Музыка группы Центр - не от мира
сего. При этом все ее песни
- исключительно заметки о повседневной жизни. Но заметки предельно
отстраненные. И это логично. Глаз глазом не увидишь - нужно хотя бы зеркало.
Поэтому Василий Шумов - основатель группы, некоторое время
представлявший ее единолично,
раз за разом проникает в наш повседневный мир извне,
садится в центре, и, оглядываясь по сторонам, без особого выражения рассказывает
о том, что происходит, происходило или могло бы происходить вокруг выбранного
им наблюдательного пункта. Так было, когда Центр записывал в 80-х один
полукустарный мини-альбом за другим. Такое положение дел сохранилось и на
рубеже веков, когда группа практически растворилась во внутренностях шумовского
компьютера. Так, похоже, будет и теперь, когда Центр вновь превратился из
нескольких людей, раскиданных по миру и связанных оптоволоконным кабелем, в
действующую команду.
Творчество "Центра" - эдакий монстр доктора Франкенштейна, скроенный из разнородных частей и оживленный при помощи запретных знаний. Переизданные сплитом альбомы "Цветок и Мотылек" (1984) и "Учитесь Плавать" (1986) - это сочетание ностальгических переливов какой-то морально устаревшей органолы, стуков и шипения примитивного ритм-компьютера, кое-где поддержанного треском разновалиберной перкуссии ("Джамайка"), небрежных гитарных риффов Валерия Виноградова в традициях гаражного рока и безучастных заметок Шумова о быстротечной жизни ("Махаон"). Особенно пугающе звучит спетая хором зомби блюзовая вариация на тему "Первым делом - самолеты..." Только в "Миранде" и некоторых номерах с "Учитесь Плавать" Шумов по-настоящему пытается петь - в прочих номерах он предпочитает ВЕЩАТЬ. Пересказывает за три минуты сюжет "Острова Сокровищ" ("Эсмеральда") или рассматривает одно и то же явление в различных контекстах ("Подземный Ход").
Альбомы, о которых мы сегодня поведем речь, немного разные. "Цветок и
Мотылек" - менее причесанный.
"Учитесь Плавать" - более концентрированный. Но это, наверное, лишь
потому, что там и ритм-компьютер лучше (хотя партий ударных как таковых, нет, а
есть лишь включамые по умолчанию биты), и бас играет плотнее.
В конце 80-х Шумов перебрался в Штаты. Практика собираться в Лос-Анжелесе для
записи (1993) или в Москве для концертов (1998) вскоре была отвергнута, и
музыканты перешли в режим общения посредством серверов удаленного
доступа.
Программы "Пластикозаменитель" (2000) и "Курс Доллара" (2001)
представляли собой т.н. "минимальное техно" с элементами транса, общая же
концепция не изменилась - безучастные заметки о повседневности, самим фактом
безучастности выставляющие таковую повседневность в неприглядном или попросту
нелепом виде ("Быстро И Безболезненно"). Альбом полон инструменталов
("ПЗ") или композиций, где звучат не несущие особой смысловой нагрузки
электронные голоса. Хотя когда одуряюще монотонный электронный бит
сопровождается рефреном "Платят вроде хорошо...", и все это носит
название "Наичистейшая Ненависть", лишние слова и не нужны. Фразы
вырываются из привичного контекста ("Водочные Прения"), а то, что всеми
подразумевается, но никем вслух не произносится, Шумов произносит с нарочито
гипнотическими интонациями. Самая большая удача этого периода - сатирическая
звуковая композиция с говорящим названием "Мягкая бумага плейлиста радио "Формат"".
В тот период Шумов особенно подчеркивал, что создает свои альбомы "на
компьютерах с использованием софтверных синтезаторов", и ничего
аналогового, кроме голосов участников записи, здесь не услышать. Cудя
по сочинению "Принтер Не Отвечает", никакого пиетета по отношению к
новым технологиям не испытывал, и это хорошо.
Во второй половине 2000-х круг замкнулся. Василий Шумов
все больше времени
проводит в Москве, а "Центр" вновь приобрел первичные признаки группы. На альбоме
"У Прошлого Нет Будущего" вернулся к игре на гитаре Валерий Виноградов -
на сей раз в компании с сыном Алексеем, отвечающим теперь за клавишные.
Правда гаражные риффы ушли в прошлое, уступив утробному рычанию в стиле
индастриэл ("Эс. О. Вэ. О. Ка.", "Амынет"). Что до Алексея, то мне
случалось наблюдать, как ему со своими синтезаторами однажды пришлось подменять
басиста в клубной кавер-группе, и хиты Poison вдруг зазвучали так,
словно бы их исполняли Sigue Sigue Sputnik. На новом альбоме треки
"Грандиозна" и "Непотопляемость" пронизаны упругим грувом
синтезаторных басов. Идеальная ритм-секция наконец-то изобретена - и что с
того, что бас и барабаны там и рядом не бродили. Шумов вновь оперирует
осмысленными текстами, а не отдельными фразами, но смысл их тот же, что и
прежде - пускай окружающий комментатора мир и изменился.
Говоря языком математики: ни одна замкнутая система не может быть полностью
объяснена из самой себя. Мир людей нуждается в комментаторах. В тех, кто без
особых эмоций расскажет все, как есть. Такова историческая миссия группы Центр.
Купить альбомы "Центра в хорошем
разрешении можно на Звуках.
Раскрыв западную энциклопедию
независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили...
Наш рассказ - о группе 'Центр' и ее лидере Василии Шумове, сказавшем однажды: "Центр - такая группа, которая вроде бы есть, а в то же время..."
Подробности из жизни:
Раскрыв западную энциклопедию
альтернативного/независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили, причем в те самые застойные годы, когда считалось
хорошим тоном поддерживать любого обормота с электрогитарой, поскольку он
представлял из себя альтернативу Кобзону и ансамблю Пламя.
Влиятельный некогда глава "Урлайта" Илья Смирнов и целая обойма
критиков из ленинградского рок-клуба презрительно плевались в сторону 'Центра'
- за его непохожесть на, скажем, ДДТ. По прошествии пятнадцати лет это
сомнительное обвинение становится бесспорным комплиментом, а в центровском
влиянии на себя вдруг признаются такие разные артисты как Запрещенные
барабанщики, Би 2, Восьмая Марта и другие представители творческой
молодежи. Это при том, что сама группа…
1984 – Австралия, наконец, получила собственный гимн. По итогам народного голосования песне Питера Доддса Маккормика "Развивайся, прекрасная Австралия" был присвоен статус национального гимна. До этого австралийцы довольствовались британским вариантом — God Save the Queen »»
Alexis KORNER (1928)
Alan PRICE (1941)
Bernie WORRELL (1944)
Mark VOLMAN (1947)
Andy SHERNOFF (1952)
Tony MARTIN (1957)