Marsen JULES  Свечи, вино, эмбиент

Концерт глитч-минималиста Марсена Юлса прошел по законам "не благодаря, а вопреки": поначалу близкий к провалу, в итоге он стал одним из лучших "тихих" выступлений года.

Концерт Марсена Юлса (Marsen Jules) в "Доме" прошел по законам "не благодаря, а вопреки" - поначалу всё вроде бы шло к провалу, а в результате получился один из лучших концертов года. О том, что в Porn Sword Tobacco в Москву не приедет, и нас ждёт сольное выступление Марсена, стало известно уже где-то за пару дней до концерта. Что произошло со шведом - так и осталось загадкой, но этот факт конечно расстроил. Не то, чтобы я не любил Юлса - они оба хороши, но Porn Sword Tobacco, особенно с пластинкой про олимпийские высоты, был мне как-то ближе. С другой стороны, два амбиентных концерта за вечер было бы явно too much, так что во всем были свои плюсы.

То ли потенциальные зрители вовремя прознали про отмену Porn Sword Tobacco, то ли испугались наступившего холода, то ли, что наиболее вероятно, двух концертов одного жанра (а две недели назад тут был аншлаговый Swod) оказалось слишком много для сравнительно небольшой аудитории, в общем народу собралось просто обескураживающее мало. Однако и это в результате обернулось позитивом: в зале наконец-то собрались настоящие ценители. Чинно расселись, отключили мобильники и выжидающе затихли.

Обилие аппаратуры тоже не поражало - привычный 'мак' с контроллером без клавиш, однако в кои-то веки всё обставлено в правильном антураже. Стол накрыт черным, перед компьютером лежат несколько белых роз, стоят свечи и бутылка вина. Долго ждать главный герой себя не заставил. "Добрый вечер, я Марсен Юлс из Германии. Сегодня я поиграю вам тихую музыку. Если вы хотите взять что-нибудь выпить, сделайте это пожалуйста сейчас, потому что иногда будет ну совсем тихо. В общем, слушайте - надеюсь, что вам понравится. Ваше здоровье!". Немец зажигает свечи, отпивает из бокала и тут в зале и на сцене выключается свет.

Юлс играет этакую "амбиентную классику" - это похоже не на его последний альбом "Golden", где довольно много событий, а также всякого глитча и постороннего шума, а на более ранние пластинки вроде "Herbstlaub". Отдельные инструменты появляются лишь изредка - где-то вдалеке позвякивает арфа или фортепиано, а на переднем плане всегда плотная оркестровая масса. Однако в отличие от большей части эмбиента, в том, что играет Юлс, есть динамика. Это музыка то наступает, то отходит - это похоже на море, где с одной стороны есть прибой, а с другой - приливы и отливы.

Начав с достаточно гармоничных вещей, мало-помалу немец нагнетает напряжение и в конце концов приводит музыку к эмоциональной кульминации: на нас обрушивается плотный поток звука - нервного, мятежного и совсем не тихого (звук в "Доме" сегодня выше всяких похвал). В зале полное ощущение классического концерта, как будто перед нами не человек с лэптопом, а симфонический оркестр. Марсен тем временем потягивает винцо и самозабвенно крутит ручки. То шума прибавит, то арфу выведет, то вдруг резко сбросит напряжение и в зале станет пугающе тихо. Наконец и публика собралась подходящая - в такие моменты все замирают, буквально боясь дышать, а Марсен постепенно запускает новую звуковую волну.

В общем, к тому моменту, когда успевает отзвенеть эхо последнего звука, а немец задувает свечи, хлопает крышкой 'мака' и под аплодисменты уходит, у меня успевает наступить настоящий катарсис. Видел я подобные действа на Сонаре (до сих пор не могу забыть концерт Tape), но в Москве такое кажется впервые. И не нужно никакого Porn Sword Tobacco - Юлс сыграл ровно столько, сколько нужно. Погрузил и ни капли не утомил.

После концерта удалось поболтать с Марсеном, который оказался весьма общительным и обаятельным. Он очень увлекается футуристами и авангардом начала века, любит Эрика Сати и Джона Кейджа и с восторгом рассказывает о перфомансах вроде такого: народ собирается раз в год, чтобы сыграть одну ноту из произведения, в партитуре которого написано "играть как можно медленнее". А вот традиционную классику не любит: "Там всё концентрируется вокруг мелодии, да и динамика в этой музыке мне не нравится. Меня восхищает эффект, когда музыка настолько медленная, что ты не успеваешь заметить каких-то изменений, при этом если сравнивать с тем, что звучало полчаса назад, то изменилось буквально всё. Один норвежец написал программу, которая позволяет без дефектов растягивать музыку в десять-двадцать раз, и в качестве демонстрационного примера он прикладывает одну из симфоний Бетховена, растянутую до 24 часов. Вот это звучит просто потрясающе!".

09.11.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Marsen JULES