Ежегодный, IX фестиваль в честь дня рождения сайта Jazz.Ru собрал, в отличие от
прошлого года, полный (даже с небольшим переаншлагом) зал Домжура. В первом
ряду, ощерившемся длиннофокусной оптикой, блестели седины корифеев
отечественного джаза: Игоря Бриля, Алексея Козлова, Анатолия Кролла, где-то
сзади мелькала голова Аркадия Шилклопера (нечастого нынче гостя в
Москве) и
физиономии практически всех московских журналистов, пишущих о джазе.
Объяснялось такое повышенное внимание просто: одновременно с очередным днем
рождения портала Jazz.Ru его бессменный ведущий Кирилл Мошков со своими
единомышленниками представляли заинтересованной публике первый номер
одноименного бумажного журнала - первого и единственного специализированного
издания, посвященного исключительно бывшей "музыке толстых" на
русском языке за последние 15 лет.
Подробнее о том, как главный редактор новорожденного журнала представляет себе
его будущность и на что он рассчитывает, можно почитать в интервью Мошкова
Polit.Ru. Впрочем, концерт уже
сам по себе вполне давал ответ на вопрос - что такое, по мнению Jazz.ru,
современный джаз в России и на что его любителям стоит рассчитывать.
Открывал
программу ансамбль Алексея Чернакова - традиционный по составу квинтет с
женским вокалом и лидирующим фортепиано, на котором играл сам бендлидер. О его
игре говорить трудно, но необходимо. Потому что Алексей - настоящий вундеркинд.
В свои 18 лет он совершенно лишен какого-либо мальчишества - его
композиторская и фортепианная манера сдержана, каждая нота полна смысла. Когда
бенд играет в полном составе - это "еще" более-менее традиционный
джаз; но во время сольных фортепианных фрагментов понимаешь, что интересы
Чернакова гораздо шире и глубже. Не случайно, предваряя выступления квинтета,
Анатолий Кролл (в чем
оркестре играет сейчас
юный пианист) объявил о том, что Чернаков стал лауреатом молодежного
"Триумфа".
Вторым выступало новосибирское трио "Седьмое небо" - вокалистка и
клавишница Виктория Чековая,
пианистка Елена Скоробогатова и кларнетистка Галина Беляева. Это
был воистину
"джаз по-русски"! Пожалуй даже по-сибирски. Жестко структурированная
фортепианная основа и экспрессивные ритмичные пассажи виртуозного кларнета
"подкладывалась" под экстатические фолк-роковые вокализы эффектной
красавицы-вокалистки. По окончании сета "Седьмого неба" джазовые
мэтры в первом ряду сдвинули головы и стали ими согласно кивать. Нетрудно
догадаться, что именно они обсуждали - это эффектно и хорошо, с чувством,
сыграно, но причем здесь джаз?
Сразу после перерыва (который был жизненно необходим - в зале ДомЖура сдохли
кондиционеры) вопросов у мэтров, очевидно, не было: на сцену вышло прекрасно
известное в джазовых кругах трио пианиста-импровизатора Андрея Разина
"Второе приближение". Поскольку
вокалистка трио Татьяна Комова выступает также в цыганском дуэте, а Игорь
Иванушкин - один из самых профессиональных и универсальных контрабасистов
России, музыка трио тоже полистилистична - от русского романса до авангарда;
но она имеет четко выраженный джазовый фундамент. Это ясно показала
заключительная, третья пьеса их сета - ритмичная и свинговая
"Коломбина", встреченная залом на ура.
Но самые большие аплодисменты достались, как и положено на фестивале,
завершающему его хедлайнеру. В этом качестве на этот раз выступил еще один
новосибирский музыкант (как тут не вспомнить слова Ломоносова о том, что
"богатство России Сибирью прирастать будет!") - пианист, композитор,
блок-флейтист и незаурядный шоумен Роман Столяр. Его
яркая сценическая манера,
почти что балансирующая на грани музыкальной эксцентрики (недаром он выступал в
клоунских клетчатых штанах!), к тому же сопровождаемая разными техническими
кунштюками (от игры на "препарированном фортепиано" и мелодике до спускания в зал - демонстративно
понаслаждаться собственными засэмплированными руладами) кажется некоторым
пуристам профанацией идей музыкального авангарда вообще и фри-джаза в
частности - но в невероятном обаянии буйногривому экспансивному и вдохновенному
импровизатору не откажешь.
"Американский джаз и без меня есть кому привозить, - объяснял по окончании концерта Кирилл Мошков. - А я лучше такую музыку покажу". Это и есть Джаз.Ру? А почему бы и нет!
1994 – В Санкт-Петербурге Александром Васильевым официально была создана группа Сплин. Де-факто сплины существовали и до этого, группа успела выпустить на свои средства дебютный альбом Пыльная быль, на запись которой музыканты заработали, снимаясь в рекламе "Херши-колы" »»
Кристофер ЛИ (1922)
Christopher LEE (1922)
Bud SHANK (1926)
Ralph CARMICHAEL (1927)
Ramsey LEWIS (1935)
Bruce COCKBURN (1945)
Александр ЛОСЕВ (1949)
Dee Dee BRIDGEWATER (1950)
Neil FINN (1958)