Быть организатором концертов и не забывать о собственном творчестве очень сложно. Насколько сложно - мы спрашиваем у известного джазового саксофониста и арт-директора клуба Cool Train Олега Киреева накануне открытия нового заведения "Союз Композиторов", начала одноимённого фестиваля и релиза нового альбома музыканта. И надеемся, что и музыкант, и продюсер в Кирееве чувствуют себя отлично.
Звуки.Ру: Союз Композиторов - новый клуб. Каковы твои функции в нём?
Олег Киреев: Я продюсирую фестиваль "Союз Композиторов". И все хорошие, интересные события, которые будут происходить в клубе, тоже на моей ответственности. Фактически я выполняю функцию арт-директора.
Звуки.Ру: Все хорошие события? А что, планируются и нехорошие? Или имеется в виду, что ежедневная музыкальная программа в клубе осуществляется отдельно, а ты занимаешься только спецпроектами, большими концертами?
Олег Киреев: Нет, всё подряд. И спецпроекты, и клубная программа. Я отвечаю за качество музыки. Но у клуба, помимо неё, довольно широкая специализация. Он открыт для любых хороших идей. Здесь проходят художественные выставки, - уже прямо сейчас можно посмотреть первую; экспозиции будут меняться каждый месяц. Есть у нас и "театральные понедельники", которые, кстати сказать, обещают быть просто потрясающими. Вот за них я как раз не отвечаю: просто потому, что не совсем знаком со спецификой. Для этих проектов приглашены специальные люди.
Звуки.Ру: Это-то хорошо. А что будет с Cool Train-ом, в котором ты уже давно являешься арт-директором?
Олег Киреев: Это абсолютно нормальный вопрос и абсолютно нормальная ситуация. С Cool Train-ом всё нормально, там ничего не меняется на протяжении многих лет (в самом хорошем смысле слова - я говорю о существовании традиций), всё происходит по-старому. Что именно происходит, рассказываю: демократичный джаз с уклоном в развлекательность и познавательность, - в первую очередь, для молодёжи. Знаешь, такая приятная атмосфера, туда молодые ребята приходят, танцуют под диксиленд:
Звуки.Ру: Любопытно звучит: молодые танцуют под диксиленд.
Олег Киреев: Звучит здорово, они действительно веселятся. Под диксиленд, гангстерский джаз и тому подобные вещи. А в "Союзе Композиторов" всё несколько по-другому. Этот клуб ориентирован на концертные выступления. Если в Cool Train-е первичны развлечения, демократичность, то здесь упор делается на творческие встречи, на новые программы. То есть, один клуб дополняет другой, с этим все нормально:
Звуки.Ру: На самом деле я, задавая вопрос о Cool-Train-е, имела в виду то, что у тебя будет еще больше времени уходить на продюсерскую работу: не забросишь ли один клуб ради другого? Если бы встала необходимость выбирать, какой бы клуб "оставил"?
Олег Киреев: Одно другому не мешает, мне всё по силам. Если толково организуешь время, работа идёт как по маслу. Я вообще был бы счастлив, если бы в Москве было штук 70 клубов. Я был бы счастлив только играть и ничего самому не организовывать. И, к тому же, "Союз Композиторов" - далеко не первый клуб в моей жизни, а даже 30-й, если не 40-й. Я же ещё в Уфе начал заниматься организацией концертов в клубах, вёл по 5 заведений одновременно. Так что опыт позволяет мне определять, насколько может хватить сил.
Звуки.Ру: Кстати, об Уфе. Джазовое сообщество последний месяц шумит о том, что там открылся какой-то запредельный по уровню клуб, чуть ли не лучше, чем московский 'Le Club'.
Олег Киреев: Да, я был там. Действительно, там всё очень уютно и хорошо, очень приличная площадка. Очень здорово, что бизнесмен, открывший этот клуб, любит джаз и поддерживает джазменов - в большинстве городов ведь клубы на энтузиастах держатся: Но сравнивать эту площадку с "Ле Клубом" смысла нет - это ведь особое заведение, которое регулярно приглашает звёзд мирового джаза. У нас ни один клуб не может себе этого позволить. Пропагандистская и продюсерская деятельность Игоря Бутмана в этом отношении выше всяких похвал. Концертных залов-то много, филармоний много, а организаторов нету. Вот главная проблема на сегодняшний день. А вообще у меня есть такая идея, которую я давно хочу осуществить. На Западе с этим нет проблем, а у нас что-то никак приживается: издать гид "Джазовая Москва". Ну вот как "Джазовый Лондон" существует - такая программка, где есть все совершенно заведения, все программы, и лежит она во всех клубах. Но у нас пока идёт, так сказать, битва за клиента, и конкуренты не хотят сосуществовать друг с другом на соседних страницах. А зритель в итоге теряет и не знает зачастую, куда можно пойти:
Звуки.Ру: Недостаток информации - это понятно. Это мы, СМИ, постараемся восполнить. А как бы ты оценил ситуацию с клубным джазом как таковую? Всё ли гладко в Датском королевстве или бывают времена, когда хочется закрыть лицо руками и послать всё куда подальше?
Олег Киреев: Как я уже сказал, у нас слишком мало клубов. Катастрофически мало. Иной раз самому хочется куда-нибудь съездить послушать хорошую музыку. Так ведь некуда! Середина недели, поздний час: После полуночи одни дискотеки работают. Если тот же Ле Клуб позволяет себе роскошь приглашения лучших зарубежных музыкантов, то все остальные этим похвастаться не могут. Среди местных исполнителей вообще есть такая тенденция: прибежать на одну "халтуру", отыграть и стремглав понестись на следующую. Новых, ярких программ поэтому нет. Есть, конечно, но очень редко появляются. Какой-то процесс стагнации прямо. Некогда развиваться индивидуально, технически. Некогда разрабатывать новые идеи.
Звуки.Ру: Как думаешь, это чем обусловлено? Может, столица портит музыкантов? Ты ведь сам не москвич, ты ещё помнишь, как это - не спеша погрузиться в мысли, поработать над собой, найти время для миросозерцания.
Олег Киреев: Да, безусловно. В Москве - это вопрос выживания. В других городах это в меньшей степени проявляется, хотя тоже присутствует. Мне в этом смысле очень понравилось высказывание Бобби МакФеррина (Bobby McFerrin). Его спросили: Вы ведь зарабатываете много денег своим искусством, не так ли? А он и отвечает: в Нью-Йорке музыканты думают о музыке, а не о деньгах. О музыке! Для них это первично. Ну, у нас-то всё понятно: в силу жизненных обстоятельств как-то так складывается, что приходится гнаться за рублём. Джазовые музыканты приезжают в столицу, им надо обеспечивать свою семью, которую они нередко привозят с собой: Из-за этого много талантливой молодёжи в попсу уходит. Ну, среди попсовых коллективов тоже неплохие есть, профессиональные, но это дела не меняет. Вот с Кузьминым наши люди работают: Да многих можно назвать. Вообще по сравнению с Западом у нас и спрос на джазовую музыку в разы меньше. Взять ту же Москву: 15 миллионов жителей, а сколько из них потенциальных слушателей джаза? Да максимум тысяч 10-15, не больше. Ментальность среднестатистического москвича, россиянина - далеко не джазовая. А в Америке с молоком матери впитывают мелодии вроде 'Bye-bye blackbird'. Что уж тут сравнивать. Это не наша народная музыка. Часто интеллект самих хозяев заведений, где играют музыканты, многое определяет. Зачастую это нувориши, для которых Крис Ри (Chris Rea) - запредел, а на самом деле им бы Машу Распутину послушать.
Звуки.Ру: Вот ты и предвосхитил мой следующий вопрос. Как правило, программа любого джазового фестиваля, как бы то ни было, определяется вкусом его организатора. Ну, еще его личными связями и знакомствами. "Кто мне люб, кого я знаю, того и приглашу, а остальные гуляют вальсом".
Олег Киреев: У меня всё проще (я понял вопрос): если у коллектива есть идея, есть какая-то изюминка, - он будет играть у меня в клубе. Да, конечно, я доверяю собственному вкусу, пусть и субъективному. Но всё абсолютно прозрачно и открыто. Я много езжу по миру, много слушаю и прекрасно себе представляю, что такое хорошая музыка и хорошая энергетика, так что, думаю, в большинстве случаев я не ошибаюсь в оценке. И все прекрасно знают, что если Кирееву принесешь демо, он обязательно прослушает. И если то, что там записано - талантливо, достойно, интересно, это не останется без внимания. Никакой местечковости у меня в клубах нет. Единственный случай, когда я отдаю приоритет "своим", относится к участникам моего "Экзотик-бэнда": когда я не успеваю обеспечить их работой, то поддерживаю дополнительными концертными выступлениями.
Звуки.Ру: Хорошо. Вернемся к фестивалю. 10 дней - это довольно много для джазового феста и довольно смело для открытия нового клуба. Почему именно такой срок? Почему не ужали длительность до одной недели или, наоборот, не растянули до двух?
Олег Киреев: Мы исходили из количества выбранных стилей, и решили каждому из них дать по отдельному дню. Не будем же мы смешивать направление "Леди в джазе" с гангстерским джазом или этно-темой, правда ведь. Или выбрасывать проект "Русское банджо" - потрясающее совершенно шоу. Поэтому мы не стали скупиться на время, и не побоялись брать "тяжелые" дни - понедельник и вторник. Практика показывает, что и на эти дни все билеты проданы. Хотелось и показать разноплановость клуба. Кстати, совсем забыл сказать: у нас не чисто джазовый клуб!
Звуки.Ру: Вот и пришли к самому главному.
Олег Киреев: Да! На первом месте стоит качество музыки. Это и классика, и рокабилли, и джаз-рок, и фьюжн, и этника, и блюз. В пятницу и субботу по три шоу-программы на вечер, и они могут быть совершенно разными. Ты же сама знаешь, наверное: в 2-3-4 часа ночи зачастую живую музыку нигде не услышишь. Слышны только кислотные грувы по дискотекам, как правило. Пойти некуда - разве что в ресторан при казино. Но я туда не пойду. Вот из этого мы и исходили, когда решили, что за один вечер мы будем давать сцену сразу нескольким коллективам, и заканчиваться программа будет не ранее 3-х часов утра.
Звуки.Ру: Но ты сам, наверное, тоже будешь выходить на сцену? У тебя-то как раз новые программы одна за другой выходят. Недавно, насколько я знаю, был издан новый альбом, "Евразия". Там снова преобладает аутентика, приглашено много гостей, - Сергей Манукян, Виктор Жалсанов, , - и играют исполнители на экзотических инструментах. Скажи, Олег, ты, человек, явно и давно тяготеющий к этно-тематике, занимаешься ли системно-методичным её изучением?
Олег Киреев: Нет. На данном этапе - нет. Когда жил в Башкирии, меня всё это окружало, я естественным образом в себя всё это впитывал. Сейчас - нет. В основном всё новое черпаю из поездок, из записей, из сотрудничества с музыкантами-носителями разных культур. Тем более, что я играю с самодостаточными, яркими музыкантами, которые настолько полно представляют аутентику, что мне особо и состязаться с ними не приходится. Мы сочленяем этно и электронно-джазовое звучание, и получается Нечто. Надо просто помогать раскрыться тому, что есть: У нас ведь такой натуральный world-music получается: двое музыкантов из Украины, я из Башкирии, сенегальцы есть, один из Молдавии, барабанщик татарин: Ни одного москвича!
Звуки.Ру: Есть ли какое-то концептуальное отличие "Евразии" от предыдущих альбомов?
Олег Киреев: Нет, скорее - это продукт естественной эволюции. Я плыву по течению событий. Даю музыке звучать так, как она сама того хочет.
Звуки.Ру: И, надо сказать, она тебе воздаёт сторицей.
Олег Киреев: Да, для меня высшая награда - когда люди приходят и говорят мне, что по нескольку недель не вынимают мои диски из проигрывателя.
Звуки.Ру: Позволь пожелать тебе, чтобы и новый альбом постигла такая участь.
1978 – Родился Кристофер Тони Уолстенхолм - басист британской группы Muse »»
1978 – Родилась канадская поп-звезда Нелли Фуртадо, прославившаяся в 2001 году синглом "Turn Off the Light". Кстати, свое имя певица получила в честь советской гимнастки Нелли Ким »»
1981 – Бри́тни Спирс родилась в городе Маккомб, штат Миссисипи. Ее зовут "поп-принцессой" — эта прекрасная блондинка, обладательница Грэмми, танцовщица, автор песен и актриса "озвучила" мечты и мысли поколения миллениума »»
Else Marie PADE (1924)
Владимир Николаевич ДАНИЛИН (1946)
John Wesley RYLES (1950)
Nelly FURTADO (1978)
Britney SPEARS (1981)