Глава третья, в которой басист Primal Scream становится героем датской прессы, автор переживает полтора часа ступора с группой Tool, у Джорджа Клинтона горит крыша, а Kanye West рассказывает о своей нелегкой жизни.
В первый день июля и третий день фестиваля с моим камрадом Тоней приключился день рождения. Новорожденная немного сокрушалась на предмет того, что субботняя программа не радовала именами. На это я стала пламенно восклицать: мол, Tied & Tickled Trio - это крутой джаз! The Ex - это крутые панки! Two Gallants - это крутые калифорнийцы! А Бобби Джи?! - да он круче тысячи чертей!
...В полдень немцы Tied & Tickled Trio лепили саундтрек для ленивого лета: немногочисленные зрители в Pavilion отмахивали такты макушками, кто-то даже вальяжно топтался под сценой в намеке на танец. В "трио" насчитывалось не менее семи-восьми человек: впрочем, все одновременно почти не играли, так, будто чередуясь согласно необязательному плану. Подобный "электронный джаз" можно было запросто извлечь из недр умной операционной системы - однако немцы оказались дотошны до живых нюансов. Чудесные подробности (деликатный контрабас, солирующие саксы, изнеженная труба), нанизанные на, скажем, дабовый хребет, приятно располагали зрителя к сценическому действу. Саксофоны и труба солировали по очереди - не соревнуясь, и тем не менее ревниво и ретиво оспаривая друг друга - пока инициативу не отбирал один из драммеров, не церемонясь, по-хозяйски: главный по тарелочкам, задавала ритма Маркус (Marcus Archer) - один из основателей Tied & Tickled Trio, вместе с братом-трубачом Мишей (Micha Archer). В этом году Tied & Tickled выпустили CD/DVD-дуплет "A.R.C." на лейбле Morr Music - сама при случае приобрету и вам настоятельно рекомендую.
По соседству с Павильоном, в Metropol, тем временем начался концерт шведского
электро-джазового бэнда Koop - похоже, шведы в Дании пользовались
большей благосклонностью аудитории, нежели немцы: к часу дня Роскильде
просыпался - и шел в дансинг. Однако нам быстро наскучило прилежное
музицирование ретроспективных Koop в стиле cool, и мы направились к Арене, где
с 14-00 были заявлены некто Seeed.
Шоу-машина в красных одеждах: дюжина немцев отряхнула остатки сна с фестиваля.
Seeed похожи на профессиональный балаган: они знают, как заставить людей
танцевать. Музыка - неизобретательная, утилитарная, слушать такую в наушниках -
потеря времени: даб, хип-хоп - канонически скроенные. Это "подложка" для шоу
трех энергичных афро-немцев-вокалистов и кордебалета из трех энергичных
афро-немок: они подзуживали публику, как умелые массовики-затейники на детском
утреннике, и только Джордж Клинтон на той же Арене, но девятью часами позже,
переплюнул балаган Seeed.
Между тем, с 15-00, в опустевшем после Koop
Метрополе, айдиэмщик Киран Хебден (Kieran Hebden) и джазовый барабанщик
Стив Рейд (Steve Reid) демонстрировали друг другу свою интеллигентную,
деликатную музыку. В том году Kieran был соло на фестивале: молчаливый
человек-
Зато на The Ex мы отвели душу. Старейшие голландские панки в прошлом
году выступали на фестивале SKIF в Петербурге: нынешний их гиг на сцене,
украшенной гигантскими тряпичными цветами, напомнил о том драйве, злом задоре,
с каким The Ex штурмовали апатичную питерскую публику. Пламенные
панк-прокламации были разжижены фолк-роковыми номерами - когда барабанщица
Катерина (Katherina) покидала рабочее место, брала бубен и
экспроприировала микрофон у вокалиста Сока (G.W. Sok). Грубая,
обличающая страстность, с какой The Ex рубились под цветами, - один из самых
искренних моментов постановочно-импровизационного спектакля Roskilde Festival.
...Перед тем, как, наконец, направиться к Большой Сцене, мы еще раз заглянули в
Pavilion - c шести часов там играли резиденты Anticon, человек и группа
Why? Мелодичные, ироничные - в мажорных тонах - песенки очень хороши,
но, увы, до финала выступления я не дотянула: на Orange вот-вот ожидались
Primal Scream.
..."I don't need nobody / Nobody needs me" - в Павильон мы вернулись,
когда калифорнийский дуэт Two Gallants допевал "The Prodigal Son"
с новейшей пластинки "What the Toll Tells". Название дуэт позаимствовал
у Джеймса Джойса, помните: "The two young men walked up the street without
speaking, the mournful music following them" (Молодые люди молча прошли по
улице, провожаемые скорбным напевом) - из сборника "Дублинцы"
22-30 - под оранжевым навесом большой сцены появилась группа Tool. Я,
впрочем, так и не увидела своими глазами титанов арт-прог-металла -
приближаться к сцене ближе, нежели на стометровку, посчитала небезопасным для
грудной клетки: звук, как тупой металлический резец, и острые локти фанатов
сулили боль... Возможно, на деле все было бы не так - но факт как он есть: Tool
на полтора часа пригвоздили вашу покорную где-то вдали от сцены. И даже по
большим экранам невозможно было отследить, что происходило на передовой: вместо
живого Мейнарда (Maynard James Keenan) нам транслировали психоделические
клипы - аморфные, но атмосферные. По показаниям очевидцев, Мейнард держался в
глубине сцены - будто теневой шаман или удав над бандерлогами: он был столь
уверен в покорности зрителей (или столь застенчив?), что посчитал излишним
усугублять музыку собственным прилюдным присутствием.
Полуночный Джордж Клинтон (George Clinton) и его Parliament /
Funkadelic на соседней Арене после истязания Тулом показались невероятным
праздником: будто мы вначале вкусили кнута - а потом заполучили пряник.
...Но к этому времени (01-00) на большой сцене уже появился Kanye West -
самоуверенный, как новый Мессия. Композиция "Diamonds from Siera Leone"
стала интродукцией к шоу рэпера - однако Кэни не стал доводить ее до логичного
финала и бросил после второго куплета, будто песня ему обрыдла прямо здесь и
сейчас. Точно так же Kanye West поступил с некоторыми другими своими песнями с
обоих альбомов ("The College Dropout" и обласканного прошлогодней
критикой "Late Registration"), а затем исполнил динамичный микс из
"Sweet Dreams" Eurythmics, "Take on Me" A-ha,
"Crazy" Gnarls Barkley и прочего "бест оф" - от Beatles
до Майкла Джексона. Часть публики активно подпевала - другая пребывала в
замешательстве. Недоумение зрителей усилилось после того, как Кэни едва ли не
на полчаса покинул сцену, оставив солировать виолончелисток - а также двух
бэк-вокалистов, которые выполняли, скорее, декоративную роль, так как
восемьдесят процентов "бэков" оказались на фонограмме. Публика еще
раздумывала, бунтовать или бойкотировать? - а Уэст уже, как ни в чем ни бывало,
вернулся на рабочее место и жизнерадостно сообщил, что вот-вот, сейчас-сейчас
начнется настоящее шоу. Как ни странно, он не обманул: с этого момента
композиции допевал до условного конца - а между делом не уставал с пафосом
рассказывать про свою трудовую жизнь и карьеру.
...Когда мы покидали фестивальную территорию - на арене играл HIM. Над
восточными воротами висела круглая луна. Автобус до Копенгагена стоил 65 крон.
Впереди был последний и самый трудный день фестиваля.
Продолжение следует
Какими они будут? Я ожидала увидеть махрового хама Бобби Гиллеспи (Bobby
Gillespie) - провокатора, дебошира. Но Бобби был сдержан и даже мил -
манерный денди с бакенбардами. Вряд ли Бобби Джи внял фестивальному слогану
"against drugs" (против наркотиков) - фронтмен Primal Scream явно был несколько
не в себе: подтормаживал, делал несанкционированные паузы в песнях; интродукцию
"Kill All Hippies" ритм-секция и вовсе растянула, как резиновую, на
дополнительную пятиминутку - пока Гиллеспи делал передышку рядом с ударными и
не спешил облобызать микрофон. Кроме того, одну из песен Бобби посвятил
фанатам, предварив ее такими словами: "To our junky fans. We have a lot of
junky fans". Тем не менее, концерт старых шотландских хулиганов удался на
все сто.
В этом году Primal Scream выпустили альбом "Riot City Blues" -
панк-н-ролльный вестерн, которому критики ставят не более трех звездочек из
пяти. Новые песни - свежее "мясо", сырье для концертов; в записи нет того
драйва и шарма, каковой они приобретают "вживую". ...PS обесточили синтезаторы
- и ваяли первородный рок; интересно, что даже технократичные "Swastika
Eyes" или ту же "Kill All Hippies" с альбома "XTRMNTR"
сделали по-мужски гитарными; что уж говорить о новых боевиках "Country
Girl" или "Suicide Sally & Johnny Guitar" (песня, как предполагает
журнал Uncut, аппелирует к Кейт Мосс и Питу Доэрти). Кстати, пронзительные,
лиричные "Little Death" и "Sometimes I Feel So Lonely" Бобби петь
не стал - видимо, не хотел сбить градус, дать остыть публике. Та не спешила
выказывать Primal Scream благорасположенность - и поначалу хлопала сдержанно,
едва ли не скептически; но группа не сдавалась - и к финалу, когда отзвучали
Rocks и "Medication", публика была покорена. Особая заслуга в
этом - басиста Мани (Mani): он так задорно, задиристо, телом и гитарой,
отрывался на сцене - что наутро второго июля роскильдская десятикроновая газета
"Festival Globe" проиллюстрировала рецензию на концерт PS фотографией отнюдь не
Гиллеспи, а басиста. И под фотографией поставила подпись: "Primal Scream
доказали, что они все еще наслаждаются игрой в рок-н-ролл". Воистину так.
...Два
субтильных суровых юноши из Фриско - один на гитаре/губной гармошке, другой на
барабанах - производили шума лишь на незначительное число ватт тише, нежели
аналогичный (в смысле инструментария) хеви-роковый дуэт "Death from above
1979" годом ранее на той же площадке. Лицо драммера Тайсона Вогеля
(Tyson Vogel) было занавешено непроницаемой челкой - не покидало
ощущение, будто Тайсон лупил по барабанам вслепую. Вокалист-гитарист Адам
Стивенс (Adam Stephens) - в свою очередь, эдакий физиологический
оксюморон: ноги, обернутые в суженые черные джинсы, казались чересчур тонкими,
будто спичечные - между тем, глотка Адама исторгала столь мощные звуки, что
приходило на ум, будто все силы и соки хлипкое тело вложило в хриплый баритон
вокалиста. Музыка Two Gallants - словно только-только из паба, не дублинского
вовсе - американского, но виски от нее за версту несет тем не менее; музыка
между Томом Уэйтсом и Конором Оберстом (Bright Eyes).
Галантные-рыцари поставили жирную размытую точку в своем выступлении: сами
ушли - но гитару на фидбэке небрежно бросили на сцене довершать впечатление.
Tool погрузили автора
в состояние амбивалентного ступора: в том смысле, что, с одной стороны, все
полтора часа музицирования сливались в одну монотонную угрюмую песню; с другой,
уйти оказалось решительно невозможно - то ли Каа загипнотизировал, то ли стало
жалко расставаться с легендой. Tool - тяжелое испытание: это как поднимать
папины гантели без предварительной подготовки.
Увы, я не видела все выступление P-Funk, но то, что успела застать,
походило на развеселый джем-сейшн. Негр в гигантской белой гламурной шляпе и
пальто, поигрывая мускулами, прохаживался по сцене, как по подиуму, двигая
бедрами в ритме фанка (вначале люди из "роскильде стафф" пытались согнать его -
а затем оставили в покое); какая-то девица (Rolling Stone опознал в ней звезду
канала VH1) рассекала на роликах - Клинтон, не прерывая джемующих музыкантов,
изрекал что-нибудь вроде "Free your mind and your ass will folow"
(Освободи разум и задница последует за ним), а потом, неожиданно, начинал петь
"The Roof is on Fire"; и люди расслабленно вторили "Burn,
motherfucker, burn". Я была вынуждена вернуться к Orange, не дождавшись
окончания фанкадиллии; говорят, что в кульминации Клинтон извлек под софиты с
десяток журналистов и тусовщиков, которых обнаружил под сценой и "за кулисами".
1958 – Родился Алексей Белов - гитарист группы Парк Горького »»
Ray STEVENS (1939)
Aaron NEVILLE (1941)
Michael CHAPMAN (1941)
Neil DIAMOND (1941)
John MYUNG (1967)
Оля ВАСИЛЬЕВА (1986)
Jade EWEN (1988)