ФЕСТИВАЛЬ  Письма с крайнего сервера: Беломор-буги, день 2

Едва лишь отгремело северодвинское "Север-Буги" - масштабное рок-действо продолжилось в Архангельске. По замыслу организаторов, первый день Беломор-Буги отдан исполнителям и поклонникам разнообразного "мяса". Правда, на следующем фестивале от этой практики планируется отойти. Главным образом потому, что трудно сортировать музыкантов лишь по степени удельной тяжести их сочинений. Как возмущался один из участников феста: "Кто металлист? Я - металлист?! А кто тогда? - Понятия не имею..."

Итак, 7 ноября рок-действо "Беломор-Буги" продолжилось в Архангельске. Развлекательный комплекс М33 (занимающй, как следует из названия, дом 33 по Московскому проезду) имеет несколько концертно-танцевальных залов. Самый крупный из них был отдан под выступления. Во втором, чуть поменьше, обычно использующемся как дискотека, разместилась артистическая: те гримерки, что имелись непосредственно за сценой, вряд ли бы смогли вместить музыкантов из 10 групп.

По замыслу организаторов, первый день фестиваля отдан исполнителям и поклонникам разнообразного "мяса", второй - предпочитающим "зеленые насаждения" (не подумайте дурного). Правда, на следующем фестивале от этой практики планируется отойти. Главным образом потому, что в наше время адекватно сортировать музыкантов лишь по степени удельной тяжести их сочинений - не самое продуктивное занятие.

Первыми в шестичасовом марафоне стали Blind Vandal - краса и гордость архангельской сцены, корифеи отечественного инструментального рока, продолжатели славных дел Steve Vai и Joe Satriani. Выступление этого искрометного пауэр-трио сложно описывать - его надо видеть. Когда гитарист Александр Фирсофф в композиции "Crazy Robo" сперва набирает из гитарных сэмплов устрашающе-неквадратный рифф, потом играет поверх него зубодробительное соло, а в конце-концов начинает изображать сумасшедшего киборга-убийцу - в своей фуфайке с выложенным стразами черепом Терминатора он просто страшен.

Следующими на сцену поднялись брутальные парубки из команды Rigorism. Интересно, почему все исполнители death metal, адски замогильные по игре, все как на подбор, добрые и плюшевые по жизни? Во главе этой костромской группы громоздится упитанный пухлощекий очкарик Павел Селиверстов, умеющий петь голосом разъяренного медведя, у которого только что увели из-под носа горшочек меда. От сонма других дэт-групп эту отличает умелое использование гитаристом Львом Сергеевым атмосферной комьютерной подкладки под свои "режущие все плотское" риффы и соло. На рубеже 80-х и 90-х некоторые исполнители дэт-метал пытались с разной степенью успеха экспериментировать с симфоническим сэмплами. Сейчас таких осталось намного, и приятно, что костромчане не только не забыли, но и продолжают эту практику. Субъективно - совершенно не моя музыка, объективно - парни знают, что делают.

Следующее архангельское пауэр-трио, Avalanche Valley - честно говоря, такое же бестолковое образование, как и их название. Довольно незатейливый хэви-метал. Ритм-секция, правда, жгучая - а чертовски шоугеничный басист Павел Ковалев так вообще красавец. Однако все старания сводятся на нет абсолютно блеклым поющим гитаристом Игорем Сахаровым, который на фронтмена не тянет совершенно, да к тому же из рук вон плохо справляется с совмещением обязаностей. Впрочем, если Игорь сосредоточится на гитаре, а микрофон отдаст кому-то еще - какой-то толк из группы определенно будет.

Земляки Avalanche Valley, Фаренгейт - чуть более интересный вариант металла. Не без элементов вездсущих power и gothhic. В команде 7 человек: традиционный мужской металлический квинтет плюс клавишница со скрипачкой. Ничего особенного, но можно слушать без риска отравиться, а это главное.

Spyon были так же хороши, как во время своего выступления в Северодвинске. Героические гитары и обаятельная Виолетта - на сей раз с пышным "конским хвостом" до пояса. В одной из песен, где сразу после вступления требовалась резкая модуляция (уход в другую тональность), вокалистка самолично зажала гитаристу гриф на втором ладу. Отличная находка!

Nova Art - до одури типичный образчик того neo prog metal, что в количестве, превышающем всякий попс, выбрасывается на рынок лейблами типа "Dockyard 1" или "Inside Out". Они даже выглядят как сборная двойников прог-металлических героев. Вокалист Андрей Нова чем-то смахивает на Фабио Леоне (Fabio Leone,) гитарист-тяжеловес Алексей Сковоронский - на Ромеро (Michael Romero), лысый басист Константин Ганулич - на Оливера Холцварта (Oliver Holzwart). Увы, на выходе у них получается что-то настолько же похожее на прогрессив, насколько чучело похоже на живой организм.

Выступления Alex Sigmer я ждал с особым нетерпением. Хотелось поглядеть, как эти безумцы, поразившие меня в самое сердце еще на северодвинском выступлении, смогут распорядиться преимуществами большой сцены. В итоге сет группы и обрадовал, и вогнал в ступор. Это был тот самый случай, когда восходящая рок-звезда полностью оправдывает все самые нереалистические ожидания. Дело в том, что Алекс, лидер группы, незадолго до выхода на сцену изволил творчески нажраться и теперь пребывал в состоянии артистической невменяемости. Справедливости ради следует заметить, что на его феноменальную глотку и способность принимать красивые позы специально для сгрудившихся под сценой фотографов слоновья доза алкоголя не оказала ровным счетом никакого вредоносного воздействия. Но вот все остальное... Алекс то пытался совершить на сцене кувырок через голову, но упирался в подиум ударной установки, то усиленно хватал себя за все причинно-следственные места, то по примеру Дэвида Боуи разыгрывал сексуальные сценки с гитарой Юрия Михайлова. Апофеозом шоу стало пролезание ползком между ног у басистки Марины Крупкиной, в процессе которого та, как дама умная, оседлала мятежного фронтмена, да так на нем и сидела до конца номера - чтобы не совершил новых глупостей. Тем не менее, покидая сцену, Алекс ухитрился потерять по дороге штаны. Надо ли говорить о том, что запланированное интервью с ним не состоялось по сугубо техническим причинам. "Ну вот - и здесь 3,14доры..." - с детской обидой в голосе протянул кто-то из фотографов.

Архангелькое выступление Seagall не слишком отличалось от северодвинского. Разве что времени у группы было немного больше, восточные ситарные наигрыши удались лучше, да и местная публика, уже привыкшая к развернутым инструментальным опусам Blind Vandal, принимала группу с большим интересом и меньшей опаской. Хотя в целом, конечно, музыка Елены Сигаловой и компании более адекватно воспринимается на уровне мягких кресел и бокалов вина в амфитеатре, нежели братания с пивом в стоячем партере.

Фантом - команда относительно молодая. Однако в родном Архангельске это уже герои и боги. Музыканты группы выступают в сценических костюмах, выдержанных в едином стиле и цветовой гамме, но немного различных по покрою у каждого из пятерых. Музыка же представляет собой диковинную смесь мелодичного хард-рока конца 80-х и, хм, почему-то рокапопса конца 90-х. В одной из баллад на сцену была выпущена девочка лет пяти в ангельских крылышках и с горящей свечкой в руке, испуганно стоявшая на переднем краю до конца номера. По-своему забавно. Хотя при исчезновении из арсенала вокалиста Владислава Белобокова гнусавых интонаций, которые вместо ожидаемого эффекта "sleazy" и дают тот самый рокапопс, группа, пожалуй, лишь выиграет.

Главным блюдом вечера стали пермяки Vorongrai. Группа прошла через долгий (около пяти лет) период становления. В частности, барабанщик Дмитрий Пуртов начинал свою карьеру с игры на гитаре, а вокалистка Ирина Колесникова сперва собиралась быть клавишницей. На ранних этапах команда пыталась выступать под заранее запрограммированные клавишные, однако особого удовольствия от подобного музицирования никто не испытывал. В итоге Ирина совмещала оба амплуа вплоть до появления в составе специалиста по черно-белой кости Григория Иванова. Да и вообще, довольно долго игра в группе рассматривалась самими музыкантами как участие в неком клубе по интересам. По счастью, ребята вскоре поняли, что растрачивать по пустякам имеющийся у команды потенциал - не самая хорошая идея. Нашли себе администратора, записали в 2005 году первый альбом "Immaginifico" - и с тех пор уверенно двигаются вперед.
Выступление группы представляло собой мощную смесь всего самого лучшего, что только может быть в современном heavy metal. Особенно впечатлил басист-викинг Артем Подосенов, способный и вворачивать в композиции группы зверский рык и выстраивать красивые интервалы от основного, женского вокала. Помимо собственных песен в активе у группы имеется оригинальная трактовка слегка подзабытого хита "Angels Crying" танцевальной шведской группы E-Type.

По окончании основной программы рокерская братия дружно двинулась через весь город на afterparty в расположенный близ набережной Северной Двины клуб "Колесо". Окруженный плотным кругом заинтересованных лиц на балкончике клуба Алекс Сигмер с расслабленной брезгливостью отвергал неуместные вопросы: "Кто металлист? Я - металлист?.. А кто тогда? Понятия не имею...". На сцене потихоньку закипал джем-сейшн. А мне пора было отправляться в гостиницу, дабы быть готовым во всеоружии встретить наутро третий и последний день северного рок-безумия.

Продолжение следует

12.11.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: