норвежские флаги, зажигалки, мобильники и даже воздушные шары, всё идет в дело. Гимн романтики восьмидесятых. Для пущей убедительности на видео за сценой включают звездное небо. Поражает голос Мортена. Тянуть в пятьдесят такие рулады – подвиг, ведь с годами диапазон постепенно смещается вниз.

В одной из пауз Мортен представляет группу, уделяя внимание новым участникам – "Теперь они – часть новых A-ha!". В "Manhattan Skyline" Магне играет партию клавесина, Мортен поёт в мегафон, а Пауль выводит на гитаре приятное соло с флэнжером – что ж, с концертными аранжировками у ребят полный порядок. В продолжение романтического блока "Hunting High And Low" с акустическим вступлением. Но самое интересное начинается дальше: после раскачки в виде "The Blood That Moves The Body" стартует танцевальный блок. Его герой – притаившийся в углу второй клавишник. Он сегодня выполняет ту же роль, что Стюарт Прайс (Stuart Price) у Мадонны. Старые синти-хиты этот мастер на все руки переделал на современный лад, но превратил их не в модный клубнячок, а в электро, по-своему ретроградское, но драйвовое и исключительно красивое.

"I Dream Myself Alive" раскачивает ломаным битом, ласкает ухо синтезаторными арпеджио и радует глаз восьмибитным видео из игрушки "Space Invaders". Вон он, идеальный электропоп. Всем модникам – смотреть и учиться. Заканчивается дело длинным электронным финалом с вокодерным голосом, под который трое "основных" участников группы попросту удаляются со сцены. Красота!

После такого нужно уходить в акустику. В "And You Tell Me" Магне меняет клавиши на металлофон, а в "Velvet", где даже Мортен берется за гитару, Магне играет на "расческе", издающей звук, очень напоминающий терменвокс. И снова танцы! "Train Of Thought" начинается с невероятно красивого интро. Это похоже на то на земляка A-ha Линдстрема (Lindstrom), не то на танцевальную версию Tangerine Dream. Если бы норвежцы поиграли так минут десять, я был бы только рад. Удивительно, удивительно хорош их новый аранжировщик!

Тот продолжает давать универсала и в "Sunny Mystery" выступает в роли басиста. Основная часть завершается еще одним сентиментальным блоком в виде "Forever Not Yours", "Shadowside" и "Summer Moved On". Играют безупречно, но я бы предпочел здесь "Minor Earth, Major Sky" и "Crying In The Rain". В награду за три унылые песни я получаю то, чего уже давно жду – "Foot of the Mountain". Пусть аранжировка и чересчур похожа на Keane, эта вещь – стопроцентный хит, лучшее, что группа записала чуть ли не с середины восьмидесятых.

"Спасибо, Москва!" - кричит Мортен и группа убегает за кулисы. Вскоре Магне, вооружившись странным устройством, возвращается на сцену. При помощи этой чудо-машины он сначала выводит на огромном экране всё то же "Спасибо, Москва", а потом закрашивает текст каракулями, которые постепенно принимают вид Моны Лизы. Бис состоит из "Cry Wolf", "Analogue" (отличная песня, о которой я с момента её выхода успел позабыть) и "Living Daylights", которую я тоже жду весь концерт – уж очень хороша песня к "Бондиане"» пошла в прошлый раз. Ну а что было вторым бисом, наверное, нет нужды и писать.

Хороши норвежцы. Пусть и без сюрпризов вроде кавер-версии на депешмодовский "Question of Lust", но концерт прекрасен. A-ha не моднятся сверх нормы, не повторяют самих себя и не злоупотребляют ностальгическим материалом, в общем, пребывают в отличной творческой кондиции. Если они и в самом деле собираются уходить (уж не голос ли тому причина, все-таки кое-где высокие ноты давались Мортену непросто), то делают они это с достоинством, которому стоит позавидовать.

23.11.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

A-HA - свежие публикации:

A-HA

Дата образования:

1 марта 1987