ФЕСТИВАЛЬ  Field Day - Вести с полей

Лондонский фестиваль "Field Day": этническая еда, фолк, рок и электроника на любой вкус и цвет - Modeselektor, Notwist, Efterklang, Simian Mobile Disco и новые герои синтпопа Heartbreak.

Лондонский фестиваль "Field Day" очень напоминает наш "Пикник Афиши" - однодневка в городском парке, много народу, много арен, совершенно разная музыка от электро до фолк-рока, этническая еда всех мастей, разве что немузыкальных развлечений тут чуть поменьше, что впрочем и понятно - билет сюда стоит тридцать фунтов, просто так не придёшь.

В Лондоне с утра моросит дождь, но всеобщему веселью это нисколько не мешает. В три народу уже полно. На входе очередь, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что народ, как на сонаре, идёт получать билеты, заказанные в интернете, а для тех, у кого билеты уже на руках, процесс входа занимает от силы минут пять. Контроль либерален настолько, что удаётся даже протащить внутрь бутылку коньяка.

Первым делом, как обычно, беглый осмотр арен. На NME-сцене (большой крытый шатёр) играют White Lies, качественный современный пост-панк - не шедевр, но приятно, к тому же удивляет хороший звук. На большой арене (высокая сцена и публика под открытым небом) Wild Beasts играют мягкенький манерный инди.

Чуть поодаль обнаруживается небольшая арена, где сегодня целый день фолк (у входа висит размокший от дождя лайнап, написанный от руки - расписание по сравнению с тем, что выдают на входе, сильно перекроилось), а вот на поиски площадок Bugged-Out и Bloggers даже уходит некоторое время. Зато обнаруживается 'майспейс-арена' - разрисованный в кислотные цвета автобус, где тоже ухитряются играть диджеи и даже музыканты - в окнах просматривается танцующий народ - набились туда как москвичи в час пик и ничуть от этого не страдают.

Hannah Holland & MC Chickaboo Обнаружив в конце концов всё, что нужно, отправляемся на арену Bugged-Out. Во внушительных размеров шатёр набилось нехилое количество народу, на входе было даже некое подобие давки, но пролезть к сцене труда не составляет. Тут происходит женское DJ-MC шоу: пластинки (вернее, треки с ноутбука) крутит Hannah Holland, а за микрофоном свирепствует куда более известная MC Chickaboo - эта дамочка успела и с Тимо Маасом записаться, и с DJ Wildchild, и с Jean-Jacques Smoothie.

Девицы играют ломаные ритмы всех мастей - от брейкбита начала девяностых через биг-бит в нью-скул брейкс и драм-н-басс. Сразу же неприятно удивляет звук - во-первых очень тихо, во вторых в шатре стоит две пары порталов - передние (по бокам от сцены) и задние (почти у входа), в результате в середине получается провал и какофония. Перед сценой звук вполне приличен, но опять же тиховат (стоя перед колонкой можно разговаривать) и мало баса.

Первым лайвом, который удалось осмысленно посмотреть, были Modeselektor - в четыре немцы сменили британских женщин и начали плести свои хитрые кружева. Парни выглядят элегантно - одеты во все черное: одинаковые маечки с логотипами, а у одного из них даже фирменная шляпа. Перед ними два ноутбука и контроллеры. Технически их лайв напоминает Аппарата - танцевальный нон-стоп, построенный на заметно переработанном альбомном материале. Экшен заключается в кручении фильтров и разного рода битмэшеров - ритмы по ходу дела крушатся, ломаются и синкопировано заедают. Modeselektor Поначалу парни играют более техноидные вещицы, но не успев этим утомить, выдают шикарный ремикс на Bjork feat Anthony "Dull Flame of Desire". Версия в их фирменном ключе - ломаная, танцевальная, но при этом мелодичная. Парни даже выдают комический перформанс - выходят к краю сцены и, передавая друг другу микрофон, изображают пение на два голоса.

Следом доходит дело и до Hyper Hyper - она звучит почти как в альбоме, но с чуть выведенным вперед битом. Начиная с этой вещицы, парни съезжают в свой фирменный дабстеп. Народ тем временем резко недоволен звуком - кричит 'louder' и 'turn it up!'. Себ и Гернот пытаются выкрутить ручки громкости на максимум, в результате колонка начинает отчаянно трещать. Проблема предельно проста - саунд-система здесь банально слабая. Помучавшись минут десять и торжественно облив толпу шампанским, парни перекидываются парой враз с техником, после чего заявляют - "Извините, мы не можем продолжить, здесь слишком тихо, а громче играть не разрешает полиция. Да и вообще нашу музыку без толку играть, когда баса нет. Мы вернемся в сентябре в Fabric, приходите туда!". Обидно - играть им по расписанию оставалось еще минут 15 и там, глядишь, были бы и "Let Your Love Grow", и "First Rebirth" и, с чем черт не шутит, может и "Dancing Box". Но не судьба. Впрочем, получилось и так вполне убедительно - впечатления этот преждевременный демарш не испортил совсем.

На ближайший час наша программа свободна, поэтому отправляемся гулять. Неприятно удивляет очередь в туалет (конечно, потом выясняется, что неподалеку есть и другой, где народу в разы меньше), в остальном картина радует - веселые люди с наслаждением валяют дурака. Главная площадка, где сейчас, похоже, происходят самые интересные события, очень напоминает главную арену нашего "Пикника Афиши" - просторная высокая сцена, инди-киды, мокнущие под моросящим дождем, и приятная, но не выдающаяся музыка. Of Montreal Успеваем застать последние две песни Of Montreal (компания фриков играет милый, но обычный инди-рок) и отправляемся гулять дальше - сегодня здесь ловить практически нечего. Последними тут выступают Foals, но параллельно с ними будут Simian Mobile Disco и если они не облажаются, выбор в их пользу очевиден. Заходим на NME-арену в надежде зацепить начало лайва The Mae Shi, но те долго настраиваются и мы не выдерживаем - есть цели поважнее.

Heartbreak В шесть на Bloggers-арене (небольшом шатре человек на 150-200) нас ждет лайв новых героев - Heartbreak, а пока обаятельный улыбчивый диджей ставит с компактов отличные диско-треки - то ремикс на Hot Chip сыграет, то милую вещицу с лейбла Full Papp. Хороший звук, отличная музыка и приятные люди - железное правило фестивалей не даёт сбоев - интереснее всего непременно оказывается на самой маленькой арене с самыми малоизвестными артистами.

Heartbreak Heartbreak - классический танцевальный поп-дуэт по заветам Yazoo, Soft Cell или Erasure: флегматичный интроверт-электронщик с кучей железок и харизматический вокалист-перформер. Солист по имени Себастьян Муравчик это, как выразился Саша MKNX, "смесь Бората и Фредди Меркюри" - точнее описать невозможно. Вдобавок к качествам чисто визуальным, у Себастьяна отменный мощный голос, каким обычно поют future-pop. А в роль бойца невидимого электронного фронта в "Хартбрейке" исполняет известный каждому любителю электро-диско Ali Renault. Обилием релизов парни пока похвастать не могут, но у них подписан контракт с Lex Records (где в последнее время кажется сделали ставку на танцы) и, помяните моё слово, скоро эта странная парочка покажет всем кузькину мать по полной программе.

Даже несмотря на неразборчивый поначалу звук (парни, похоже, сами выставили что-то не так и барабаны шли только в правом канале), не восхищаться невозможно. Heartbreak собрали вместе яркость, танцевальность и привязчивость итало-диско и монументальность Depeche Mode образца альбома "Black Celebration". Али Рено в зал почти не смотрит и сосредоточенно лупит по клавишам 'Микрокорга' и 'Roland SH-101', а Муравчик отжигает за десятерых - разговаривает с залом, становится на одно колено в самых эмоциональных моментах и танцует как Меркюри. Звуком музыканты всё равно не довольны ("Louder. Much louder. Maximum energy!", то и дело обращается Себастиан к звукачу), но играют восхитительно. Во время длинного брейкдауна в их главном хите "We're Back" вся блоггерс-арена заливается дружным визгом. Жалко что сет у них короткий, буквально минут 25, но как бы то ни было - десять баллов по десятибалльной.

Дальше опять свободный час - можно наконец отведать вкусной еды (в нелегком выборе между мексиканской, китайской и итальянской, решаем отведать лапши 'чоу мейн' и не жалеем), посмотреть на мерчандайзинг (он как-то не впечатляет - специально к фестивалю ничего нет, есть разве что майки организаторской промо-группы и мёрч участников, но это совсем не то) и просто погулять по виктория-парку. В семь на bugged-out сцене начинает диджеить James Holden - играет loopy minimal, который на неразборчивом звуке совсем превращается в кашу. Пост-фактум, впрочем, мы обнаруживаем, что пока мы лакомились лапшой, на NME-арене успели отыграть The Field. Изначально они были заявлены на девять, но почему-то в последний момент перенеслись - это по сути первый ударивший по нам косяк организаторов, но в общем Field мы и так видели месяц назад.

Ненадолго отправляемся на фолк-сцену, где играют Efterklang. Я видел их три года назад на Сонаре и тогда они буквально снесли башку. С тех пор они совсем ударились в психофолк и выпустили невразумительный второй альбом, но живьем выглядят и звучат все так же потрясающе - много народу в странных нарядах и с не менее странными инструментами. Мелодично и как-то на удивление разборчиво - без того 'психо', которое есть на альбоме и как-то чётко и целостно: каждая деталь, каждый скрип струны на своём месте. Фолктроника в её лучшем виде. Наша следующая остановка - NME-сцена, где минут через 20 ожидается The Notwist. На улице дождь, поэтому публика забивается в шатры, что бы там ни играло. Пока Маркус и компания неторопливо настраиваются, две девицы (Queens of Noise?) развлекают собравшихся сетом из отборной попсы - Тина Тёрнер, Принс, Крейг Дэвид и даже всеми забытый Бобби Браун. Девушки играют в половину, а то и в четверть звука, но народ отжигает как безумный и практически всем песням подпевает стройным хором и этот хор порой слышнее, чем звук из колонок. Зрелище просто удивительное. Мы тем временем меж телами танцующих пролезаем к самой сцене и единственное что теперь способно испортить удовольствие - компания из двух мужиков и девицы, которые обнимаются и вместе танцуют. Это вообще какая-то известная привычка британцев. Полное ощущение, что рядом с тобой пляшет не вполне трезвый слон. Но как и следовало ожидать, при первых же аккордах Нотвиста 'слон' немедленно слился. Вместо них к сцене выбились компания фанатов - две немецких девочки и английский юноша - все песни знают наизусть и очень живо реагируют на происходящее.

Notwist "Привет, мы - Нотвист и это наш первый концерт. (минутная пауза) Нет, ну не первый конечно". Нотвист - мои кумиры, типичные 'антимодники' - Маркус в полосатом свитере лениво подёргивает гитару, Мартин Гретчман в рубашечке а-ля Крафтверк копошится в клавишах и терменвоксе, остальные и вовсе спрятались вдалеке и сосредоточены на игре. Звук просто прекрасен, ну а о том, что Нотвист здорово играют, наверное и говорить не надо.

Notwist Большая часть песен - почему-то не с нового диска (который видимо еще не вышел в UK), а с "Neon Golden", но звучание по сравнению с Москвой сильно изменилось. "Pick Up The Phone" играют вроде бы по-старому, но уже "This Room" заканчивается фри-джазом, а "Pilot" вдруг материализуется из дабовой инструменталки в духе Tied & Tickled Trio и снова проваливается в неё в середине. Немцы выдают весь набор своих фирменных фишек вроде длиннющих пост-роковых "аутро" и неожиданной поп-панковой "рваки" - прошлое не забыто. Новые вещи, до которых Маркус и компания наконец добираются к середине, звучат тоже очень хорошо, "Gloomy Planets" становится едва ли не лучшим моментом концерта. В сорок пять минут немцы успевают уложить почти всё лучшее - не сыграли разве что "One With The Freaks", "The Devil You And Me" и "Good Lies", ну да ладно - подождем сольника.

Через полчаса на той же арене играют Simian Mobile Disco - вроде и жалко покидать теплое местечко у сцены, но хочется на воздух и хотя бы краешком зацепить сет Джона Хопкинса. На улице стемнело и кончился дождь, однако народу к вечеру подвалило столько, что на всех аренах начинается настоящая давка. Хопкинс благо играет на открытой площадке, но сеты здесь явно призваны забивать паузы и музыку едва слышно. Джон ставит довольно милое даунтемпо вперемешку с инди-попом - мило, но совершенно ничего особенного. На SMD - настоящий лом. Такое ощущение, что все праздно шатающиеся и пьющие пиво на травке англичане решили напоследок отжечь под сет танц-группы номер один прошлого года. Уже минут за двадцать в шатёр не войти. Ну то есть пролезть внутрь и пройти вперед метров десять нам конечно удаётся, но о том, чтобы подойти к сцене, нет и речи - затопчут. По этой причине рассмотреть сетап на сцене не удается, а жаль - Джеймс и Джас играют реальный лайв с железками и кручением ручек. Даже на таком почтенном расстоянии и безо всякого видео, показывающего музыкантов на большом экране, англичане звучат и выглядят куда убедительнее своих главных соперников Justice, игравших на Сонаре. Начинают со "Sleep Deprivation", но сразу же следом играют незнакомые вещи - может какие-то ремиксы (вокальные сэмплы есть, но никаких ассоциаций не вызывают), а может и что-то совсем новое. Лайв по звуку похож на Chemical Brothers - крутят фильтры, пилят по ушам арпеджиаторами, но саму структуру трека не корёжат, не превращают его в мэшап, что в такой музыке мне как раз очень нравится. Во второй половине доходит дело и до хитов - "It's The Beat", "Tits & Acid" и "Hustler", под который народ даже ухитряется подпеть, точнее подкричать. Похоже SMD здесь гордо несут знамя кумиров - ни на одной группе такого аншлага не было. Сет получился недлинный (минут сорок), но в самом конце фестиваля это ровно то, что и было нужно. Финальный аккорд удался на славу.

В общем, хотя фестиваль получил у англичан (и в прессе, и в блогах) массу критики, на мой вкус получилось (именно в плане организации, про музыку я уж и не говорю) очень недурственно. То ли действительно то, что по нашим меркам считается верхом совершенства, по лондонским котируется как полный отстой, то ли (более вероятно) нам, опытным фестивальным бойцам, удалось обойти все подводные камни даже не заметив. Изменившийся лайнап (кроме косяка с The Field) был вовремя подсмотрен на сайте, давки почти везде удалось избежать, приходя на все арены за 10 минут до выступлений, от дождя удалось укрыться под зонтами и ветровками, а тихий звук победить выбором позиции. В общем, лишний раз повторюсь - чтобы получить от фестиваля удовольствие, нужно отнестись к этому как к спортивному квесту и подготовиться заранее.

17.08.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: