INTERNET  Поскорей к нам иди и друзей приводи!

В сети стартовал проект Kroogi - социальная сеть, основанная на принципе творческой и финансовой взаимопомощи. Звуки беседуют с автором "Кругов" - Мирославом Сарбаевым, знакомому нам по проекту... Napster.

"Эй, ты слышишь, наш сто первый друг,
Здесь тебя поддержат сотни рук!"

(А. Пугачева)

11.11. в 11.11. по североамериканскому времени стартовал проект, о котором давно грезят многие мои знакомые музыканты, артисты и художники. Кто-то скажет, что Kroogi - просто "очередная социальная сеть", но все это - гораздо интереснее. Идея "Кругов" основана на принципе творческой и финансовой взаимопомощи: авторы публикуют контент бесплатно, но все желающие могут принять участие в создании их нового творения, а также поддержать их финансово, переведя автору пожертвование посредством разных платежных систем. Проще говоря, мы с вами, обыкновенные юзеры, можем помочь, к примеру, Борису Гребенщикову выпустить новый альбом - а он отблагодарит нас, выложив в сеть бесплатно что-то уже записанное. И эта система уже работает.
В каждом из нас живет меценат, и каждый при этом любит получать что-либо бесплатно. Нам хочется не просто скачивать музыку - нам важно знать, что наши деньги идут на благое дело: к примеру, на мастеринг и выпуск неизданных альбомов Сергея Курехина, новый альбом Александра Ляпина, сборник хороших диджеев... Теперь это стало возможно.
""Круги" - это возможность вознаградить творцов, не запуская в движение акта купли-продажи", - утверждают создатели сети.

Три слагаемых проекта.

У каждого изобретения, как известно, имеется аналог и прототип. У "Кругов" много разнообразных "родичей", благодаря которым идея обрела законченный смысл и вид. Попробуем выделить основные:

  • Идею "музыки, бесплатной для пользователя" в канун миллениума выразил знаменитый p2p-проект Napster. Конечно, на тот момент активно функционировали и другие "обменники", но только "Напстеру" удалось вызвать на себя гнев всемирного масштаба со стороны правообладателей, и только он заставил заговорить об интересах простых слушателей, перекормленных однотипной продукцией мейджоров. Ко всему прочему, именно с "Напстера" начинается эта история.
  • Вторым слагаемым системы стали MySpace, LastFM, LiveJournal и прочие места, где общаются "друзья друзей и знакомых кролика". Бодрое восхождение на вершины чартов Лили Аллен (Lily Allen) и Arctic Monkeys привлекло внимание независимых музыкантов к аудитории социальных сетей как к среде, в которой потрясающе быстро расходится новая музыка.
  • Третий фактор - идея donations ("пожертвований"), - стара, как негр-блюзмен в переходе на Парк-Авеню. Одних только сетевых радиостанций, которые собирают пожертвования со своих слушателей, но при этом вещают бесплатно, насчитывается несколько тысяч (я, к примеру, давно и плотно торчу на Soma FM - а у вас какие наркотики?)
    Звезды, все более разочаровывающиеся в отмирающем механизме "промо - продажа альбома лейблу - промо от лейбла - негарантированные роялти - долговая яма и вечная пахота на лейбл", начали искать новые пути дистрибьюции, и на свет родилось движение фрилодеров (freeloaders) - пользователей, которые платили тогда, когда им нравилось скачанное и когда им хотелось поддержать музыкантов.
    Ошеломляющий успех интернет-продаж альбома Radiohead "In Rainbows", выложенного в сеть на условиях "заплати сколько сможешь", всколыхнул острый интерес всего мира к интернет-дистрибьюции и идее "donations", однако чуть позже Том Йорк (Thom Yorke) сообщил, что не намерен в ближайшее время повторять свой смелый эксперимент.
    Создатели "Кругов" не просто свели вместе три идеи - они создали пространство, в котором автору комфортно общаться и работать. А мы с вами знаем, что именно в таких местах чаще всего и начинает бурлить творческий процесс.


    "Я рисую круги на воде..."

    C Мирославом Сарбаевым, создателем Kroogi.com, мы познакомились очно сравнительно недавно - хотя предпосылки к этому знакомству у нас возникали на протяжении доброго десятка лет. Дело не только в том, что у нас много общих закомых: Мирослав - один из руководителей той самой "опальной" системы Napster, о которой шла речь выше. Мирослав пришел в Napster за неделю до того момента, как на компанию подала иск RIAA. На мой вопрос "общаешься ли ты сейчас с Шоном Фэннингом, создателем Напстера?" Мирослав говорит "Да, мы даже после вместе создали проект Snowcap". Удивительным образом в разговоре обнаруживается, что интересы Мирослава, который возглавлял пиратский обменник, и меня, больше десяти лет продвигающей идею легальной музыки, очень схожи. К примеру, мой проект Soundkey базируется на той простой идее, что только музыкант вправе устанавливать условия продаж (или раздачи) своей музыки. А Мирослав считает, что при этом стоит "дать слово" и пользователям.

    Звуки.Ru: - Мирослав, каким образом опыт "Напстера" помог тебе реализовать идею "Кругов"?

    Мирослав Сарбаев: - Когда я работал в "Напстере", мы уже в тот момент думали о том, что мы выпустили джина из бутылки и очень скоро старая экономическая система для музыкальной индустрии перестанет работать. И появится новая модель.
    То есть, понятно, что если музыку можно бесконечно и бесплатно тиражировать в сети, продаваться она будет слабо. Точнее - никак. Сопротивляться или мужественно подмахивать старой системе - и то, и другое -- две составляющие одного процесса. Не хочешь участвовать в процессе, думай по-другому. То есть, нужна какая-то иная модель взаимных отношений творца и мира, отличная от купли-продажи. Kroogi - это начало реализации такой модели. Сеть задумана таким образом, чтобы любой её участник, то есть, творец, застолбивший себе аккаунт, мог поделиться с миром своим творчеством, то есть контентом, а благодарный мир за это поделился бы с ним разными благами: через PayPal или WebMoney, через фанатский клуб или волонтёрскую работу. В Kroogi можно выложить свой контент. В Kroogi можно прийти и дать создателю контента денег. Там можно замутить проект, и дать возможность большому интернетному облаку помочь проекту материально.
    Друзьям я то же самое формулирую по-другому: нагрузил музыки за бесплатно, не будь козлищем, дай автору денег, тебе же лучше будет в конце концов. Но чтобы дать автору денег, нужно место, в которое эти деньги положат. Круги обвели очень яркой рамкой это место. Не заметить и скозлить - трудно.

    Звуки.Ru: - То, что собрать на новый альбом звезде несложно - общеизвестно. Но как твой проект поможет совсем неизвестным музыкантам? Ведь им зачастую нужнее реклама, нежели собственно продажи?

    Мирослав: - Мы создаем сообщество благожелательных слушателей. В системе строятся модули, которые помогут неизвестному, но хорошему контенту достигать большего количества зрителей и слушателей.

    Звуки.Ru: - Когда я раздумывала о варианте donations, меня сильно смущало, что что по умолчанию музыка становится бесплатной, и пополнение кошелька музыканта зависит исключительно от настроения аудитории. Это же как музыкант в переходе: может повезти, а может и не. Где мировая справедливость?

    Мирослав: - Система строится именно для тех, кто пытается раскрутиться, а не уже раскручен. Мы не претендуем на то, что строим спреведливость или насаждаем ее. Мы пытаемся сделать инструмент, который как нам кажется справедливее чем то что есть сейчас. И лучше работает.

    Мир меняется.

    Звуки.Ru: - А представь, как на Kroogi будут реагировать мейджоры - какую реакцию ты предвидишь?

    Мирослав: - Хотелось бы верить, что они увидят массу полезного для себя в этой системе. Способ быстро и эффективно открывать новые таланты, например. У мэйджоров прекрасно развита инфраструктура в реале.

    Звуки.Ru: - Но ведь система предполагает, что таланты и без лейблов прекрасно обойдутся?

    Мирослав: - Это один из путей. То, что построено у мжйджоров, можно использовать, как элемент инфраструктуры и один из способов продвижения. Конечно, это изменение старых путей, и может показаться неудобным, как все новое. Но в результате станет лучше.

    Звуки.Ru: - Как ты полагаешь, почему схема раскрутки и продаж, предложенная Arctic Monkeys и Radiohead, не нашла широкого распространения?

    Мирослав: - Я думаю, просто это слишком ново. Вот мы и посмотрим, станет ли инструмент Kroogi тем, что позволит этой модели стать популярной. У нас много еще припасено всякого, что позволит эту модель сделать более удобной и менее непривычной.

    Звуки.Ru: - Но ведь сам по себе эксперимент доказал эффктивность схемы. Возможно, речь идет о трудности ее реализации для отдельной группы или музыканта?

    Мирослав: - И это тоже. Музыканты, как правило, очень хорошо играют музыку. И не очень сильны в создании web 2.0-систем.

    Хорошо, когда за дело берутся профессионалы. Пожелаем Мирославу и его команде удачи... и будем рады поздравить его с успехом, который, как я надеюсь, ожидает систему Kroogi.

    Официальный сайт: Kroogi.Com.

  • 12.11.2008, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

    INTERNET - свежие публикации: