От последних четырех вечеров в Монтре осталось ощущение, что вволю наэкспериментировавшийся в последние годы основатель фестиваля Клод Нобс (Claude Nobs) спохватился: а не потеряем ли мы публику, которая из года в год ездит сюда за воздушными ваннами, горными видами и духом Байрона и Набокова? Поэтому найти что-то пульсирующее и живое среди комфортного и скучного олдскульного джаза было не так-то просто.
Формально Марианна Фэйтфулл (Marianne Faithfull) показывала в Монтре свой последний альбом "Easy Come Easy Go", но так как предыдущее ее выступление на фестивале датировано 1997 годом, то логично было представить полноценную ретроспективу, от "As Tears Go By" и "Sister Morphine" через альбом “Broken English” и песни Курта Вайля (Kurt Weill) - к сегодняшнему дню, только в обратном порядке. Несмотря на все почтение к авторам треков из ее последнего альбома, старое доброе звучало в исполнении певицы и крайне представительного аккомпанирующего состава (частью которого в этот раз стали знакомые русской публике гитарист Марк Рибо (Marc Ribot) и гобоистка Кейт Сент-Джон (Keith StJohn) гораздо убедительнее. Возможно, потому, что именно в 60-е и 70-е, когда певицу опекали The Rolling Stones и глава Island Records Крис Блэкуэлл (Chris Blackwell), страсти в ее жизни не уступали тем, что кипели в песнях. А все, что теперь, – лишь отголоски. Гораздо более интригующим было ее выступление на берегу Женевского озера, в палатах Шильонского замка в дуэте с виолончелистом Венсаном Сегалом (Vincent Segal). Певица читала сонеты Шекспира, а в паузах музыкант играл короткие пьесы разных эпох, и все это вместе встроилось в интерьер и в пейзаж за окном самым органичным образом.
Смешливая англичанка Элис Расселл (Alice Russell) сперва в тельняшке выступила и пообщалась с журналистами на Media Stage в фойе Конгресс-центра Монтре, а потом, уже в более агрессивном черном платье, рубанула свой неосоул на сцене Montreux Jazz Cafe. Госпожа Рассел не уступает другим реаниматоршам соула вроде Джосс Стоун (Joss Stone) или Эмми Уайнхаус (Amy Winehouse) ни в таланте, ни в харизме, но, как выяснилось из короткой беседы с ней, все еще остается в стороне от соул-ривайвла и чувствует себя в андеграунде. Дело здесь, скорее всего, в том, что ей до сих пор не удалось заручиться симпатиями прессы. Даже несмотря на убийственный кавер на "Seven Nation Army" The White Stripes.
Antony And The Johnsons прибыли в Монтре в виде трио, а основной груз аккомпанемента взял на себя Montreux Orchestra под управлением Роба Муза (Rob Moose). В нынешнем туре Энтони Хегарти (Antony Hegarty) поет с разными оркестрами, и, честно говоря, трудно представить себе в России коллектив, который смог бы ему аккомпанировать. И это при том, что в сегодняшних аранжировках много "русских" красок – андрогинному певцу-ангелу идеально подходят партии арф и флейт, словно списанные у Римского-Корсакова. Однако вряд ли кто-то у нас смог бы быть с Энтони столь же нежен и аккуратен, как Montreux Orchestra. У нас в моде старательность и громкость, а его материал (в нынешнем туре это совсем ранние номера и материал нового альбома "The Crying Light") не предполагает суеты и истерик.
За большой рок-н-ролльный вечер в Auditorium Stravinsky отвечали Status Quo и Джон Фогерти (John Fogerty). Престарелые англичане нарезали свое буги так, как любят в России, - истошно, до седьмого пота, чтобы в каждой секунде видна была Работа. Да еще вытащили на сцену экраны с видеосопровождением. Но скучно все равно стало быстро. Едва отзвучала "In The Army Now”" ничем не отличавшаяся от версии, услышанной автором этих строк в 1988 году в исполнении ресторанного ВИА в Ялте, можно было смело сматывать удочки.
Однако в Miles Davis Hall было не многим веселее. Аллен Туссен (Allen Toussaint) из Нового Орлеана ходит в классиках, но автор попал на исполнение "Tea For Two", настолько недалеко ушедшее по степени фантазии от рингтона, что и здесь надолго задержаться не хотелось. На Media Stage, короткие выступления с которой транслировались прямо в радиоэфир, автор обнаружил очередного "спасителя электронной музыки" - американца Ги Боратто (Gui Boratto), который вместо предполагавшейся "пьесы" сыграл для репортеров и случайных зрителей небольшой DJ-сет. На самом деле весь бит и все паттерны рождались на глазах публики, под руками господина Боратто. Таким образом, музыкант развлек всех демонстрацией кухни своей довольно бесстрастной звуковой архитектуры.
Заглянув еще на пять минут в Miles Davis Hall на выступление джазовой певицы Мадлен Пейру (Madeleine Peyroux), которая представляла только что вышедший диск "Bare Bones", автор снова не смог найти в себе силы сосредоточиться на ортодоксальном джазе и побежал в Auditorium Stravinsky, где как раз начинал играть Джон Фогерти. Основатель Creedence Clearwater Revival пребывает в отличной форме, его группа качественно переигрывает хиты Creedence, уступая оригиналу, пожалуй, только в многоголосиях. Из всех самых популярных в России «корневых рокеров» Джон Фогерти - единственный, кто пока не добрался до наших широт, ну, еще, пожалуй, Рэй Дэвис (Ray Davies), но The Kinks вряд ли могут здесь похвастаться количеством поклонников, сравнимым с Creedence. При этом голос у господина Фогерти сохранился с 60-х, практически, без изменений, чего не скажешь ни о Поле Маккартни (Paul Mccartney), ни о Яне Гиллане (Ian Gillan), ни о Яне Андерсоне (Ian Anderson). Единственное, что вносит дискомфорт, - Джон Фогерти все же слишком любит свое творчество вне Creedence, и хиты группы в его сете были как следует разбавлены незнакомыми сольными номерами с сильным влиянием карамельного кантри.
А финальным шоу, закрывшим программу 43-го Montreux Jazz Festival 18 июля, стал двойной концерт Принца (Prince), которому на Звуках будет освящен отдельный репортаж.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)