Ребята, вы даже не представляете, в каком интересном мире и в какое интересное время мы оказались. Буквально на наших глазах происходит революция, от масштабов которой дух захватывает. Музыкальная индустрия vs Интернет - сейчас это противостояние может перерасти как в мировую войну с полным отказом от копирайта, так и в тотальный лицензионный концлагерь. И до сих пор неизвестно, кто выиграет в поединке...
Для того чтобы трезво оценивать рынок цифровой музыки в 2007 году, необходимо понять, как он складывался в течение последних 10 лет. Все эти годы мировая музыкальная индустрия совершенствовала свои умения в области защиты, аккумулирования и перераспределения прав на произведения, однако мало занималась собственно дистрибуцией контента. Отношение шоу-бизнеса к Интернету можно было охарактеризовать, скорее, как агрессивно-конформистское. Лейблы и музыканты не стремились вкладывать средства в этот сектор, в результате чего инициатива по продаже принадлежащих им по закону произведений долгое время принадлежала исключительно пиратским сайтам. В течение нескольких лет мировые музыкальные гиганты и их представители - ассоциации - наблюдали падение продаж, после чего потратили еще уйму усилий и средств на создание нескольких разновидностей DRM (защиты от копирования), судебные преследования пользователей и малоубедительные альянсы с различными "непрофильными" дистрибуторами.
Необходимо отметить, что и сейчас, спустя 10 лет, согласованной политики в области лицензирования и сотрудничества с Интернет-продавцами так и не найдено: EMI/Virgin отдает контент в iTunes без DRM, Sony BMG лицензирует контент для локальных дистрибуторов с DRM, а компания Universal, явно не представляя, что делать с накопленным массивом музыки, просто отдала ее бесплатно на год пользователям Nokia. Разработок в этой области музыкальные компании практически не ведут. Основные усилия правообладатели и связанные с ними организации бросили на запретительные меры: суды, преследования нарушителей, а также профессиональный юридический рэкет. Интересно, что именно внесудебное урегулирование нарушений становится для некоторых правообладателей и их представителей существенной статьей дохода.
Но Интернет, обладающий существенным технологическим опытом, по-прежнему активно предлагает решение проблемы, минуя аппетиты лейблов. 2007 год стал годом расцвета массовых Интернет-сервисов, направленных на дистрибуцию и популяризацию музыки. Счастье заключается в том, что Интернет стирает границы, и эти сервисы стали доступны русскому меломану.
В последнее время компании грамзаписи, понявшие, что от них валом уходят
клиенты, перестали огульно обвинять весь Интернет в пособничестве пиратам и
начали пробуждаться от спячки. Правда, особых технологических открытий они нам
не преподнесли - не считать же таковым попеременное сотрудничество
разнообразных компаний с iTunes!
Тем временем локальные
дистрибуторы, чей опыт легальных продаж насчитывает чуть более года, просто не
располагают достаточным лицензионным каталогом для цифровой дистрибуции,
поскольку музыканты и лейблы практически ничего не предпринимают в этом
направлении - они просто не располагают для этого никаким техническими
возможностями.
В итоге, накануне вступления в силу поправок к 4й части ГК и изменений в Законе
об авторском праве и смежных правах, которые должны способствовать цифровой
торговле, онлайн-дистрибуция в России по-прежнему беспомощна и уязвима - как в
технологическом, так и в правовом отношении.
Ничего удивительного в том, что когда в прошлом году при участии Звуков была открыта система Soundkey, которая ориентирована на прямую и прозрачную продажу музыки музыкантами, нас сразу начали спрашивать, какой западной компании принадлежит эта разработка, и долго не верили, что идея принадлежала Соня Соколовой, а софт для нее написали несколько русских программистов. Подобных решений до сих пор нет не только в России, но и в мире...
Иногда я думаю: конечно, это интересно - открывать совершенно новые рынки. Но
музыкальная индустрия ест себя сама. Ей даже не приходится помогать.
Немногие музыкальные сайты Рунета переживут грядущий год
без потерь. Некоторым владельцам музыкальных ресурсов придется защищаться от
обвинений в пиратстве уже не в гражданском, а в уголовном суде. Однако процесс
стремительной смены формата и переоценки ценностей уже не остановить.
Остается лишь надеяться на взаимное желание сторон зарабатывать деньги. Много денег. Мы-то с вами все равно в проигрыше: идея "свободной музыки", как показывает практика, все равно сводится к "историям успеха" о том, как какой-то Большой Лейбл нашел на MySpace Маленькую Независимую Группу и подписал с ней Миллионный Контракт...
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)