АГАТА КРИСТИ  Период полураспада

Звуки анализируют жизнь и смерть (?) группы Агата Кристи.

"Самоубийцы дискредитировали самоубийство - не наоборот" - эта фраза Фридриха Ницше лучше всего отображает принятый в шоу-бизнесе канон ухода из жизни звездных коллективов. Сначала попытки посредством дешевой сенсации (а смерти, как и любому подведению итогов в прессе традиционно уделяют больше внимания, чем попыткам поддержать зарождающуюся жизнь) вернуться на первые полосы газет, бесконечные прощальные туры, затем недолгий отпуск и наигранный реюнион с новым альбомом: Знакомая схема, не правда ли?

Тем не менее, бывает и так, что группы, в чьей незыблемости и успешности никто не сомневался, неожиданно исчезают с музыкального ландшафта. Немало лихорадит и отечественную рок-сцену: если роспуск Ленинграда еще можно считать очередной волюнтаристской шуткой Сергея Шнурова, вроде его же подзабытого проекта Диоды, то от прекращения деятельности Ва-Банка и зловещих слухов вокруг НАИВа так просто не отмахнуться. Некоторым музыкантам нужен отдых для смены деятельности, открытия новых музыкальных горизонтов. Так, например, стало с великолепным днепропетровским трио ...и Друг Мой Грузовик, съехавшим с наезженной колеи в электронно-речитативную обочину. Иногда членам коллектива отдохнуть нужно в первую очередь друг от друга. Так вышло с ветеранами русского рока Агатой Кристи, на прошлых выходных с помпой отметивших 21 год со дня основания коллектива. "Black Jack", с размахом справленный в столичном клубе Б1, не вернул гармонии в группу. В многочисленных интервью братья Самойловы наперебой говорят о том, что им стоит реализовать незадействованный в АК творческий потенциал, а будет ли это порознь или вместе - не уточняют. Что, впрочем, скорее указывает на сольный характер развития дальнейшей истории, ведь и у Глеба, и у Вадима Самойловых уже есть опыт самостоятельных проектов. И если альбомы Вадима Рудольфовича совместно с первым заместителем руководителя администрации президента Владиславом Сурковым служат скорее предлогом для острых шуток со стороны меломанов, то изданный еще в 90м году концептуальный альбом "Маленький Фриц" работы Глеба Самойлова, показал возможность альтернативного развития самой мрачной и поэтичной истории в русском роке.

Основной чертой Агаты Кристи всегда была непоследовательность, качество той природы, что шла не во вред группе, а даже на пользу, сформировав уникальный и самобытный образ коллектива. Многое из того, за что брались участники Агаты Кристи, не доводилось до конца (см. истории с дилогией "Триллер", чье продолжение так и не увидело свет), но так или иначе оставалось жить своей собственной жизнью. Так и получилось в уходящем году, когда после серии шикарных переизданий альбомов АК, обновления состава и мощного, полнокровного выступления с новыми, прыткими песнями на церемонии RAMP (ошеломившего даже тех, кто в последний раз слушал "Агату" во времена "Позорной Звезды" и "Опиума"), группа резко взяла курс на саморазрушение. Сегодняшний этап жизни квартета назван громко - Эпилог, и, как любой финал будет обставлен всеми соответствующими церемониями: выпуском заключительного альбома и полномасштабным турне. И тут стоит вспомнить, что истинная прописка в вечности - это не многомиллионные тиражи и Зал Славы Рок-н-Ролла, а десятки тысяч юных голосов, распевающих по стране под простенький гитарный бой знакомые всем хиты: "Как на войне", "Моряк", "Ковер-вертолет", "Опиум для никого", "Два корабля"... Наверное, это и есть самое настоящее мерило успеха.

Сегодня, когда все вдоволь насладились болезненно жаркими сравнениями музыки Агаты Кристи и столпов британского пост-панка The Cure и Sisters Of Mercy, подобные умозаключения выглядят просто смешно. Стоит только немного послушать бесконечные демозаписи новых отечественных инди-групп, смело провозглашающих себя верными последователями Роберта Смита (Robert Smith) и Эндрю Элдрича (Andrew Eldritch), чтобы понять - даже сейчас, когда казалось бы, все первоисточники открыты и именно в архивных штудиях преуспеть проще всего, записать нечто равное по музыке и нерву ранним пластинкам уральской рок-группы, все равно не удается никому. Что и говорить о словах песен - несмотря на предосудительное использование просторечий, в лирике Самойловых было самое главное: точность формы и двусмысленность содержания - рецепт многочисленных прочтений и трактовок. А уж, как известно, глубина для русского рока - характеристика поважнее прочих. Сложно сказать, происходит ли все вовремя и, тем более, невозможно прогнозировать дальнейшее развитие событий. Но ясно одно: кому как не Агате Кристи удастся "уйти красиво" (по словам известной, но довольно поганой песни), благо сами они спели на эту тему немало. Что же, тут можно добавить? Уходя - уходи.

24.02.2009, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

АГАТА КРИСТИ - свежие публикации:

Сайт: www.agata.ru

АГАТА КРИСТИ

Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне - Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и Александром Козловым (клавишные, вокал).

Подробности из жизни:

Немногие на отечественной рок-сцене склонны к стилистическим экспериментам.
Ещё меньшему числу артистов удаётся после таких выкрутасов сохранить, а тем
более умножить круг своих почитателей. И уж вовсе единицы обращаются при этом к
достаточно сложным музыкальным формам и маргинальным жанрам поп-музыки...
Агата Кристи - из таких вот удачливых смельчаков, преодолевших
затянувшееся отставание рока от музыкальной моды...
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне -
Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и
Александром Козловым (клавишные, вокал). Некоторое время в составе,
официально именовавшемся ВИА РТФ УПИ (вокально-инструментальный ансамбль
радиотехнического факультета Уральского политехнического института) играли
также Александр Кузнецов (бас-гитара) и Пётр Май (ударные).
Хорошо разбиравшийся в радиоаппаратуре Самойлов сразу же взялся за сооружение
собственной студии звукозаписи.
Проблема выбора более характерного названия…

Далее... →