Среди большинства московских open-air'ов "Пикник Афиши" выделяется целым рядом особенностей. Во-первых, его программа не является исключительно музыкальной. В парк на Красной Пресне многие люди приходили просто поваляться на травке или на щедро раздаваемых подстилках, покидать летающие тарелки или раскрасить их гуашью, покататься на растабайках и поиграть в футбол или другие экзотические для москвичей игры. В то же время, "Пикник Афиши" стал уникальным мероприятием еще и в отношении доступности. Покупку журнала с прилагающимся входным билетом может себе позволить практически каждый, при этом обретая возможность увидеть выступление целого ряда зарубежных исполнителей, за концерт каждого из которых в клубе пришлось бы заплатить не одну сотню рублей. И все же, несмотря на доступность, на "Пикнике" собралась публика определенного рода, отличная от той, что посещает более раскрученные "народные" фестивали: стильно одетые молодые люди и девушки, вроде тех, которых встречаешь в клубах на концертах малоизвестных инди-групп или на страницах вышеупомянутого журнала. Оно и понятно: на "Пикнике" не было заявлено никаких громких имен, что, однако, не умаляло ценности выступивших там исполнителей. В этом году музыкальных площадок было уже четыре, но, конечно же, все основное внимание публики было приковано к главной сцене. Днем здесь играли отечественные электронщики, а также питерский рэпер Смоки Мо сотоварищи и играющие инструментальный инди-рок Я слева сверху. Иностранцев оставили "на сладкое" - их время пришло с наступлением вечера.
The Pinker Tones
Трое музыкантов The Pinker Tones были, пожалуй, самыми веселыми исполнителями на
пикнике. Двое музыкантов в одинаковых белых пиджаках и очках с толстыми
оправами и диджей в черном пиджаке и очках посередине зажигали за пультами,
вертушкой и терменвоксом с истовым воодушевлением в движениях и каменными
выражениями лиц. С руками, прилипшими к пультам и рвущимися в пляс ногами
The Pinker Tones чем-то напоминали заводных обезьянок. Из их альбомной
ипостаси на концерте была предъявлена самая бойкая составляющая: вместо
ностальгических босса-нов - резвый танцевальный электропоп. Иногда в поток
электронного звучания врывались засэмплированные гитарные партии - и тогда
музыканты начинали рубиться на невидимых гитарах. Среди вороха различных
сэмплов, которые музыканты лепят как пирожки, неожиданно зазвучала "Praise You"
Fatboy Slim. Правда, нельзя сказать, что The Pinker Tones сотворили с ней
что-то оригинальное, да она и без того хороша. В целом казалось, что группа
являла собой иллюстрацию тезиса о том, что бодры надо говорить бодрее, а веселы
- веселее, и непременно через вокодер.
Ska-Jazz Review
Ленинградцы Ska-Jazz Review - единственная русская группа, затесавшаяся между
иностранцами. Хотя ее состав можно считать интернациональным: вокалистка группы
- очаровательная американка Дженнифер. Да и на Западе Ska-Jazz Review
любят не
меньше, а то и больше, чем у нас. Коллектив, представляющий собой проект
музыкантов из ска-панк группы Spitfire и духовой секции ска-фанк группы
Marksheider Kunst, в отличие от своих скачущих предшественников играли музыку
расслабляющую и ненавязчивую. Собственно, название уже дает ей точнейшее
определение. Две гитары, два саксофона, труба - веселый и жизнерадостный, разве
что не особо изобретательный, ска с приятными мелодиями. Одетая в трогательное
платьице Дженнифер была похожа на школьную учительницу на выпускном балу. Под
такую музыку хорошо танцевалось стоявшим у сцены девушкам, гулялось по парку и
кидалось тарелочками. Ska-Jazz Review идеально подходили для фона
непринужденного отдыха, поэтому на их выступление можно было не только
потанцевать у сцены, но и успеть сбегать пообедать.
Dengue Fever
Лос-Анджелесский коллектив Dengue Fever был похож на иллюстрацию понятия
"дружба народов". Его солистка Чом Нимол (Chhom Nimol) - камбоджийка, поет
песни на кхмерском языке. Второй вокалист и гитарист - Зак Хольцман (Zac
Holtzman) носит длинную черную бороду правоверного иудея, клавишник в чалме
похож на индуса. Миниатюрная красавица Нимол почти не знает английского языка,
поет на родном кхмерсоком голосом тонким и невинным. Когда группа решила
написать пару песен на английском, для Нимол специально нанимали переводчика
текстов, чтобы она понимала, о чем поет. Действительно, в ее исполнении столько
живой эмоции, игры интонациями, мимики, что создается впечатление, будто смысл
ее райского пения должен становиться понятным всем и каждому. И в то же время
не может не прийти на ум боллливудская эстетика - откуда же еще всему миру
известны все эти женские тонюсенькие голоса и восточные напевы. Но в окружении
верно и с душой сыгранного инди-рока с оглядкой на гаражные группы 60-х,
приправленного невероятно приятными саксофонными соло, эта аллюзия не вызывает
иных чувств, кроме умиления.
Beirut
Вот еще один проект, имеющий отношение к этническому вопросу. Но здесь случай
совсем другой. 20-летнее дарование Зак Кондон (Zach Condon), юноша,
похожий на
самого положительного героя какой-нибудь тинэйджерской мелодрамы, после поездки
по Восточной Европе и распития спиртных напитков с аборигенами почти в одиночку
записал чудный альбом имитаций балканского и цыганского фолка "Gulag Orkestar".
В Москву он приехал уже с настоящим оркестром из шести человек, играющих на
множестве музыкальных инструментов: аккордеоне, скрипке, саксофоне, домре, ну и
на синтезаторе с ударными, разумеется. Себе он оставил только партии трубы,
которые, к слову сказать, являются самыми яркими, и гавайской гитары. Свою
любимую буденовку с красной звездой Кондон одолжил второму гитаристу -
долговязому белобрысому малому, который к концу выступления так разошелся, что
принялся скакать по сцене с бубном аки наш Гаркуша.
Buck 65
Последний альбом этого знатного канадского альтернативного рэпера Ричарда
Терфри (Richart Terfry) "Secret House Against The World" был обласкан
критиками, хотя сам хип-хоп на нем погряз в массе иных музыкальных наслоений -
от трип-хопа до блюза и симфо-рока, - впрочем, совершенно прекрасных. Но в том
Buck 65 помогали именитые коллеги, такие как Tortoise, например. На
сцене же этот чудесный человек был один на один с вертушкой, и потому саунд,
очевидным образом, оказался менее разнообразным: жесткий электронный звук и
диджейский скретч. Хотя в случае концерта Buck 65 речь должна идти в первую
очередь даже не о саунде, а о потрясающей харизме музыканта, которую он
излучает, придерживаясь тем не менее высокой планки и по диджейской, и по
вокальной части. Депрессивные, брутальные и в то же время проникновенные телеги
Buck 65 за жизнь разбавлял вокал бэк-вокалистки Клары. Музыкант говорил с
публикой, посвящал песни дольнобойщикам и отцам, смотрел на летящие в небо
воздушные шарики и, несмотря на всю видимую жесткость его музыки, выглядел
самым отзывчивым по отношению к залу из всех остальных музыкантов. После его
выступления моя подруга, утонченная и интеллигентная девушка, еще долго уверяла
меня, что Ричард Терфри - это мужчина ее мечты.
Calla
Группа Calla с ее масштабным гитарным саундом как нельзя более подходила на
роль хэдлайнеров, завершавших концерт. То, что концертное звучание группы
отличается от альбомного, почувствовалось сразу. Если на альбомах группы -
сплошная лирика, мелодии гитарных проигрышей отчетливо выступают на первый
план, то живьем звук Calla представлял собой куда более тяжелый, плотный
гитарный гул, который практически не ослабевал, да и барабаны звучали
значительно мощнее. Солист Аурелио Валле (Aurelio Valle) изменил своему
характерному эротически-вкрадчивому полушепоту и запел более грубо и низко. Но
плотность гитарного звучания Calla, увы, не стала гарантом его качества. Все же
стоит похвалить группу хотя бы за то, что ее цепким мелодиям, которым хочется
подпевать, под которые хорошо грустить и покачиваться в такт, таки удалось
умело маскировать фон из невнятного гитарного месива.
Группы, выступившие в этот день на "Пикнике" никак нельзя подвести под единую схему и сделать какие-то общие выводы, да к этому никто и не стремился. Отказ от музыкального формата, недостижимой химерой манящий все крупномасштабные музыкальные фестивали, нашел здесь едва ли не лучшее воплощение.
Floyd DIXON (1929)
John WILLIAMS (1932)
Vince NEIL (1961)
Андрей ГОРОХОВ (1964)
Joshua KADISON (1965)