Ежегодный, IX фестиваль в честь дня рождения сайта Jazz.Ru собрал, в отличие от
прошлого года, полный (даже с небольшим переаншлагом) зал Домжура. В первом
ряду, ощерившемся длиннофокусной оптикой, блестели седины корифеев
отечественного джаза: Игоря Бриля, Алексея Козлова, Анатолия Кролла, где-то
сзади мелькала голова Аркадия Шилклопера (нечастого нынче гостя в
Москве) и
физиономии практически всех московских журналистов, пишущих о джазе.
Объяснялось такое повышенное внимание просто: одновременно с очередным днем
рождения портала Jazz.Ru его бессменный ведущий Кирилл Мошков со своими
единомышленниками представляли заинтересованной публике первый номер
одноименного бумажного журнала - первого и единственного специализированного
издания, посвященного исключительно бывшей "музыке толстых" на
русском языке за последние 15 лет.
Подробнее о том, как главный редактор новорожденного журнала представляет себе
его будущность и на что он рассчитывает, можно почитать в интервью Мошкова
Polit.Ru. Впрочем, концерт уже
сам по себе вполне давал ответ на вопрос - что такое, по мнению Jazz.ru,
современный джаз в России и на что его любителям стоит рассчитывать.
Открывал
программу ансамбль Алексея Чернакова - традиционный по составу квинтет с
женским вокалом и лидирующим фортепиано, на котором играл сам бендлидер. О его
игре говорить трудно, но необходимо. Потому что Алексей - настоящий вундеркинд.
В свои 18 лет он совершенно лишен какого-либо мальчишества - его
композиторская и фортепианная манера сдержана, каждая нота полна смысла. Когда
бенд играет в полном составе - это "еще" более-менее традиционный
джаз; но во время сольных фортепианных фрагментов понимаешь, что интересы
Чернакова гораздо шире и глубже. Не случайно, предваряя выступления квинтета,
Анатолий Кролл (в чем
оркестре играет сейчас
юный пианист) объявил о том, что Чернаков стал лауреатом молодежного
"Триумфа".
Вторым выступало новосибирское трио "Седьмое небо" - вокалистка и
клавишница Виктория Чековая,
пианистка Елена Скоробогатова и кларнетистка Галина Беляева. Это
был воистину
"джаз по-русски"! Пожалуй даже по-сибирски. Жестко структурированная
фортепианная основа и экспрессивные ритмичные пассажи виртуозного кларнета
"подкладывалась" под экстатические фолк-роковые вокализы эффектной
красавицы-вокалистки. По окончании сета "Седьмого неба" джазовые
мэтры в первом ряду сдвинули головы и стали ими согласно кивать. Нетрудно
догадаться, что именно они обсуждали - это эффектно и хорошо, с чувством,
сыграно, но причем здесь джаз?
Сразу после перерыва (который был жизненно необходим - в зале ДомЖура сдохли
кондиционеры) вопросов у мэтров, очевидно, не было: на сцену вышло прекрасно
известное в джазовых кругах трио пианиста-импровизатора Андрея Разина
"Второе приближение". Поскольку
вокалистка трио Татьяна Комова выступает также в цыганском дуэте, а Игорь
Иванушкин - один из самых профессиональных и универсальных контрабасистов
России, музыка трио тоже полистилистична - от русского романса до авангарда;
но она имеет четко выраженный джазовый фундамент. Это ясно показала
заключительная, третья пьеса их сета - ритмичная и свинговая
"Коломбина", встреченная залом на ура.
Но самые большие аплодисменты достались, как и положено на фестивале,
завершающему его хедлайнеру. В этом качестве на этот раз выступил еще один
новосибирский музыкант (как тут не вспомнить слова Ломоносова о том, что
"богатство России Сибирью прирастать будет!") - пианист, композитор,
блок-флейтист и незаурядный шоумен Роман Столяр. Его
яркая сценическая манера,
почти что балансирующая на грани музыкальной эксцентрики (недаром он выступал в
клоунских клетчатых штанах!), к тому же сопровождаемая разными техническими
кунштюками (от игры на "препарированном фортепиано" и мелодике до спускания в зал - демонстративно
понаслаждаться собственными засэмплированными руладами) кажется некоторым
пуристам профанацией идей музыкального авангарда вообще и фри-джаза в
частности - но в невероятном обаянии буйногривому экспансивному и вдохновенному
импровизатору не откажешь.
"Американский джаз и без меня есть кому привозить, - объяснял по окончании концерта Кирилл Мошков. - А я лучше такую музыку покажу". Это и есть Джаз.Ру? А почему бы и нет!
1947 – Родилась Лори Андерсон - американская певица, композитор и авангардная скрипачка, знаменитая своими электронными перформансами и суперсинглом "Superman". Лори - не только самобытный музыкант, но и жена великого Лу Рида »»
1956 – Родился самый раздражающий саксофонист в мире Кеннет Брюс Горелик. Он входит в список 25 самых продаваемых американских музыкантов всех времён под именем Kenny G. Общее число проданных им дисков составляет более 30 млн. копий! »»
Tom EVANS (1947)
Laurie ANDERSON (1947)
Jerry GONZALEZ (1949)
Peter ERSKINE (1954)
Richard BUTLER (1956)
Валдис ПЕЛЬШ (1967)
Brian MCKNIGHT (1969)
Lucia PEREZ (1985)