Принц, известный ранее как Артист

Артист, ранее известный как Принс (АРИКП), 9 ноября выпустил новый альбом "Rave Un2 The Joy Fantastic". Два года он выпускал свои диски самостоятельно - без помощи компаний звукозаписи, в связи с...

Артист, ранее известный как Принс (АРИКП), 9 ноября выпустил новый альбом "Rave Un2 The Joy Fantastic". Два года он выпускал свои диски самостоятельно - без помощи компаний звукозаписи, в связи с творческими разногласиями с его "родной" Warner Bros. Но не менее важной проблемой для АРИКП явились принципы распределения доходов. Даже при самом лучшем контракте большая часть денег все равно идет массе служащих фирмы, а не музыкантам, создававшим альбом и игравшим концерты. АРИКП посчитал, что все блага, которые предоставляют крупные фирмы - организация записи, отслеживание продаж и эфиров, реклама и т. д., - все это для ленивых. Это можно сделать и самим (потратив, естественно, определенное количество сил и времени), получив несравнимую материальную отдачу. Вопреки распространенному мнению, музыканты даже такой раскрученной команды, как "New Power Generation" Принса, то есть ex-Принса, то есть АРИКП, зарабатывают не более, чем обычные гуманитарии и люди творческих профессий. Дать им возможность отложить "на черный день", купить новый инструмент или аппарат - актуальная задача для NPG. Это стало немаловажным стимулом для отделения от Warner и выхода в самостоятельное плавание. Lenny Waronker, президент Warner Bros. Records говорил еще в 1994 году: "Принс, фактически, дал новое определение тому, что такое поп-музыка и что такое черная музыка, - что это вообще такое и как к этому подходить. Но никто из нас не понимал, куда он шел". Принс, за долгие годы создавший свой стиль и свой образ, стал, благодаря Warner, заложником собственного имиджа. Отвязный и отмороженный "freak", то появляющийся на сцене в строгом пальто и плавках, то рвущий кружевные рубашки, скандальный, суперэротичный, но не переходящий грань, отделяющую эротику от порно. Хипстер, себе на уме, трезвый, холодно-ироничный (потрясающее чувство чернушного юмора и убийственная ирония, часто по отношению к себе), и - романтичнейший из влюбленных, тонкостью и силой чувств соперничающий с персонажами средневековой персидской поэзии. Немыслимо красивые женщины - и в группе, и в массовке,и на концертах, и в клипах. Эпатажные тексты, непроницаемые музыканты, как будто из иного измерения... Попытки включить в альбомы простые и радостные песни, песни религиозного содержания наталкивались, по заявлению АРИКП, на жесткое сопротивление компании грамзаписи. Артист должен был разрабатывать золотую жилу, гарантированно приносящую доход. Его творческие замыслы, чувства, собственное мнение игнорировались. Никого из тех, от кого зависел выпуск альбомов и концертная политика, не заботило, что они имеют дело с Принцем - об этом человеке говорили, что его прорыв в поэзии начинается там, где закончилось творчество Джима Моррисона, а в искусстве гитарной игры он начинается там, где закончился Джими Хендрикс. В конце концов, произошел скандал. Prince отказался от своего имени (фигурирующем в неистекших контрактах с Warner), заменив его на иероглиф, составленный из мужского и женского символов (попробуйте-ка произнести!). Имя "Артист, Ранее Известный..." - уступка журналистам. Бывший Принс появлялся на пресс-конференциях с надписью на лице - "Раб!" В конце концов, он добился освобождения, и с обновленным составом New Power Generation выпустил альбом, названный, естественно, "Освобождение" - "Emancipation". Два года ex-Prince работал самостоятельно (это слово исключительно ему подходит - композитору, поэту, мультиинструменталисту, компьютерщику, режиссеру, танцору, актеру, продюсеру, менеджеру, преподавателю и теоретику искусства - Артисту). Но недавно он подписал контракт с фирмой Arista.

Arista известна, в частности, своей либеральностью в творческих вопросах. Она приютила многих "неуправляемых". Теперь бывший Принс пополнил их число. Arista оказалась в авангарде тенденции сотрудничества независимых музыкантов и мелких indie-компаний с монстрами шоу-бизнеса. В последние годы стало очевидно, что крупные фирмы не могут гибко реагировать на запросы слушателей и индивидуально подходить к творчеству музыкантов, то есть делать то, ради чего они и созданы. Стало ясно, что удел крупных фирм сегодня - в основном, мега-поп-явления, как Фил Коллинз, который нравится всем, собирает сотни тысяч слушателей, гастролирует по всему миру. Крупные фирмы не справляются с более деликатными задачами. Поэтому большая часть музыкального рынка на Западе стала уходить в руки indie-компаний и DIY (Do It Yourself - Сделай Сам) - музыкантов. Arista и несколько других крупнейших компаний (Sony, Geffen) стали экспериментировать в области сочетания творческого гибкого подхода мелких фирм и возможностей компаний-гигантов.

Выход альбома Артиста - один из примеров такого подхода. В записи альбома участвовали Sheryl Crow, Gwen Stefani, Ani DiFranco, Ruff Ryders, рэпперы Eve, Chuck D из Public Enemy.

В нашей стране Артист, Ранее Известный Как Принс, пользуется тихой известностью как источник курьезов и скандалов в музыкальном мире, персонаж из рубрики "их нравы". Конечно, он не вписывается в привычные стандарты музыки, которой нас кормили все предыдущие годы. Тем не менее, даже если это не ваша музыка, вслушаться стоит. Его музыка раскрывается с 4-го-5-го раза, - не раньше. Жаль, если нет текстов - без них можно слушать только технологию производства музыки (впрочем, очень высокую технологию). Смысл того, что автор пытается сказать, донести до слушателя, полностью теряется. Мы привыкли к "унисону" музыки и слов. Не понимая слов, можно было достроить образ песни по настроению и звучанию музыки. Но у АРИКП музыка и слова часто контрастируют. А если еще учесть его "колючесть" и склонность к провокациям...

14.11.1999, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)