КАССИОПЕЯ  От макрокосмоса к микрокосмосу

"В Беларуси к нас относятся кто с пониманием, кто с сожалением. Кто-то умиляется, кто-то пальцем у виска крутит". Звуки побывали на московской презентации диска удивительной минской группой "Кассиопея" и поговорили с ее участниками о музыкальной индустрии Белоруссии, мусоре в голове, фильмах ужасов и друзьях с клювами.

Зловещее sms: "В 630 они встретят у метро. 1ваг. Из центра по переходу до конца и направо. Там они будут ждать". "Они" встретили. Илья, Саша и Сережа из группы "Кассиопея" приехали в Москву на несколько дней, на презентацию своего первого официально выпущенного в России альбома. По дороге к детской площадке (а именно там, среди бабушек с детьми, мальчуганов на самокатах и тимуровцев, снимающих с дерева кошку, пройдет интервью) они рассказывают уморительные истории; например - вышли с гитарой попить пива на лавочке, а к ним подошла съемочная группа одного из центральных телеканалов и попросила дать комментарий на тему подросткового алкоголизма. Или вот еще: лейбл "Снегири" отправил "Кассиопею" сниматься для русского аналога Black Cab Sessions, что-то вроде "Трамвай-сешнз". Ребята взяли аппаратуру, гитары, нарядились в костюмы, вышли на остановку – а тут авария, все трамваи стоят – и простояли где-то час, пока не пришел автобус (он доехал слишком быстро, и водитель стал делать им знаки руками, мол, выходите – а куда выйдешь, запись идет, драм-машинка играет!). "А вообще, мы уставшие очень", - говорит Илья. - "Всего сразу стало много: интервью, съемки. Раньше ведь как наш день выглядел: встали, порепетировали, выпили, поспали, порепетировали, поспали, выпили. А теперь все завертелось".

Звуки: А с чего все завертелось? С фестиваля "Можно"?
Александр: Раньше.
Илья: Стало известно о том, что "Снегири" нами заинтересовались в ноябре 2008 года. Или даже чуть раньше. Об этом нам сказал наш промоутер Александр Богданов (лауреат премии "Степной волк 2009" - прим. Звуков).
Сергей: О котором мы узнали за год до этого. Саша нам организовал первый концерт в декабре 2007 года. И с тех пор мы с ним знакомы, с тех пор он занимается нашими концертами.

Звуки: Куда делись семь лет с 2001 по 2008, что происходило с группой "Кассиопея"?
С: Какие-то концерты, конечно, были, но буквально два-три. Мы писали музыку, работали. Вот у этих ребят (кивает на Илью и Сашу) на работе появился компьютер. И стало возможно записывать композиции по кускам. Потом треки стали ходить по рукам, среди друзей распространятся…
А: Кому-то нравилось, кому-то не нравилось, но в итоге - каким-то образом попало к Саше Богданову.

Звуки: То есть вы такая настоящая подпольная команда? Без концертов, без Интернета…
А: Ха! Мы настоящая ленивая команда, какая там подпольная! Мы до сих пор ничего не умеем в Интернет выкладывать. И: Какое-то время, конечно, группа пребывала в сомнамбулическом состоянии, никто нами не занимался, да и мы сами занимались другими проектами. "Кассиопея" была отложена в долгий ящик, а потом как-то резко стала востребована – вот и все.

Звуки: Как ваши другие проекты поживают: "Петля пристрастия", например?
И: Нормально, все в порядке. Живет, хлеб жует. Скоро с концертами приедем.
Звуки: А как другие команды, которые начинали с вами в 2000-х годах: они-то куда делись?
А: Те команды, что я знаю, – никуда не исчезли, просто о них как никто не знал, так никто и не знает. Разве что "Ляпис Трубецкой" или "Без билета" - последние стали сейчас очень популярны…
И: Просто концертировать особенно негде. Если ты хочешь иметь какую-то творческую жизнь на территории Беларуси, ты должен влиться в структуру: обслуживать мероприятия телевизионные, официальные. А нас с нашими суконными рылами туда никогда и не попросят.

Звуки: Не обидно?
И: Не-а.
А: Мы и сами-то туда не пойдем.

Звуки: Откуда берутся все эти фантастические идеи для песен?
А: Как правило, все возникает как джинн из бутылки.
И: Мы доводим себя до определенного градуса расширения сознания и берем…
С: …идеи за грудь! Но вообще – необязательно доводить себя до такого градуса.
А: Просто много мусора в голове, который время от времени сам конструируется в какие-то композиции.
С: И все, ничего сверхъестественного. Мы сначала хотели вообще писать про детский космос: как в мультфильмах или в детских фильмах. Но потом оно плавно…
А: …перешло от макрокосмоса к микрокосмосу!
С: Да, к вопросам искаженного социума.

Звуки: К слову о социуме: вы же из Беларуси, там ведь все не очень просто с организацией концертов, да и вообще – с музыкальной индустрией, так? Надо куда-то ходить, кучу бюрократических бумажек подписывать, верно?
А: Да. Но мы на это категорически не способны. Для этого и существует такой человек, как Саша Богданов. Не знаю, как он это все устраивает.
С: Это отчасти объясняет, почему мы существуем как коллектив с 2001 года, а концерты стали давать только с 2008.

Звуки: Дома в Беларуси как к вам относятся?
И: С пониманием, с сожалением. Кто-то умиляется, кто-то пальцем у виска крутит.
А: В плане музыкальной критики у нас все "писатели" очень старые, морщат носы при упоминании названия "Кассиопея"…Главное, для них, чтобы гитары были настроены, да запилы подушевнее.
И: Хотя есть у меня одна знакомая, Лия Геннадьевна – человек, имеющий отношение к филологии. Она прямо настаивает, что неплохо было бы создать адекватный белорусский перевод наших текстов для внутреннего употребления.
А: Вот пусть сама и переводит!

Звуки: Театрализация живых представлений "Кассиопеи" – откуда она берется, почему?!
С: Все очень спонтанно.
А: Берется какая-нибудь штука, которая валялась неподалеку: ты ее в руках покрутил, посмотрел, примерил. И думаешь: "Ага, подойдет". А потом мы под нее сопутствующие товары покупаем. И уже только тогда возникает идея, история о том, кто это, что это. Мы были и котики, и козлики, и глистики, и пчелками Майами у нас кое-кто ходил (выразительно смотрит на Сережу), и Незнайкой…
И: Мы никогда не придумываем ничего специально. Все само собой происходит, без концептуальностей.
А: "Очумелые ручки" - так можно назвать наш коллектив.

Звуки: Что это была за история с утерянными исходниками?
А: Ну просто – потерялся "Кинжал", "Утята гадкие" и…
И: …еще пара-тройка материалов.
С: Как бы Саша не открещивался от этого, но все писалось на казенных компьютерах, в разных местах…
И: …И хозяевами этих разных мест порой бывали люди неадекватные, и, в конце концов, все, что мы записывали просто пропадало – потому что никому не было нужно.
И: Большую часть Сережа восстановил, но все равно…
С: Будем еще до ума доводить.
А: Но для пущей скандальности можно написать, что исходники украли.
С: "ИМ МЕШАЛИ ЗАВИСТНИКИ!"
И: Ночью пробрались с ножницами и порезали пленки!
А: И на стене написали "ХАХАХА" губной помадой!

Звуки: А что будет дальше – пишете новые песни?
И: Пишем.
А: Готовим новый альбом. Он будет называться "Стивен Кинг и мы".
С: О! А было бы здорово назвать его в одно слово: "стивенкингимы"!

Звуки: О чем вы мечтаете?
А: У меня мечты с музыкой никак не связаны.
И: Пожалуй, что так. Какие-то все мелкобуржуазные пожелания.
С: Чтобы нужда не мучила.
А: Но вообще – для смеху, можно пожелать, чтобы вместо носа вырос клюв, например. Или два.
И: Хотя при наличии средств можно было бы снять кинофильм. Придурошный.

Звуки: С каким сюжетом?
(все, хором): УЖАСЫ, конечно! Мы других не делаем. В голове уже куча сценариев.

Звуки: Кого бы взяли на главную роль?
И: Нашли бы, у нас много друзей!
С: Да, которые уже сразу с клювами!

Звуки: Ребята, а кого вы хотели бы заключить в креозот, а кого – напротив, откопать оттуда и оживить, если можно было бы?
И: Как людей – так, пожалуй, всех. А как музыкантов – никого. Все свой путь прошли, для всех свое время.
А: Вот Курта Кобейна, скажем, зачем выкапывать?
И: Он и не рад будет.
А: Скажет: "Чего вы, с ума сошли?! Дайте пистолет!".

Презентация диска "Кассиопеи" на деле напомнила детский спектакль (как и всегда) в двух действиях и со сменой героев по ходу. Если первой частью заведовали кишечнополостные (в махровых одежках с щупальцами), то во второй мощно выступила банда махновцев (у одного, правда, почему-то на голове была водружена чалма с пером – заморский гость?). Конечно, "Кассиопея" несколько диковато (чуть скованно?) смотрелась в интеллигентских интерьерах "Думы", но видеоряд, который, кажется, на одной из боковых стенок попросту забыли отключить, соответствовал на все сто: киноактриса 50-х обнимает маленького носорога. Репертуар – знакомый: "Поэзией брежу", "Мою любовь", "Воробушки" (тут уже пели все), "Черная рука", "Чингачгук любви", "Кинжал" (тут некоторые повскакивали с мест и пустились в пляс), "Гадкие утята" и другие. Местами – полузнакомый (новые вещи, но уже сыгранные раз или два): суицидальный оптимизм "Щупальце" («Хочу в петлю! Готовь петлю! Но не дает щупальце») и "Смерть". Ну и феерическая премьера (свидетельствующая, что приход известности никак не повлиял на способности группы к сочинительству) "Микки Маус на Тибете", которая пришлась публике настолько по душе, что и ее (наряду с "Кинжалом" и "Щупальцем") просили спеть, про тибетских добряков и мышь с примерным текстом "Это же старость, не дрейфь, Микки Маус!".

А вообще, с каждым концертом убеждаешься, что в группе "Кассиопея" есть что-то невыразимо щемящее: взрослые ребята, за 30, делают такой искренности музыку (без претензий, просто потому, что так получается), которую что разбавляй театральностью, что не разбавляй – все получится одно: хорошее, доброе и, может быть, вечное. Это как если бы тебе напомнили, каким ты был в детстве: честным, отзывчивым, мечтательным и верил всем сердцем, что "мы превратимся в хороших людей".

18.06.2009, Виктория БАЗОЕВА (ЗВУКИ РУ)

КАССИОПЕЯ - свежие публикации: