ФЕСТИВАЛЬ  SONAR-2008. День второй

Продолжение репортажа с испанского фестиваля Sonar: наш обозреватель Ник Завриев посвящает этот вечер исследованию музыки известных лейблов в ее "живом" исполнении. В этот раз с электроникой соседствуют Daedelus, The Heavy, Madness и Justice. А погоду делают братья Куллумы и Даррен Эммерсон...

Продолжение репортажа с испанского фестиваля Sonar
. Часть 1 вы можете прочесть здесь...

"Первым запуском" во второй день играют First Aid Kit, но их мы уже видели во FNAC, поэтому со спокойной душой отправляемся на море, чтобы вернуться на фестиваль уже после обеда. Подходим к "Sonar dome" где-то в без пятнадцати четыре и застаём сет Vasco Espirian - еще одного испанского диджея. Васко играет отменный эйсид-хаус, под который прыгает весьма внушительное для четырех часов дня количество народа. Вообще второй день - самый посещаемый, в первый очень многие полдня стоят в очереди за билетами и на чек-ин, в третий народ только к вечеру просыпается после ночи, а сегодня здесь аншлаг чуть ли не с утра.
Эспириан быстро заканчивается, и я даже жалею, что на диджеев в этом году пришлось прямо-таки забить и слушать их совсем уж по остаточному принципу - слишком сложно в этих дневных сетах неизвестных людей что-то спрогнозировать, и слишком много хороших лайвов.

Нас ждёт шоукейз лейбла Ninja Tune. Много лет я злобно гнобил этот лейбл за однообразность и занудство, но в последнее время курс на даунтемпо окончательно себя исчерпал и они начали выпускать вполне приличные диски. В составе сегодня одна звезда (Daedelus) и несколько новых проектов, первым из которых на арену выходят The Heavy. Банда оказывается прожжёнными фанк-рокерами - барабаны, бас, гитара, бэк-вокалистка с бубном и нечеловеческой харизмы певец-негр. Каждый - в какой-то своей визуальной теме, один другого краше, но вокалист затмевает всех: "Arrrre yooooou rrrready for the niiiiinja toooooon?!" Да, ребята, изменение формата - не шутки, какое уж тут даунтемпо. То, что играют The Heavy напоминает смесь RHCP, Принса и Джеймса Брауна. Электроники - ноль, даже клавишами побрезговали.
В записи банда мне не слишком приглянулась, но живьем прямо на части рвут, все-таки фанк - очень мощная штука. Перед сценой немедленно начинается лом из девиц, каждая из которых жаждет непременно потрогать вокалиста, на что тот радостно соглашается, то и дело ныряя в публику, благо сцена совсем бизко. Если проводить какие-то аналогии, то солист Heavy - это нечто среднее между Карлом Фрайерсоном (Karl Freierson, De Phazz) на спидах и "как Skin, только мужик". Где-то в середине концерта на сцену летят чьи-то розовые трусики, с которыми наш чёрный мачо не расстаётся уже до конца концерта, то и дело используя в качестве полотенца.
Спев немало собственных вещей, шумный балаган исполняет вольный кавер на Doors "Hello I Love You", в общем во всей красе демонстрирует кузькину мать любителям интровертного лаптоппинга. Что ж, неплохо, неплохо!

Следующим номером программы - один из самых ожидаемых лайвов, дуэт Quiet Village. Играют они, разумеется, в Sonar Village, которая в этом году больше напоминает пляж Барселонетта, нежели фестивальную арену - перед сценой никого, зато поле усеяно лежащими телами, которые усиленно распивают и раскуривают. Успеваю по дороге схватить в баре мохито и занимаю место под солнышком. Смотреть, как и ожидалось, нечего - Джоэл Мартин (Joel Martin) и Мэтт Эдвардс (Matt Edwards) со своими ноутбуками приютились даже не на сцене, а в тесной диджейке.
Мэтт флегматично пьёт газировку, а Джоэла не видно вовсе - его голова мелькает в просвете между экранами только когда он норовит сказать что-то на ухо коллеге. Но музыка!.. Музыка просто феноменально, фантастически красива! Медленное, расслабленное и очень музыкальное нео-диско - то басом покачает, то амбиентными облаками обволочёт. Треки звучат почти как на альбоме, но кого это сейчас волнует? Это же идеальный саундтрек для ленивого солнечного дня в Барселоне. Вот они,- моменты, ради которых возвращаешься сюда снова и снова.

Впитав поток нежного звука до последней капли, отправляемся обратно в "доум" на продолжение ниндзя-шоу. На сцене Daedelus - звезда сегодняшнего шоукейза. Народу собралось столько, что не то что к сцене подойти - на саму площадку зайти трудно. Альфред - вылитый Пушкин. Темная кудрявая шевелюра с едва заметной лысиной, бакенбарды и даже наряд совсем из девятнадцатого века. Музыка, однако, куда как современнее - Daedelus играет скоростные мэшапы из своей и чужой музыки, ломая и кромсая музыкальный материал и превращая его в грувоносный фарш.
Его выступление заявлено как лайв, однако технически это похоже на то, что делают Amon Tobin или Pinker Tones, этакий продвинутый диджей-сет. Ноутбук припрятан сбоку, а в роли контроллера - непонятный девайс, напоминающий светящуюся доску, по которой он водит пальцами. Как его манипуляции отражаются на звуке, не вполне понятно, но как минимум из этой штуки он извлекает звук, похожий на быстрое прокручивание пластинки - "Вррррр!". Стиль тоже описать непросто - "всё смешать и разогнать", но корни этой веселухи явно уходят в брейкбит начала девяностых. Народ совершенно не смущает заданный темп - все пляшут и рубятся как ненормальные. Афекствиновский "Window Licker", ремикс на самого себя, старый рейв - всё в дело сгодится. Что ж, ждём тотального возвращения скоростных ритмов?..

После Деделуса отправляемся исследовать фестивальное пространство. В "деревне" француз DJ Blackjoy играет семидесятническое диско - недурно, но быстро надоедает. В "холле" и "комплексе" ничего интересного, так что можно смело отправляться изучать сопутствующие достопримечательности. Первым делом - конечно на Record Fair - выставку-ярмарку, где свою продукцию предлагают лейблы, журналы, музыкальные магазины и производители всяческого диджейского оборудование. Четыре года назад здесь было по-настоящему интересно, но в последние годы здесь безраздельно царствуют всевозможные файналскретчи и магазины, продающие "буквально любую музыку от тек-хаус до минимал". В этот раз нет даже журнала Slices.

Из интересного обнаруживается стенд idm-лейблов spark/expanding и неплохой немецкий магазин, в ассортименте которого обнаруживаются диски Кеттеля и Туси Беридзе. В остальном - тоска. В том же здании ютится арена "Ред булла" - тут царит какой-то потный расколбас, под стандартный клубный тупнячок. Прочь, прочь отсюда. Самое приятное место - еще выше. Там - часть интсталляции музея современного искусства, оставшаяся после временного переоборудования музея под нужды фестиваля. Тут можно посидеть в тишине, полистать альбомы и посмотреть видео. Лучшего отдохновения не придумать.

Проветрив мозги и уши, возвращаемся в "Sonar Dome" - там играют Long Lost. Бородач с ноутбуком, скрипач, певица с прической а-ля Юлия Тимошенко и все тот же Daedelus, на этот раз без пиджака и с гитарой. Играют хорошо, но музыка - унылый фолк-рок. Выдержав пару песен, идём в "комплекс" - там нас ждёт зрелище поинтереснее.

В "Комплексе" шумят Yellow Swans - двое экспериментаторов из Сан-Франциско. Они проиграли вместе семь лет и прямо перед фестивалем объявили о самороспуске. Сегодня группа даёт последний концерт. Дуэт состоит из гитариста и волосатого здоровяка, который совершает загадочные манипуляции с не менее загадочным железом - перед ним пульт, эффекты и девайс, в профиль напоминающий старый телевизор. Парни становятся лицом к друг другу и обрушивают на нас плотный поток звука. "Лебеди" играют дрон-эмбиент - плотный и агрессивный, но не переходящий в шум, в их музыке непременно есть гармоническая составляющая, минут через десять из этой звуковой фактуры даже выделяется вполне отчетливая мелодия. Слушаю как загипнотизированный, оторваться невозможно. Есть что-то величественное в этом сочетании напора и симфонического мелодизма, который проглядывает из-за шумовой завесы как горный цветок из-под камня. Вообще на этом фестивале самое сильное впечатление производят как раз экспериментаторы. В какой-то момент Yellow Swans останавливаются, раскланиваются и уходят - такое ощущение, что сыграли всего один недлинный трек, но на самом деле прошло минут сорок. Сильно, очень сильно.

Можно уже отправляться отдыхать перед первой полноценной фестивальной ночью, но мы решаем еще раз заглянуть в "Dome", там сейчас Deepchord presents Echospace. В записи они звучат как красивый вдумчивый техно-даб с амбиентными подложками, но все эти изыски можно расслышать только на хорошем звуке и на концертные площадки эта музыка переносится с большим трудом. Так и здесь - двое очкариков колдуют за ноутбкуами, но чуда не происходит. Слышно в основном бочку и бас, за которыми теряются все делали ландшафта, в результате до нас доносится вполне заурядный минимал.

Ночь.
Отдохнув и набравшись сил перед ночным блоком (дневная сцена в этом году закрывается чуть пораньше, вернее сказать, на конец просто не ставят хедлайнеров), мы с приличным временным запасом двигаемся в сторону Fira Gran Via. Но организация в этом году превосходна - никаких очередей на автобусы, никакой толчеи и неразберихи. В 11 с копейками мы уже гуляем по полупустой площадке - народ здесь собирается обычно после полуночи. В "Sonar Park", где вчера было открытие, народу совсем мало, а никому не известный молодой испанец DJ Soak играет превосходное олдскул-электро - сбивки, скретчи, всё как двадцать лет назад, кажется у него и пластинки (вернее треки, играет парень с ноута) старые, просто незнакомые.

В "Sonar Club", главной арене, народу куда больле - через полчаса здесь играют Madness, а пока заводит музыку Rob Da Bank - диск-жокей с BBC Radio One. Играет какие-то танцы, глубокого впечатления не производит.
В пустом пока еще баре хватаем талончиков на выпивку (здесь действует сложный принцип - чтобы получить в баре напиток, надо сначала купить в одной стойке талончик, а потом отоварить его в другой - это якобы ускоряет процесс), Попутно успеваем осмотреть достопримечательности. В джус-баре, где дают фрукты и фреши и нет алкоголя - новый набор коктейлей. Теперь тут есть именные коктейли MIA (сама Миа слетела с фестиваля где-то за неделю до, объявив об окончании карьеры), Yazoo (это просто апельсиновый сок) и привычные уже Goldfrapp и Miss Kittin. В "Sonar Car" (аттракцион с машинками) уже в это время лом и ажиотаж.

Возвращаемся в "Club" к началу концерта Madness - народу набежало видимо-невидимо, похоже, что вся публика сейчас собралась здесь. Много старых фанатов - такое ощущение, что как и в прошлом году на Beastie Boys, многие пришли специально на эту группу. Стариканы впечатляют профессионализмом - на сцене целая толпа: духовая секция (труба, тромбон, два саксофона), клавишник с двумя роландами RD-700 (хм, зачем ему два, это же stage piano?), гитарист, басист, барабанщик и, разумеется, Саггс в костюме и неизменных тёмных очках. Играют, понятное дело, хиты - "One Step Beyond" и далее со всеми остановками.

Мэднесс, конечно, отцы, но я не безумный фанат ска, к тому же в "парке" начинается чуть ли не самое интригующее действо фестиваля - концерт BC vs JC featuring Darren Emmerson. Экс-участник Underworld и братья Джейми и Бен Куллумы (оба - клавишники с джазовым бэкграундом) собрали группу, в которой решили играть импровизационную танцевальную электронику. Не то, чтобы они были в этом первыми - уже не первый год существуют The Bays (их гитарист Мэтт Уайт (Matt White) охотно подключился и к работе в BC vs JC), и еще более близкие по стилю Cobblestone Jazz с Мэтью Джонсоном (Mattew Johnson). Но у Куллумов и Эммерсона, определенно, была своя собственная идея.
В основе лежит электронная ритм-секция и секвенсированные басовые линии, над которыми колдует Эммерсон - это придаёт их трекам некий стержень, танцевальную основу, которая совсем не всегда присутствовала у Bays. А поверх этой арматуры братья плетут свои импровизационные кружева. И если те же Cobblestone Jazz всё равно оставляли ощущение "приджазованного минимализма", то у этих парней - настоящий свободный полёт. Живая игра, плотный звук и мощнейший драйв.

Бен Куллум обосновался за родес-пиано и выдает вполне традиционные джазовые трели, а вот Джейми, внешне чем-то напоминающий молодого Цоя, тащит на себе не только музыкальную составляющую, но и играет роль главного шоумена - носится по сцене, играя то на одном, то на другом синтезаторе, запрыгивает на мониторы, заводя публику и даже иногда поёт. Получается у парней просто восхитительно - лучшее опровержение тем, кто упрекал всех электронщиков в неумении импровизировать, да и вообще играть на инструментах. Вот кого нужно в срочном порядке везти в Россию.

После фантастического бэнда на вахту в "парке" заступает Эван Пирсон (Ewan Pearson) - играет он милый электрохаус, но сеты после живых выступлений не впечатляют. Идём в "Лабораторию" слушать лайв Shackleton'a - там сегодня полночи идёт дабстеповый шоукейз Мэри-Энн Хоббс (Mary-Ann Hobbs), а Шэклтон - как раз единственный лайв этого блока. Парень - молодец. Колдует за ноутбуком, извлекая из него весьма интересный саунд - это уже не дабстеп, но еще не айдиэм, при этом музыка очень бодрая и танцевальная. Мелодическим разнообразием Шэклтон не страдает, но навороченная ритм-секция, в которой к тому же есть хороший грув, это с лихвой компенсирует. Интеллектуальные танцы во всей невозможной красе. Браво.

Насладившись дабстепом, перемещаемся в "Sonar Pub" (арену под открытым небом) - там играют наши давние любимцы Pinker Tones. Пинкертоны занимаются привычным делом - играют mash-up (играть лайвы в виде мэшапов - определенно тренд года), подыгрывая себе на инструментах. Но если раньше они одевались в белое и играли развеселый диско-хаус, подстукивая себе на дрампэдах и подыгрывая на moog rogue, то теперь всё серьезно - косухи и гитары. Треки, впрочем, те же, да и в танцевальности их музыка от смены имиджа совсем не теряет - лихо отплясываем под "Sonido Total", а под конец испанцы играют свой главный хит 'Karma Hunters', превращенный из веселухи а-ля Fatboy Slim чуть ли не в Limp Bizkit.

Следующим номером нас ждёт главный хедлайнер чуть ли не всего фестиваля - Justice. Год назад они были скорее новичками, но уже тогда на их сет собралось немало тру-фанов. С этих пор французы выросли в суперзвезд масштаба едва ли не стадионного - в многотысячном "Sonar Club" настоящая давка. Первым на тёмной сцене зажигается крест - логотип группы, потом в этом свете становятся видны очертания музыкантов. Ксавье и Гаспар прячутся за стенкой непонятного происхождения - то ли огромный рэк с аппаратурой, то ли что-то вроде кафедры. Она-то и смотрит в зал светящимся крестом. Звучит тревожная музыка - это, разумеется, трек Genesis.
Поначалу звук очень похож на альбомный, но в результате всё и на этот раз оборачивается большим мэшапом - собственные лайвы в жанре "Bastard Pop" нынче в почёте. Что французы делают на сцене - остаётся тайной за семью печатями. Из-за стены высовываются только головы. Видео экраны слева и справа показывают наших героев более крупным планом, но и тут - руки до запястья. Что там перед ними - россыпь ли клавиш, или ноутбуки с аблетонами, остаётся только догадываться. Скорее второе, в конце концов, если вы играете всё руками, почему бы это не показать? Но возможно, камеры просто стоят на фиксированной точке и что в кадр попало, то попало.

Всё это, впрочем, лишь наши досужие искусствоведческие рассуждения. Зал пребывает в неистовстве - перед сценой настоящий слэм, а даже в центре зала, рядом с будкой звукачей, где прячусь я, всё буквально ходит ходуном. Парни играют хиты - "Phantom" (первую часть), "Waters of Nazareth" и несколько смазанные "D.A.N.C.E" и "DVNO". Все-таки подача хита в виде фарша может его сильно испортить. Этой музыке куда бы лучше подошло исполнение в рок-формате - с живыми барабанами, клавишами и вокалом, песня за песней. Джастис не брезгуют ремиксами - неожиданно слышу бесконечно любимое издевательство над Franz Ferdinand "Fallen". В конце концов доходит дело и до "We Are Your Friends", тут зал и вовсе встаёт на уши, а музыканты начинают мусолить тему туда-сюда. Включают и выключают сначала музыку (оставляя один вокал), потом вырубают голос, заставляя зал петь (зал поёт), то устраивают ложные концовки - остановят всё, а потом запустят по новой. Всё это конечно хорошо и мощно, но мне эта вещь у Justice кажется далеко не лучшей, в общем минут через десять я начинаю чувствовать себя чужим на этом празднике жизни и отправляюсь посмотреть на Ройшин Мерфи. Ройшин мало отличается от того, что было здесь, разве что звук похуже. Спустя еще пять минут, возвращаюсь в "Клуб" и застаю там сто пятидесятую ложную концовку. "Weeeee Aaaaare: Your Frieeeends!". Ну сколько ж можно? Выговор Джастису.

Следом здесь диджей-сет Boys Noize, но вот на них моя любовь ко всему этому электронному крылу ню-рейва не распространяется - эти парни уже ближе к Бенасси, чем в Дафт Панку. В результате не находим ничего лучше, чем пойти поесть. Там хорошо - в еде никого народу, можно даже присесть на скамеечку, где нам встречается общительный испанец в футболке Madness. Расспрашивает про Россию, Путина, журналистику и прочую ерунду, потом вращая глазами отправляется в "Паб" на шоукейз лейбла "M_Nus".

Последним номером на сегодня - концерт Hercules & Love Affair,- группы, которую можно считать одной из сенсаций года. Тут вам и модное нео-диско, и экзотические вокалисты. Главная звезда в записи - Энтони Хегарти (тот, что "and the Johnsons"), но вокал его в такой музыке звучит... гхм... несколько спорно. В тур с "Геркулесом" тот к счастью всё равно не ездит, так что нас вместо декадентских перверсий ждали жизнерадостные диско-танцы. Эндрю Батлер вытащил на сцену настоящий биг-бенд: духовые, живой бас, гитара, ударные и, разумеется, клавиши. За неимением Энтони голосом группы стали две диско-дивы - Nomi и девочка-андрогин Kim Ann Foxman.
И если в записи "Геркулес" хоть и отдавал должное корням, звучал вполне современно, то живьем началось настоящее семидесятничество, диско-балаган ничем не хуже, чем три года назад у Найла Роджерса (Neil Rogers) с Chic. Разница в том, что Батлер и компания ни на секунду не норовят съехать в R&B или соул и держат курс очень крепко. Зрелище завораживает - живой звук, сыгранный состав и много игры "руками" на разных клавишах - перед этим я никогда не могу устоять, а тут даже эйсидные секвенции играются пальцами - ах! Вокал небезупречен (если Номи поёт почти идеально, при этом не выдавая запредельно низких нот как на альбоме, то Ким-Энн заметно лажает в сольных номерах, впрочем бэк-вокалы исполняет вполне пристойно), но все остальные отрабатывают отменно. Играют практически все альбомные хиты (а что еще ожидать от группы, у которой всего одна пластинка), но исполнению прямо дивишься, особенно тем вещам, где в оригинале пел Хегарти. Как ни крути, а музыку он, что называется, заваливал назад - отяжелял, лишал эти шлягеры лихого диско-грува. Завершают "Геркулесы" длиннющей версией "You Belong".

Пока все собираются, успеваю послушать минут 15 сета Frankie Knuckles - если кто-то из диджеев и был мне интересен, так это он. "Крестный отец хауса" играет лёгкий утренний soulful d&b с вокалом - без откровений, но очень приятно и к месту.

В общем, первая полноценная фестивальная ночь удалась на славу. А на часах, тем временем, 5-15. Пора бы что ли пойти поспать...

07.07.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: