ФЕСТИВАЛЬ  Bloc Weekend 2009: Вторая ступень

В жизни каждого фестиваля есть три этапа. На первом это такой приятный междусобойчик. На втором фестиваль начинает активно расти - количество людей резко увеличивается, лайнап становится более "звездным". На третьей стадии на аренах начинается давка, а популярные артисты окончательно вытесняют из лайнапа музыку для эстетов. Английский Bloc Weekend в этом году проводится в третий раз, который ознаменовал его переход с первой стадии на вторую.

В жизни каждого фестиваля есть три этапа. На первом это такой приятный междусобойчик с далеко не безупречной организацией, которая с лихвой компенсируется дружеской атмосферой и ощущением того, что вокруг все свои - человек, который пляшет рядом со стаканом пива и то и дело наступает тебе на ноги, вполне может оказаться одним из организаторов или хедлайнером завтрашней программы. На второй стадии фестиваль начинает активно расти - количество людей резко увеличивается, лайнап становится более "звездным" (что, впрочем, совсем не всегда хорошо - звезд-то привезут сюда и так, на фестивали едешь скорее ради людей, играющих редко и камерно), а организация прибавляет в комфорте. Эта точка, пожалуй, и является наивысшей по сумме всех факторов. На третьей стадии народу становится устрашающе много (а с ростом количества людей резко падает их среднее качество - гиков медленно сменяет пригламуренная гопотень), на аренах начинается настоящая давка, а популярные артисты окончательно вытесняют из лайнапа музыку для эстетов.

BLOC в этом году проводится в третий раз, который ознаменовал его переход с первой стадии на вторую. В прошлом году народу здесь было тысячи две, а проходил фестиваль в турбазе городка Хемсби - английская глушь как в кинокомедиях. Свет по карточкам, ванны без смесителей и прочая экзотика. Ныне это место вообще закрыли, что логично - кому в здравом уме может прийти ехать туда просто отдыхать, я прямо ума не приложу. Зато такой дружелюбной и "глубоко в теме" публики я не видел, кажется, еще нигде. В этот раз всё иначе - пять тысяч человек и козырное место расположения - морской курорт Butlins в городке Mainhead на берегу залива, который разделяет Англию и Уэльс. Место это для фестивалей не новое - там уже не первый год проходит All Tomorow's Parties, что в общем показатель качества.

Добираться до базы можно тремя способами - до Майнхеда организовали автобусы из Бристоля, Тонтона (ближайшая железнодорожная станция) и Лондона. Так решили ехать и мы, но это было явной ошибкой - дорога до туда конечно живописная (через Stonehenge и Гластонбери), но уж больно долгая. Трястись почти четыре с половиной часа, а еще час с лишним уходит на то, чтобы загрузиться в автобус. Автобус, впрочем, комфортабельный, да и пипл вокруг приятный - в этот раз больше иностранцев, есть даже делегация из Аргентины. Наученные горьким опытом местные видимо предпочитают "железку".

В Батлинс наша компания прибыла около шести, потратив рекордно малые полчаса на регистрацию. В билет на фестиваль входит три дня проживания на турбазе и тут-то и встречается первое узкое место. Даже с учетом того, что народ прибывает из разных мест и соответственно в разное время, а многие едут на своих машинах, на check-in стоит внушительная очередь. На этот раз её основательно оптимизировали - форму регистрации прислали заранее вместе с билетами, а очереди распараллелили в алфавитном порядке.

Домики бывают трех типов - золотые, серебряные и бронзовые. У нас - второй, в золотых есть кухня, в бронзовых наверное нет чего-нибудь, может быть телевизора. Еще на территории базы есть гламурное белое каменное здание. Мы решили, что там, наверное живёт Афекс Твин (Aphex Twin).

Нам достаётся комфортабельная "квартирка" под номером 101 на втором этаже, сразу над офисом местных 'хаускиперов' (явный плюс - вокруг не будут слишком буянить, что за англичанами иногда водится). Хаускипером оказывается девушка из Латвии - здесь много выходцев из восточной Европы, в кафешке например работает польский парень Кшиштоф. Внутри комфорт: обогреватели, чайник, телевизор (для желающих есть канал BLOC TV - показывает лайвы с арен, странное кино и документальные фильмы о музыке и синтезаторах) и, ура, нормальный европейский душ. В номере обнаруживается спам-пакет с кучей флаеров, зажигалкой-открывалкой (незаменимый предмет на фестивале) логотипом организаторов и, что главное, расписанием выступлений, которое до последнего момента держалось в тайне.

Обосновавшись и потратив еще 15 минут на то, чтобы обменять билеты на браслеты, отправляемся гулять по территории. Пока фестивальная программа толком не началась, нужно изучить местную инфраструктуру, чтобы потом, когда времени уже не будет, не метаться по территории в поисках еды.

В плане поесть тут всё хорошо - есть некое подобие ресторана с шведским столом и вполне съедобной едой. Единственный минус - неудобно работает. Здесь можно нормально пообедать, но ужином тут не кормят в принципе, а завтрак дают до 9-30. В качестве альтернативы можно отведать английский завтрак (яичница, сосиска, бобы, грибы и так далее - всего понемногу) в местечке "Sun & Moon", тут он до 11-ти. Но у местного населения всё это спросом не пользуется - все питаются хотдогами, фишэндчипсами и гамбургерами, коих тут просто валом, а чаще - закупаются в местном супермаркете или в деревенском "Tesco" - туда идти минут 10, но там дешевле. Поэтому самое частое зрелище "Блока" - довольные рейверы, которые тащат из "Тески" упаковки пива, сидра и какой-то нехитрой еды.

С выпивкой, кстати, тут всё гуманно - баров повсюду прорва, и цены по московским меркам гуманные. Бутылка минералки стоит полтора фунта, энергетик - два с копейками, алкоголь - от двух до трех. И говорите после этого, что Англия адски дорогая. В одном месте даже наливают вполне приличный кофе, а в супермаркете помимо прочего дают вкусные плюшки, так что голодная смерть рейверу не грозит, что важно - обедать тут бывает элементарно некогда. Еще из развлечений на территории турбазы есть картинг, спортплощадки и даже аквапарк - то и дело попадается народ с полотенцами на шее. Но если вы приехали слушать музыку, вам решительно не до всей этой роскоши.

Главные события происходят в Skyline -павильоне, со стороны похожем на огромный шатёр. В центре там располагается большой 'сачок', как такие места называют в крупных учебных заведениях. Там стоят ларьки с мерчандайзингом (преобладает винил и футболки), какие-то развлечения вроде "виртуального граффити" (цифровой экран, на котором можно рисовать указкой-"пульверизатором"), ретро-игрушек и так далее. По периметру обитают точки быстрого питания, а по центру стоят диваны и располагается маленькая арена SKY BLOC, где играют местные диджики и иногда проходят лайвы. Вход на остальные арены - либо прямо из этого "скайлайна", либо где-то поблизости.

Самая маленькая арена называется JAK BLOC. Это такой паб со сценой размером с наш "Запасник", только сцена там высокая. Играют в массе своей никому неизвестные артисты, народу человек двадцать-тридцать, но все довольны и счастливы. Забавно то, что на блоке у всех арен ориентация "горизонтальная" - сцена располагается вдоль широкой стены. Странно, но звуку это, пожалуй, не вредит. По крайней мере, нигде нет эффекта "трубы", когда вместо музыки слышишь отражения сзади. И вообще, звук здесь на всех аренах хороший.

TEC BLOC и RED BLOC вмещают человек по 800 и 1000 соответственно - опять же везде высокие сцены, что не слишком удобно в плане разглядывания сетапа, но зато в "реде" зал устроен в виде амфитеатра, и отойдя подальше, ты оказываешься как раз на уровне играющего артиста. Главная арена, MAIN BLOC похожа на наш Б1, развернутый на девяносто градусов. По бокам бары, вдоль широкой стены сцена, а сзади, от будки звукачей и световиков - более высокий уровень, откуда всё не только видно, но и слышно - в кои-то веки где-то нормально отстроены задние порталы.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Одна из вещей, за которые я люблю "Блок", это человечный лайнап. На "Сонаре" половина интересных выступлений посмотреть невозможно физически, потому что добрые организаторы ставят их на пять, шесть, а то и семь (!) утра (прибавьте еще двухчасовую разницу с Москвой), и это притом, что дневная программа начинается в час и там уже есть что смотреть. Здесь всё по-людски - ночью в основном техно-диджеи, а всё интересное примерно с шести до двух, к тому же минимум наложений - в одно и то же время на разных аренах как правило играет музыка явно для разных аудиторий. В первый день основная программа и вовсе начинается в девяти. Некоторые арены открываются даже в десять, а на тек-блоке с четырех играют какие-то местные - в первую очередь для тех, кто приедет на своих машинах и успеет "чекнуться" до прибытия основной массы народа.

Первый пункт назначения - Ital Tek на арене Red Bloc. Этот парень запал мне в душу альбомом на Planet Mu - дабстеп в его понимании это не только ритмические паттерны и бас, размазывающий по стенам, но и музыкальная составляющая - какие-то невероятно печальные синтезаторные саундскейпы. Но перепутав арены, мы вместо этого попадаем в Tec Bloc на Peverelist'a. Тот тоже играет дабстеп, поэтому сразу и не поймешь, а кто как выглядит, я разумеется и знать не знаю.

Peverelist - интеллигентный улыбчивый юноша в очках, похожий скорее не на музыканта, а на архетипического сотрудника компании Google. Для дабстеп-музыкантов имидж совсем не канонический, а вот для айдиэмщиков - в самый раз. Тодд Форд (Todd Ford), будто стремясь соответствовать образу, играет с пластинок весьма приайдиэмленный дабстеповый бодряк. И слушать нескучно, и подвигаться получается неплохо, благо народ собирается медленно и арена пока полупустая. Играет парень отлично, но сообразив что мы попали не совсем туда и у нас еще есть шанс зацепить Ital Tek, отправляемся на соседнюю арену.

На Ital Tek народу подсобралось уже прилично, несколько сот человек лихо отплясывают под упругие басовые вибрации. В заявке указан диджей-сет, но Алан играет с ноутбука, что для дабстеп-диджеев нехарактерно, все-таки здесь культура дабплейтов по-прежнему в почете. Может это лайв? С другой стороны, треков я не узнаю, да и чересчур оптимистично звучат эти штуки для Итал Тека. Выяснить правду так и не удаётся. Минут через десять Алан сворачивает манатки и удаляется, а на вахту заступает диджей с пластинками. Следующим в лайнапе написан Pole, но уж его-то я знаю в лицо - местный диджей просто забивает паузы. Как это часто бывает, неизвестные люди играют самую лучшую музыку. Незнакомец тоже вроде бы заводит дабстеп, но совершенно другой - мелодичный, построенный на фанковых аккордах а-ля детройтская техно классика. Самый яркий трек в его коротком сете звучит так, будто Pinch решил вдруг сделать ремикс на "Raiders of the Lost" ARP. Интересно знать, чья это работа? С удовольствием сходил бы на лайв этого музыканта!

Тем временем Штефан Бетке (Stefan Betke) расставил на столике железо и принялся за дело. Pole тоже почему-то указан в лайнапе как диджей, но уж он-то явно играет своё и вживую. Сетап у него несложный (ноутбук, конроллер и кажется какой-то эффект-бокс, которым он в основном и манипулирует, выкручивая эхо и реверберацию), но действо впечатляет. Бетке играет слегка утяжеленный и более динамичный вариант того странного даба, которым прославился на ранних альбомах, разве что звуки пожирнее и поживее. Никакого хип-хопа, никакого техно. В чем-то эта программа звучит даже более убедительно, чем его сет с живыми музыкантами, который я видел несколько лет на "Сонаре". Возможно дело здесь в идеальном соответствии обстановке, да и звук у Pole просто великолепный - слышно не просто каждую деталь, но и позиционирование звуков в стерео картинке. Полчасика покачав головами под немца, отправляемся назад на Tec Bloc наблюдать продолжение дабстепового банкета.

Там раскочегарил виниловую дискотеку Appleblim. Все-таки дабстеп от Skull Disco, что ни говори, самый динамичный и танцевальный. К тому же у Лори помимо пластинок есть живой эм-си - такой классический темнокожий заводила в красной футболке и с дредами, его присутствие весьма оживляет действо. Все-таки от дабстеповых треков, пусть даже и хороших, достаточно быстро устаёшь (тем более сет Appleblim'a уж очень "перкассив"), а мастер церемоний картину отлично разнообразит - вот на самом деле решение проблемы, когда у промоутеров нет денег везти музыкантов с лайвом. Можно взять одного эм-си на троих и хромые барабаны с басовыми секвенциями превратятся в белых лебедей.

Здесь говорливый паренек тоже обслуживает целую команду. "Heeeey fellaz! Make some noise for deeeeejaaaay Pinch!". И тут перед нами появляется скромняга Роб Эллис (Rob Ellis), под сет которого мы лихо отплясывали полтора месяца назад на первом "Bass Machine". Играет он чуть пошустрей, чем в Москве - меньше экспериментов и больше веселухи, местами почти брейкс. Моменту это вполне соответствует - все наконец доехали, получили браслетики, оосновались в домиках и толпами ринулись танцевать. "Тек блок" забит почти полностью, дабстеп тут в фаворе.

В полночь на главной арене играет Dynamix II, но перед тем как отправляться туда, мы решаем сделать дежурный обход арен на предмет интересностей и немедленно застреваем в "Jak Bloc". Там выступает группа Totally Enourmous Extinct Dinosaurs. Двое людей в костюмах динозавров рубят драйвовую смесь электро и UK garade, напичканную сэмплами из старых поп-хитов. Парень справа возится с ноутбуком, а существо неопределенного пола слева, одетое в красный наряд с коробкой на голове, играет на "поддельном" MS-20. Это явно модная в этом году вещица - не синтезатор, а контроллер, но выглядит почти как настоящий, выдаёт только яблочко на задней панели. Что уж этот человек-динозавр там видит через коробку - я не знаю, но живая игра имеет место быть и не сказать, что очень кривая. Танцуем без перерыва. За что я люблю фестивали, так это вот за таких никому по сути неизвестных артистов, которые убирают звезд одной левой. В прошлом году таким вот сюрпризом стали парни из AGT Rave Cru, но о них чуть позже, а пока все-таки отправляемся на главную арену.

Там в разгаре сет DJ Qbert. Парень в огромной бейсболке набекрень будто бы явился к нам из фильмов восьмидесятых про уличных брейкдансеров. Он не просто сводит пластинки, а устраивает такое "олдскульное шоу" - покрикивает в микрофон и скретчит через каждое слово. Музыка под стать - электро классика восьмидесятых: Afrika Bambaataa, Kraftwerk, Dynamix II и так далее. Под конец Кьюберт даёт виртуоза: запускает луп, потом останавливает и повторяет его скретчами. "You want it faster?" - запускает еще быстрее и снова повторяет. "Even more faster?" потом еще быстрее, еще, еще - как прыгун, который идёт на рекорд, поднимая планку всё выше. Потом он вроде бы срывает овации и уходит, но напоследок еще раз повторяет трюк - разумеется, еще быстрее.

Едва Qbert успел отстреляться, как на сцену вывозят стол с большим пультом, россыпью непонятных железок, микрофоном и синтезатором Pro One. Это рабочее место американских электро-старожил Dynamix II. Идея располагать всех на отдельных столах, которые оперативно увозят и привозят - явно удачная, паузы между выступлениями занимают минут пять-десять. Вообще в группе два человека, но как это часто бывает со "стариками", на фестивале Dynamix II представляет всего один участник. Дэвид Ноллер - плотный дядька лет сорока на вид. Выглядит очень серьезно и музыка у него соответствующая. У Динамиксов полно хитов, но Ноллер ими не злоупотребляет, предпочитая жесткое и минималистичное олдскул-электро - рваный ритм, мрачный бас, парочка синтезаторных линий и вокодерный вокал. Что он делает живьем - загадка. Где-то (хотя и не везде) прослушивается живой вокодер, но что за машинку он использует - не понять, в Pro One вокодера отродясь не было. Драйва, впрочем, хоть отбавляй - "take the blue pill, take the red pill, take the blue pill, take the red pill: this your last chance". Танцуется под это идеально, к тому же перед сценой давки нет, и я отправляюсь туда, ловить вибрации с близкого расстояния.

Ужасно любопытно посмотреть, что делается на остальных аренах, но здесь следующим номером хедлайнеры дня FSOL, а агентура докладывает, что снаружи уже выстроилась очередь. Вот они, минусы роста.

Лайв FSOL заявлен на час, а пока в ползвука играет какой-то микс. Это их первый за 12 лет концерт в качестве FSOL, а не Amorphous Androgynous, и чего от них ждать, никто пока не понимает, но все напряженно ждут. Уже во время выступления Dynamix II ко мне подходит человек с вопросом "Is it future Sound of London?". В шпаргалке у звукорежиссеров удаётся подсмотреть время начала "FSOL - 01.15". На сцене тем временем начинается шевеление - туда водружают огромный экран, на котором вскоре появляется надпись "FSOL ISDN". Брайан и Газ верны себе. Они снова вещают из дома, транслируя в зал аудиопоток и черно-белое видео в режиме слайд-шоу. Народ тут же обламывается - "фу, как же так - то есть их тут не будет?!", но я даже рад. Во-первых, они так играют всегда, это их классическая ипостась. Во-вторых - ну как вы себе это представляете, это сюда сейчас явился великий затворник Дуганс, раскроет лэптоп... Так, да? Нет уж, давайте сохранять интригу.

"Hello-оh-oh-oh-wowwwwrrrr! I Remember You-ou-ou-uw-uw-arrrr"! Это похоже на сеанс связи с МКС - с экрана нам дискретно (слайд-шоу подтормаживает) машет рукой длинноволосый человек с огромных тёмных очках, похожий на Себастьяна Телье. Буквально полгода назад он пел в Москве про Меллоу хиппоу дискоу шоу, а теперь превратился в космонавта. Сюрреалистичность этого видео усиливается тем, что камера снимает всё "рыбьим глазом", что даёт очень широкий охват, но изображает всех как в кривом зеркале.

Всё начинается с одного их "архивных" треков, но сразу понятно, что парни решили особенно не церемониться и вдарить по рейверам эмбиентом. Второй трек узнаётся по первым же секундам, это "Cascade". Сингловая версия, но звучащая, увы, абсолютно как на диске - будто mp3 включили. Я даже успел расстроиться, подумав в очередной раз про то, что "первое шоу за 12 лет" ничего хорошего не предвещает, однако идущие следом "Dead Cities" и "My Kingdom" развеяли мою тоску. Треки основательно переработаны, да и живую игру (а точнее микширование сэмплов) слышно. Браво! Это ровно то, чего я ждал.

На экране идёт то живая трансляция из студии (там у парней всё и вправду очень серьезно - куча клавиш и пультов, вокруг они сосредоточенно носятся, двигая ручки), то нарезка их фирменного видеоарта середины девяностых авторства Buggy G. Riphead'a. И то, и другое завораживает. Особенно интересно смотреть на Брайана Дуганса, который в этом тормозящем ч/б смотрится как герой винтажной кино-фантастики - абсолютно лысый человек в окружении неведомых приборов. Добро пожаловать в лабораторию сумасшедшего профессора. Единственное, что самую малость ломает кайф - слегка тормозящий интернет, который влияет не только на видео. Звук то и дело прерывается на какие-то миллисекунды - вроде и почти незаметно, но эффект занозы создаёт.

Музыка опять сменяется чем-то относительно новым (обрывки "Gigantic Globular" вперемешку с фрагментами, которые я вообще не узнаю), а потом над этой многослойной текстурой вдруг воспаряет вокал Элизабет Фрэзер (Elizabeth Fraser). Не узнать её невозможно. Тут у меня моментально наступает приход и это, наверное, самый яркий момент всего фестиваля. В её пении я узнаю какие-то знакомые нотки, но это не текстурная нарезка, в виде которой FSOL преподносят вокал Лиз в записи, а полноценная песня - звучит так, будто Брайан и Газ решили сделать ремикс на Cocteau Twins. В реальности за этим, судя по всему, кроется изначальная версия трека "Lifeforms", вернее то, из чего он потом был сделан.

Дальше - опять треки из "архивов" (тут проскакивает "Hallucination, которую они любили играть еще в девяностые, а издали только в конце 2000-х) и (свершилось!) долгожданный абсолютно новый материал. В одной из вещей Газ берет в руки гитару и поёт, но получается не психоделический рок в духе Amorphous Androgynous, а аморфная амбиентная размазня - разумеется, ужасно красивая. Дабы извиниться перед несчастными рейверами, FSOL вдруг выдают тяжелого электро-рубилова: я поначалу принимаю это за радикально переделанный "We Have Explosive", но нет - это еще одна новая вещь! А вот дальше уже следует привычный по их старым ISDN-лайвам финал - настоящая "We Have Explosive", переходящая в искромсанную и перемикшированную "Новую Гвинею". Еще раз браво. Это было прекрасно.

Ди-джей заводит какой-то приятный ископаемый хип-хоп в духе Mantronix, следом здесь Tipper, а через час на уютном "Jak Bloc" лайв Hudson Mohawke, но во-первых на часах по московскому времени уже далеко за пять, а во-вторых даже талантливая молодежь с Warp едва ли сможет перебить это ощущение. Поэтому с чистой совестью отправляемся спать. Первый день удался.

Продолжение следует.

27.03.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: