ASIA  "Нет ничего хуже, чем превратиться в политиков"

Звуки пообщались с Джоном Веттоном, басистом легендарных King Crimson и вокалистом популярных поп-прог-рокеров Asia. Накануне московского выступления "азиатской" супергруппы, Звукам удалось узнать мнение мэтра о политизированных песнях, судьбе King Crimson, таланте Porcupine Tree и Tool, меломанских пристрастий его сына, а также о самых ужасных обложках на свете.

Звуки.RU пообщались с Джоном Веттоном (John Wetton), басистом легендарных King Crimson и вокалистом популярных поп-прог-рокеров Asia. Веттон настоящий ветеран прогрока, помимо участия в King Crimson и Asia он появлялся на альбомах таких исполнителей, как UK, Uriah Heep и Roxy Music. Накануне московского выступления "азиатской" супергруппы, Звукам удалось узнать мнение мэтра о политизированных песнях, судьбе King Crimson, таланте Porcupine Tree и Tool, меломанских пристрастий его сына, а также о самых ужасных обложках на свете.

Звуки.RU: Вы до сих пор общаетесь с Робертом Фриппом (Robert Fripp)?
Джон Веттон: Да, конечно. Мы стали плотно общаться еще 45 лет назад и с тех пор нашей дружбе ничто не способно повредить. Мы вместе выросли, а порой для отношений это самое главное, ведь мир вокруг стремительно меняется, и приятно знать кого-то, кто помнит то же самое, что и ты: как выглядел этот город, что было тогда важным для молодых людей, помнит совместные похождения, ну и, конечно же, музыка здесь играет не последнюю роль. Раз в пару месяцев мы встречаемся с ним за чашечкой кофе, а потом сидим и разговариваем по три часа.

Звуки.RU: Не жалеете, что вам пришлось покинуть King Crimson?
Джон: Я не уходил, нет-нет! Все произошло не по моей воле. Мы как раз были в туре в 1974 году, мы добивались немыслимого успеха, пожалуй, на тот момент King Crimson были самой значимой рок-группой в мире. Думаю, что именно этот успех нас и разрушил. Нас пытались жестко контролировать, а я не большой любитель таких опытов. Тогда я решил заняться музыкой со своими знакомыми, некоторое время я работал с Брайаном Ферри (Brian Ferry) и Roxy Music, Uriah Heep, UK, а затем мы основали Asia, и первый же альбом достиг вершины чартов, стал пластинкой номер один в США. Притом, что мы позволяли себе делать то, что мы хотим. А тоталитарная тяга к власти, в конце концов, разрушила King Crimson, очень сложно быть в творческом союзе с деспотическим началом. Всегда полезно притормозить, немного умерить свои амбиции. Все должно приходить постепенно. Сейчас мы даем концертные турне не меньшей протяженности, чем King Crimson в те годы, выпускаем альбомы и концертные DVD, но это не в тягость, потому что мы не форсируем события. И я доволен этим.

Звуки.RU: Ходят слухи, что вы будете играть вещи King Crimson в Москве, это правда?
Джон: Конечно, мы можем сыграть "Starless" или "The Court Of The Crimson King", но я не могу обещать. Мы должны посмотреть площадку и решить между собой. В любом случае, думаю, они будут несколько отличаться между собой.

Звуки.RU: Вы принимали непосредственное участие в записи альбома "King Crimson Starless And Bible Black" - непревзойденной вершины прог-рока. У этой пластинки совершенно особый дух, отличающий ее от того, что делали все другие коллективы на тот момент. Откуда взялось это невероятное чувство соприкосновение с чем-то великим?
Джон: Дело в том, что, как известно, половина альбома записана вживую. Только мало кто задумывался, как это - записать столько песен прямо на выступлении, снять импровизацию и оправить ее в рамку. Сложно даже сказать, что на этом альбоме является чистой импровизацией, а что заранее продуманная вещь. На тот момент с группой происходило что-то удивительное, как будто у нас всех открылись телепатические возможности. Мы понимали друг-друга в самых сложных ситуациях, вместе вели мелодию в совершенно невероятные дали, выпутывались из самых сложных инструментальных сплетений - и все это не говоря ни единого слова. Я до сих пор не знаю, что это было. Между нами витал какой-то необычайный дух, и нам повезло, что мы смогли отразить его в записи. В то же время, "Starless..." - это точка ровно посредине между "Lark's Tongues In Aspic" и "Red". Она отображает наше промежуточное состояние, мы уже не та безумная экспериментальная банда, которая записала "Lark's Tongues...", но там еще нет той сухости, жесткой техничности и упорядоченности, что проступили на "Red". Тогда, когда мы делали "Starless..." нам казалось, что вот мы нашли собственный путь. Немного жаль, что мы с него так быстро свернули. Вообще забавно, многие вещи были записаны нами вживую на разных концертах, а потом мы оттуда вытерли аплодисменты. Сейчас все группы делают ровно наоборот, играют большую часть материала в студии, потом добавляют шум зала и издают это как концертный альбом! (смеется).

Звуки.RU: Почему оформление вашего последнего альбома делал Роджер Дин (Roger Dean), вы не устали еще от постоянного сотрудничества с ним?
Джон: Я думаю, что после того как он нарисовал нам обложки к первым двум пластинкам, мы просто не могли не взять его в нашу команду, как талисман. Конечно, нас тогда порой раздражало, что все воспринимали его исключительно как автора обложек Yes, и на нас тоже падала тень этой группы, но время показало, что он очень разносторонний художник, а мы совершенно непохожи на Yes. Нам правда нравится, как он преломляет музыку в изображение. Для нас было совершенно естественно пригласить именно его, тем более, когда я придумал название, я задался мыслью - а кто же кроме Роджера способен изобразить мифическое существо так, чтобы это было необычно и в тоже время величественно? Он уже изобразил дракона на нашем дебюте, почему бы не попробовать с Фениксом? Тем более, что никто же не знает как он на самом деле выглядит, а такому художнику, как Дину нужен большой простор для фантазии. И мы решили, что это именно его случай. Все участники Asia остались довольно результатом.

Звуки.RU: Честно говоря, Роджера Дина сложно назвать выдающимся художником. Так рисуют на переменах пятиклассники, обчитавшиеся фэнтези. Вы, правда, считаете это искусством? Тем более, что его стиль как пожар перекинулся на обложки половины всех прогрессив-роковых альбомов той эпохи.
Джон: А разве это не достижение? (смеется) Я думаю, что это был очень умный ход - сформировать целый сектор сбыта фэнтези-арта, сделать его востребованным, связав с популярной музыкой. На мой взгляд, его работы абсолютно сочетаются с прог-роком, лучше даже и представить себе сложно. Вычурность и полет фантазии музыки только подчеркивается его рисунками. Я прекрасно помню, как мы принесли логотип группы и обложку к нашему первому альбому в офис рекорд-лейбла. И директор компании (Geffen Records - прим. авт) сказал мне: "Что за дерьмо вы приволокли?! Тут даже название прочесть невозможно! Мы не выпустим его в таком виде". Ты понимаешь, нам это сказал глава большого лейбла, и мы все равно настояли на своем! Пластинка была продана тиражом около двадцати миллионов экземпляров, и только тогда он понял, как же он ошибся. Это прекрасный пример тому, сколько понимают в музыке, те люди, которые пытаются ей управлять.

Звуки.RU: А прог-рок группы нового поколения вас интересуют? Pure Reason Revolution, Porcupine Tree, David Sylvian...
Джон: Да, а разве Porcupine Tree считается прогрессивом? Надо же. Впрочем, в любом случае когда я последний раз видел Фриппа, он заглянул ко мне домой и рассказал, что он сейчас работает в студии со Стивеном Уилсоном (Steven Wilson), лидером Porcupine Tree. Фрипп добавил, что Уилсон делает ремиксы на ранние вещи King Crimson и, судя, по тому, что он говорил, я понял - он имеет в виду "Starless and Bible Black". Меня поразил эта новость. Я никогда не общался со Стивеном лично, но был на нескольких его выступлениях, и мне понравилось то, что он делает. Думаю, мы смогли бы сделать что-то вместе. А вообще, я думал, что вы спросите о других прогрессив группах: Tool или Muse...

Звуки.RU: Да, а разве Muse считается прогрессивом? Надо же...
Джон: Хорошо, а Tool?
Звуки.RU: Ну, мне-то Tool нравятся, но давайте лучше о вас поговорим.
Джон: Местами они слишком ударяются в металл, но я признаю, что это невероятно одаренные люди. Они делают очень интересную и небанальную музыку, а это самое главное.

Звуки.RU: Вы же прежде не раз были в России, что менялось из раза в раз?
Джон: Я был два раза, один раз приезжал со своим проектом ICON в 2006. Мы тогда играли в клубе "Апельсин"...

Звуки.RU: А у вас хорошая память. Впрочем, он не так давно закрылся.
Джон: Благодарите Бога! (смеется) Там было просто ужасно - свет, звук, условия. А вот в Санкт-Петербурге нам очень понравилось. А еще мы сняли клип на песню "Praying For The Miracle" в 1990, недалеко от Красной площади. Это был самый-самый пик перестройки. В этот год все изменилось, как мне кажется. Мы приезжали еще по культурному обмену, хотя на самом деле уже играли коммерческий концерт. Я был поражен, тем как все изменилось спустя 16 лет. Тогда, в начале 90х все было построено на контрастах, прекрасный город со множеством музеев и совершенно обнищавшие люди на улицах, ощущение социального конфликта и имущественного расслоения. Именно это мы и пытались изобразить в видео на "Praying For The Miracle". В 2006 - это было не так заметно, похоже, что русские уже привыкли к капитализму, поняли, как с ним нужно обращаться. В 90-ом это выглядело попросту дико. В этот раз нам будет не менее интересно посмотреть, что происходит в Москве.

Звуки.RU: Многие люди небезосновательно ругают прог-рок за отсутствие политической и социальной позиции, хотя во многом расцвет этой музыки пришелся именно на эпоху тэтчеризма, когда, как казалось, сложно было оставаться равнодушным.
Джон: У нас была довольно прямолинейная песня, касающаяся политики, еще на самом первом альбоме - "Wildest Dreams", она посвящена теме анархии и хаоса, постепенно охватывающим Англию. Да и на "Phoenix" тоже есть политически-ориентированные песни, например, "Never Again". Мне кажется, что это худшее, что может быть, если мы из музыкантов превратимся в политиков. Я не хочу скакать перед толпой и взывать к миру во всем мире, лучше я напишу песню о любви. Я не переношу пропаганду в любой форме. Я пытаюсь рассказать людям, как я жил и живу, возможно, кому-то это будет уроком. Я стараюсь не связываться с партиями или политическими движениями. К тому же, политика или социальная критика - не самое прочное основание для творчества. К тому же, скажу честно, вокруг нас всегда вертится огромное количество ребят в костюмах, кого-то мы видим по телевизору, но, может быть, я уже старый - но я никому из них не верю. Поэтому, наверное, они уже провалили свою миссию.

Звуки.RU: Вы не расстраиваетесь, что потеряли контакт с молодежью?
Джон: А мне кажется, что это здорово, что наша аудитория выросла вместе с нами, и мы смогли удержать тех, кто любил нас еще в 80ые. Я не думаю, что это здоровая задумка - прикинуться как будто нам вновь по 20 лет. Публику не обманешь, а выглядеть это будет по меньшей мере странно. Всем участникам Asia сейчас около 60 лет, это уже не тот возраст, когда можно молодиться. Мы все равно не сможем в полной мере понять подростков, так что зачем выставлять себя на посмешище? А наши поклонники, сколько бы им ни было лет, нас устраивают, и мы устраиваем их. Молодежи нужна другая музыка.

Звуки.RU: У вас есть десятилетний сын, что он слушает?
Джон: Он в курсе того, чем занимается его отец и ему нравятся какие-то наши записи. Но вообще, он слушает радио, любит закачивать какие-то новинки в Ipod, но, как я заметил, ему может нравится какая-то песня, и он будет готов слушать ее часами, не зная при этом ни ее названия, ни кто ее поет. Он не покупает пластинки, и наверное, это тоже сказывается на жажде потребления. Не сказал бы, я что я это одобряю, у меня свой подход к музыке, мне нравятся втягиваться в нее, изучать и получать какие-то знания. Порой я сам слушаю популярные радиостанции, чтобы не отстать от жизни. Но на мой взгляд, из всего, что я слышу - 10 процентов стоящие вещи, а остальное полная чушь, сущий мусор. Но ты знаешь, точно тоже самое было, когда я впервые включил радиоприемник, в 1961-ом году. Ничего не изменилось. У людей по-прежнему такие же паршивые вкусы.

Asia
ДС "Лужники"
19 марта 20:00

18.03.2009, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

ASIA - свежие публикации: