Don ALIAS  IDM, которого не ждали

Alias - один из самых разносторонних и недооцененных музыкантов в электронике. Его IDM, трип-хоп и индитроника выше всяких похвал, но в мозгах большинства людей он всё равно так и осядет как "крутой хип-хоп". Читайте наш репортаж...

Аlias. Концерт в клубе IKRA, 22-07-2006.

в последнее время к нам зачастили артисты с "Антикона" - на авант-фесте был Why?, теперь вот алиас пожаловал. все анонсы преподносили его как "крутой хипхоп", что вызывало некоторое недоумение - последний альбом он записал с певицей Тасьер и звучит этот диск как гибрид индитроники с трип-хопом, на предыдущем диске у брендана стопроцентный IDM, а последний запомнившийся трек, где Алиас (Alias) рэповал, вообще был на альбоме проекта Styrofoam. В любом случае, посмотреть было интересно - плохой музыки за Алиасом, кажется, не водилось вообще.

Действо началось с большим опозданием - наплыва желающих слушать независимый хип-хоп не наблюдалось, всё происходило в маленьком зале, куда помещается от силы человек 50. Около одиннадцати за вертушки встал неопознанный мальчик и начал диджеить хип-хоп. Беглый осмотр помещения показал что пришли мы не зря. Слева от вертушек - малеький столик, буквально заваленный аппаратурой. такое ощущение, что тут будет играть не американский независимый рэппер, а как минимум Depeche Mode. На душе полегчало.

Мальчик играл свой хип-хоп, неплохо скретчил, поначалу под это было очень приятно подвигаться - на фоне однообразного клубного тупняка веселый и энергичный рэпак звучал очень свежо. Но время шло, мальчик всё скретчил, потом у него кончились хиты и где-то через час уже хотелось лезть на стенку, а Алиас всё не начинал. В результате удалось выяснить, что Алиас начнет только в час (ого! при заявленном начале в десять!), и мы, громко возмущаясь, пошли в соседний зал слушать Рихтера. Раздолбайство с несоблюдением сетки уже переходит все границы. Очень подмывало свалить, и, если бы не Рихтер, наверное, мы бы так и сделали.

Рихтер тем временем играл в тёмном зале отличные трип-хоп хиты. Начал с Bomb the Bass в ремиксе Крудера и Дорфмайстера, потом поставил ранний Hooverphonic - Smoke City, в общем, не стесняясь, играл классику. К часу мы вернулись на "главную арену" и, о, счастье, на сцене появился Алиас (Brendan Alias).

Брендан выглядит не как звезда инди хип-хопа, а как фермер из оклахомы - высоченный, плотный белый бородатый дядька в черной кепке. ему бы не кнопочки нажимать, а топором размахивать. однако стоило ему засесть за железки, как он тут же преобразился - грубоватое лицо приобрело одухотворенное выражение, а толстые пальцы шустро забегали по клавишам.
Набор железок впечаляет - доисторические потёртые клавиши Alesis и наклеечки "Lilian" (так назвается совместный альбом Alias'a и его брата Ehren'a - между прочим в честь их бабушки) и лого Aphex Twin, фразовый сэмплер, драм-машинка, неизменный Kaoss pad и одинокая cd-вертушка Denon. Как видите, никаких компьютеров. Ура! Начал Брендан с IDM, сыграв несколько треков c того самого диска Lilian. брата алиас с собой не привез, поэтому партии духовых он заводит с вертушки, а практически всё остальное настукивает живьем. самым впечатляющим был номер, когда он руками отстукивал на драм-машинке рваные айдиэмные ритмы - быстрые движения пальцев просто завораживали.

Никакого хипхопа - играет IDM и молчит как рыба. Рук у Брендана всего две, а железок много, поэтому он в каждой следующей композиции делает что-то новое - сначала играет на алезисе длинное соло, потом суетится над драм-сэмплером, потом колдует над kaoss pad-ом, пропуская через него не барабаны (как это принято у большинства айдиэмщиков), а мелодические линии, прерывая их "заедалками", искажая эффектами и, стуча пальцами по тачпэду, "вырезает" из мелодических партий ритмичные грувоносные кусочки. В общем, действия хоть обравляй, прямо глаз не оторвать. Музыка хороша на удивление - сыграв трека три с "Lilian", Брендан играет старый хит "Unseen Sights" с вокалом Маркуса Ахера из Notwist. Маркус, разумеется, звучит в записи, поэтому Брендан пропускает его через мясроубку kaoss pad'a, нарезав второй куплет в мелкий фарш. Публика реагирует очень живо - маленький зал набит битком, народ пытается пританцовывать и в паузах дружно аплодирует. Алиас не строит из себя диджея и не пытается играть нон-стоп - выдаёт трек за треком, а в перерывах разговаривает с залом: "о, как вас много, спасибо что пришли - жалко, моя мама этого не видит, она бы гордилась!".

Проиграв в таком духе где-то полчаса, Алиас просит всех отойти подальше (народ просто толпится перед его столиком): "мне тут понадобится немного места, я собираюсь немного рэп почитать". Народ послушно расступается, Брендан вылезает из диджейской и выдает очень эмоционалный и быстрый рэпак под очень странный трек, напоминающий поздних Autechre. Вот оно, долгожданное сочетание IDM и рэпа. Надо сказать, что читает Алиас просто здорово - громко, четко, быстро и синкопированно, то и дело меня темп и ритм.

Cледующие 5 минут Алиас рассказывает историю про его сложные взаимоотношения с американскими "андерграундными рэпперами". "Эти чуваки просто ненавидят Anticon, я как-то прихожу на вечеринку Atmpsphere, пытаюсь с ними по-человечески, а мне говорят: "i'm gonna punch you in your shit!" - ну я ему говорю "ну ударь, ударь меня!", а мне уже пофиг, я так нажрался... ну и я нагибаюсь, а мне же надо нагнуться чтобы этот чувак меня ударил, он же маааленький такой, закрываю глаза, жду... ну и нифига не просиходит! Ну так вот - следующая песня про андерграундных рэпперов, которые только и умеют, что на Бритни Спирс наезжать!".

Дальше начинается "Yo! MTV raps" - Алиас исполняет классические хип-хоповые номера и сопровождает их комментариями. "А это песня Pill Hiding. Но она не про наркотики, я вообще их не употребляю, я только пью! Чё, не верите?!", "Ээ, вы реально крутые чуваки - могли же пойти на этих вонючих Black Eyed Peas, а вы пришли меня слушать. респеееект!". попутно Алиас успевает отшить норовящего пообщаться мужика с бутылкой шампанского: "так... это чего, мне? ну давай сюда, в штаты увезу!", а потом выдает финальную ремарку: "короче, я еще спою 2 песни и всё, не будем устраивать это эгоцентрическое шоу... типа я ужожу, вы хлопаете, я возвращаюсь... две песни и всё, больше у меня нет с собой. ну и вообще, когда я заканчиваю играть, мне обычно говорят "вали отсюда!". И действительно, "поёт" еще два трека (про последний - "ну сейчас наконец будет как у Black Eyed Peas!") и уходит.

В общем, я в восторге. Как всегда, великолепие оказывается там, где его не ждешь. примерно как с Карлом Финлоу в Шанти - почти приватный концерт оказался одним из лучших электронных выстпулений, котрые я видел за последнее время, особенно первая половина - здоровенный американец утёр нос мальчикам с аблетонами, музыкального действия на пятерых хватало! Да и вообще, на мой вкус Alias - один из самых разносторонних и недооцененных музыкантов в электронике - его айдиэмные треки периодически "уделывают" boards of canada, трип-хоп и индитроника тоже удаются ему на славу, но всё равно в мозгах большинства людей он всё равно так и осядет как "крутой хип-хоп".

25.07.2006, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)