НАИВ  "Мы - страна с пиратской моралью"

Совсем недавно группа Наив выпустила новый DVD и CD "Alter Ego". Корреспондент Звуков.Ru встретился с лидером Наива Александром "Чачей" Ивановым, чтобы услышать историю создания диска. Разговор, однако, вскоре превратился в грустные размышления.

Совсем недавно группа Наив предстала перед своими верными поклонниками на сцене клуба "Тень". Здесь состоялась презентация нового DVD и CD "Alter Ego". Диск включил в себя много всего интересного, в чем можно легко убедиться - достаточно его просто приобрести. Корреспондент Звуков.Ru встретился с лидером Наива Александром "Чачей" Ивановым, чтобы услышать историю создания диска. Разговор, однако, вскоре превратился в грустные размышления.

Звуки.Ru - Откуда возникла идея записать этот DVD?

Чача - Лет пять назад мы уже выпускали подобного рода DVD, но я бы назвал его не совсем удачным опытом. Тогда снимали диск в "Адреналине", а это все-таки более спортивная площадка. Нам было необходимо показать, как по-настоящему играем на концертах. Хотелось донести до аудитории, что мы - не мутанты. Ведь у многих людей отношение к Наиву такое: ну вот, какие-то раздолбаи с московского подвала, лузерки какие-то неубедительные. Наш DVD этот тезис разрушает. Самой сильной стороной группы являются как раз концертные выступления. Они довольно эмоциональные, энергичные, трогают людей.

Звуки.Ru - И как записывалось "Alter Ego"?

Чача - На этот раз мы снимали в клубе "Тень", который открылся недавно и в котором выступим сейчас. Открыли его те же люди, что раньше занимались "Горбушкой". Это настоящая концертная площадка, здесь удобно снимать. И вот мы заморочились, нашли людей, которые серьезно относятся к съемке видео, специализируются на съемке концертов. А это довольно сложный процесс. Много усилий пришлось приложить нашему гитаристу и саунд- и видеопродюсеру в одном лице Валере Аркадину. Концертное выступление вообще очень сложно зафиксировать на пленку и передать. В живом концерте есть сложноуловимые оттенки. Здесь очень много элементов, которые касаются тебя, когда ты находишься непосредственно в зале. Ну и понятно, что любой достойный продукт требует средств и времени.

Звуки.Ru - Насколько удалось, на ваш взгляд?

Чача - Мы очень довольны результатом. Диск показывает группу с хорошей стороны. Я, честно говоря, немного вижу визуальных концертных работ подобного качества. Неловко себя нахваливать, но не знаю, с какими отечественными аналогами можно сравнить это видео. Очень хорошая съемка, режиссерская работа. Это, может быть, то, чего не ожидают от нас.

Звуки.Ru - А зарубежные аналоги вашему DVD можно отыскать?

Чача - На Западе все профессионалы. У любой группы, даже самой маленькой, которая берется снимать DVD, все проходит как-то гладко. Там достаточно быть хорошей независимой группой, не звучать ни на каком радио, просуществовать полтора-два года. И если ты достаточно толковый и вокруг тебя собрались музыканты, которые удачно друг с другом взаимодействуют, 200 человек в зале, купивших билеты по десять долларов, тебе гарантированы. Чтобы двести человек приходило на какую-то рок-группу в России, нужны невероятные усилия. Я не говорю про тысячи - это удел небожителей.

Звуки.Ru - Очевидно, "Alter Ego" - не что иное, как разминка к грядущему юбилею?

Чача - О да, у нас совсем скоро начнется истерия по поводу 20-летия. И весь 2008-й год мы будем кричать: "Бля, нам уже 20 лет! Нам уже 20 лет! Настоящие легенды русского рока!" В течение года эта идея будет активно муссироваться так, что всех уже от этого стошнит, но все, наконец, поймут, что Наиву уже 20 лет. Приложим максимум усилий, чтобы довести этот простой тезис до всех заинтересованных и незаинтересованных. Чтобы мало никому не показалось. Все это выльется в глобальное шоу, посвященное юбилею. Будет весело.

Звуки.Ru - Боюсь, поклонники вас не поймут, если в творческом плане истерия так и ограничится одним DVD.

Чача - Может быть, что-то выйдет и другое, но пока сказать сложно. Просто я вообще не уверен, сможем ли мы выпускать пластинки. У нас просто помирает музыкальная индустрия - из-за пиратства, засилье которого наблюдается в нашей стране. Да и в Европе и Америке визжат, что у них падают продажи носителей, и они не понимают, что делать дальше. В Интернете теперь всегда бесплатно можно найти все в отличном качестве. Обломалась предыдущая схема, при которой артист записывал продукт, продавал его лейблу. Тот, в свою очередь рекламировал его и продавал носители. Теперь же пропадает очень важное звено: тот, кто раньше планировал продавать пластинку и получать прибыль, теперь не уверен в этой возможности. Он боится, что все будет скачено бесплатно через Интернет. Сам механизм, как он работал в последние десятилетия, пришел в тупик.

Звуки.Ru - И как теперь быть музыканту?

Чача - В Америке и Европе музыкант ездит с концертами для того, чтобы поддержать пластинку, и чтобы она хорошо продавалась. В России же музыканты всегда жили на деньги от концертов. Пластинка здесь - информационный повод для артиста, чтобы играть концерт, потому что именно на них он зарабатывает. И концерт - это единственный момент, когда музыкант выступает как главное действующее лицо этого спектакля. Именно здесь у артиста есть реальный экономический рычаг повлиять на ситуацию. Если он перед выходом на сцену не получил деньги, он может сказать: я не выйду на сцену. И его нельзя никак заставить выйти. Во всех остальных случаях музыкант - это некий бедный родственник, который сидит в прихожей и на х.. никому не нужен. Пираты печатают пластинки с отвратительной полиграфией, продают их и наживаются. Мальчики-девочки выкладывают пластинку в Интернете, получают внимание от своих виртуальных друзей, что тоже является определенным бонусом. То есть бонусы получают все, кроме самого артиста. Он бесправен, кто угодно может использовать его в своих целях и никаких претензий предъявить в данном случае невозможно.

Звуки.Ru - Совсем никаких?

Чача - Подавать в суд - на кого? На 15-летнего парня, который выкладывает твою музыку в Интернете? Причем, делает он это из любви к тебе, не со зла, он даже сам не берет никаких денег. Он просто любит группу, достал пластинку с трудом. Он реально хочет донести эту музыку для тех, кто рядом, и делает это абсолютно искренне. Осуждать его за это бессмысленно. Но при этом схема перестает работать. У пиратов ведь тоже есть свои аргументы. Они думают так: "ты тут сидишь, что-то сочиняешь на гитаре, вые..ываешься, а мы, бл.., выпускаем твою дурацкую пластинку. Ее ведь все узнают, вы будете ездить по стране, играть концерты". А то, что они нарушают мои авторские права, это не считается. Так что артист - самый последний в этой цепочке.

Звуки.Ru - Получается, осталось только верить в светлое будущее?

Чача - Честно говоря, не верю в него. Прогресс этот невозможно остановить. В стране и так много проблем реально серьезных. Когда там у государства дойдут руки до соблюдения авторских прав? Ну, если только "Большая восьмерка" надавит: "У вас тут адский контрафакт, нельзя так!". Верить в светлое будущее - нонсенс. Мы - пиратская страна, с пиратской моралью. Автор здесь - никто.

Звуки.Ru - Теперь даже и не решаюсь спросить, каким вы видите будущее панк-рока...

Чача - Ты знаешь, переход влиятельных групп панк-рока в мейнстрим подорвал идею. Ушли времена, когда пластинка была винилом из конверта, который нужно аккуратно носить, нельзя его было царапать. Его можно слушать на хорошем оборудовании. Он требовал уважения к себе. Эти времена останутся только для чудаков, маргиналов, эстетов, но не для массового слушателя. Массовый слушатель может скачать быстро сорок альбомов и из всего этого так же быстро многое отсеять, оставив песен шесть. Сам подход к музыке обесценился, музыка превратилась в рингтон на телефоне. Это превращает ее в утилитарную, прикладную, некультурную вещь. Теперь это какое-то приложение к повседневной жизни. Так что наше будущее туманно. Но я думаю, что живое исполнение останется живым исполнением, всегда найдутся люди, которым это интересно.

Звуки.Ru - Вот почитает это невеселое интервью начинающий артист и махнет рукой на музыку.

Чача - Все зависит от того, какие художественные цели ты преследуешь. В связи с тем, что электронные СМИ развиваются, есть стимул. Если ты молодой артист, то можешь в принципе записаться и дома. И эта запись обойдется тебе не очень дорого. Ты можешь выложить ее в Интернете. И если это удачная и интересная работа, наверняка найдется тот, кто ее послушает. Если ты умело распозиционируешь себя в таком СМИ как Интернет и "не дай бог" добьешься поддержки телеканала A-One, то снимешь недорогое бюджетное видео. Это все может сработать и в целом это неплохо. Для серьезной же работы не остается места. Непонятно, кто все это будет финансировать. Я много езжу по стране и вижу, что у огромного количества людей, которые интересуются так называемой альтернативной, тяжелой музыкой, есть возможность без дополнительных затрат и усилий смотреть канал A-One. Можно, конечно спорить о том, что он демонстрирует и чему отдает приоритеты. У меня есть два любимых телеканала - MTV-2 и A-One. А российский MTV или Муз-ТВ я не включал уже несколько лет и не стремлюсь это делать. Потому что ничего, что меня может заинтересовать, там не происходит. Канал же А-One облегчает жизнь молодым коллективам.

Звуки.Ru - Недавно вы засветились на премии RAMP. Каковы остались впечатления от этого мероприятия?

Чача - Все прошло довольно интересно. Объявили всех номинантов, которых можно было объявить. Не без накладок, конечно, все происходило. Но это беда мероприятий - когда много артистов выступает, всегда возникают большие проблемы со звуком, организацией. Можно считать, что у RAMP'а это был первый блин комом, но в разумных пределах.

Звуки.Ru - Как вам состав участников?

Чача - Ну, он довольно странный, по крайней мере, для меня. Но это потому, что там много молодых коллективов, с которыми я не знаком. Наличие большого количества групп - это неплохо. Ведь раньше у молодых людей не было возможности получить такой паблисити через год-два после своего возникновения. Теперь такая опция появилась - это здорово на самом деле. Для меня новым открытием в последнее время явилась группа Neversmile. Я их видел несколько раз на концертах, они мне нравятся. К сожалению, на премии ничего не выиграли. Хорошая группа также ##### - мы с ними исполнили на церемонии RAMP совместно песню. Было весело...

Звуки.Ru - За ходом голосования пристально следили?

Чача - На сайт RAMP'a заглядывал периодически. Динамика голосования первых двух туров показалась достаточно убедительной. И даже если предположить что были какие-то подтасовки (дело в том, что выборы в этой стране всегда подтасованы) и заподозрить в какой-то манипуляции общественного мнения, по крайней мере, то это было сделано аккуратно и незаметно. И эта динамика голосования, которую я увидел, похожа на правду. Но в нашей стране выборы всегда вещь условная.

Звуки.Ru - Каково вам было среди молодых?

Чача - Надо сказать, что наше положение довольно странное и двусмысленное. Совсем недавно мы выступали в номинации "Открытие". В России если независимый музыкант начинает с подвала и постепенно движется наверх, то десять лет у него уходит на то, чтобы заявить себя как молодой исполнитель. Через 10 лет непростой твоей жизни, трудов, записи нескольких альбомов, большого количества концертов, журналистское сообщество, просто интересующиеся рок-музыкой люди могут повернуться в твою сторону и сказать: а, вот молодая группа появилась. Так что в этом плане мы молодая группа. Но одновременно с этим, совсем недавно я был приглашен в качестве ретро-артиста в программу "Ретромания". Сейчас идет проект на одном из телеканалов. Там вытаскивают из гробиков отгремевшие культурные артефакты, молодым поколением забытые. Так что тут некоторый парадокс. С одной стороны мы молодое дарование, которое подает надежды, а с другой - уже глубокое ретро...

Звуки.Ru - Кем все же больше себя ощущаете?

Чача - Уже, конечно, сложившимся коллективом. Знаешь, когда группа начинает сама себя цитировать, повторять, это с одной стороны ни о чем хорошем не говорит, потому что самоповтор - не есть хорошо. С другой стороны - группа выработала определенные приемчики и стиль. Они и делают артиста самобытным и интересным для аудитории. Но мы уже понимаем, что делаем, хотя и продолжаем экспериментировать.

Звуки.Ru - Например?

Чача - Довольно активный эксперимент был на последней пластинке, которая обвинялась многими "хардлайнерами" в том, что она мол не панк, что там много разнообразных элементов и альтернативного рока. Кто-то узрел эмо, кого-то испугал регги, метализированные рифы. Нам очень интересно заниматься панк-роком, это то, что мы делаем в течение долгого времени, и это именно то, что принесло нам всесоюзную славу. Но замыкаться в рамках одного жанра не хотелось бы. Сейчас активно экспериментируем на стыке разных жанров, смотрим, как происходит творческий процесс и довольны этим.

Звуки.Ru - К критике прислушиваетесь?

Чача - Я не пытаюсь все валить в одну кучу и всех одним миром мазать. Недовольные всегда будут - это факт человеческой истории. Когда приходил на землю спаситель наш Иисус Христос, и то нашлись недовольные, которые, в конце концов, его распяли. Претендовать на то, чтобы понравиться всем, бессмысленно. Я понимаю, что происходит вокруг и слышу, что говорят. Но это не значит, что это и есть для меня путеводная нить, типа критик сказал: "Саша, ты пошел не туда". А я сразу понял и пошел в указанном направлении. Нет определенного вектора. Один говорит одно, другой - другое. Сколько людей столько мнений. Ведь любой артист берет на себя определенный риск, делая что-то. Наша последняя пластинка "Обратная сторона любви" - очень спорная по сравнению с предыдущей. Вполне возможно, что от нас этого не ожидали. Но мы осознанно пошли в этом направлении. И я вижу, что больше людей стало появляться на концертах. Несмотря на критику, которую мы получили, я доволен. Мы не замкнулись в узком жанре, развиваемся дальше и вызываем интерес у большего количество людей.

Звуки.Ru - Реакция на этот альбом была ожидаемой?

Чача - В целом она была положительной. Пластинка писалась два года, мы использовали гигантское количество студий, огромное количество звукорежиссеров. Это очень долгий процесс и обошелся он в одну большую копеечку. Но мы не преследуем практических целей, типа, записать альбом за 400 долларов, а потом продать его за тридцать тысяч. Мы готовы к эксперименту и понимаем, что качество всегда сопряжено с большими и финансовыми и временными расходами.

Звуки.Ru - Какое пожелание услышат сейчас наши читатели?

Чача - Читателям Звуков.Ru желаю стараться более бережно относиться к артистам. Они такие несчастные! Их все нае..ывают - и пираты, и простые ребята в Интернете. Но поскольку ваш портал пишет об этой музыке, значит, она читателю интересна. Давайте продолжать поддерживать этот интерес, для музыканта это важно!

29.11.2007, Владимир НАРДИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.naive.ru

НАИВ

Новые Арлекины И Вольтижёры

Подробности из жизни:

Состав:
Александр ЧАЧА Иванов - вокал
Дмитрий SNAKE Хакимов- ударные
Николай КОЛЯН Богданов - бас-гитара, бэк-вокал
Валерий АРКАДИЙ Аркадин - гитара, бэк-вокал

Группа НАИВ была основана осенью 1988 году в Вооруженных Силах СССР двумя рекрутами Максимом Кочетковым и Сашей Ивановым, что для панк-коллектива не весьма естественно. В следующем году - начало цивильного (в смысле гражданского) периода в развитии группы: НАИВ входит в состав Московской Рок-Лаборатории, а уже в 1990 году НАИВ выпускает свой первый альбом "Switch-Blade Knaife" на американском лейбле "MaximumRock`N`Roll".

Дебютный альбом НАИВа "Switch-Blade Knaife" ("Финка") (1991) месяцами оставался в хит-парадах национальных радиостанций и занял шестое место по продажам среди наиболее популярных в СССР альбомов панк-рока.
Летом 1992 года НАИВ выступает вместе с группой "Million Of Dead Cops" в ДК им. Горбунова.

Вслед за вторым альбомом НАИВа "Пива для Наива" последовало турне по странам Европы, организованное…

Далее... →