Всегда хочется успеть сделать весной какой-то зачин для того, чтобы победно въехать в июнь на белом коне. И всегда кажется, что зачин сей мог быть и побольше. При этом как-то менять то, что сделано, уже лень. Особенно если после пары недель сплошных дождя и туманов июнь-таки входит в свои права. Для нашего брата это экзотика, а вот англичанам с подобными каверзами матери-природы приходится сталкиваться чаще. И битловское "Good day, sunshine" для них - не просто константация факта.
На заре своей карьеры музыканты студенческой рок-команды The Pink Floyd
Sound двольно легкомысленно отнеслись к первому предложению поработать
профессионально. "Вы, парни, можете стать популярнее, чем Beatles", -
увещевал босс "Blackhill Enterprises" Питер Дженнер. "Да, конечно, мы
готовы это обсудить - но только после каникул...", - улыбались в ответ
парни. "Мы собирались позагорать где-нибудь на континенте", - с невинным
видом объяснял ситуацию в 1973 году басист Роджер Уотерс (Roger Waters).
Это не было проявлением легкомыслия. Просто так уж повелось, что музыканты этой
группы всегда знали цену и самим себе, и простым радостям жизни. Именно
поэтому, выступив прошлым летом на Live 8, - впервые с 1995 года и первый раз с
1981 в классическом составе, - Pink Floyd тут же заявили, что данное
воссоединение носит характер "фестивального", и пока у них нет нового
материала, в полноценное турне они не поедут ни за какие деньги. "Иначе это
будет похоже на ностальгию", - прокомментировал отказ барабанщик Ник Мэйсон
(Nick Mason). А деньги предлагались немаленькие - где-то 150 миллионов
долларов "чистыми".
Правда, ближе к концу июня ожидается выступление Роджера Уотерса на Красной
площади с уже вторым ностальгическим саморимейком "Dark Side Of The
Moon" - первый исполняли сами Pink Floyd в рамках тура "The Division
Bell" в 1995 году. Но эта глава в истории группы еще только ждет написания.
Пока же имеет смысл рассказать о тех немногочисленных работах группы, которые
выходили в свет в июне.
29 июня 1968 года молодая, но уже скандально знаменитая группа выпустила свой
второй альбом "A Saucerful Of Secrets". Процесс записи был растянут на
несколько месяцев - неслыханное дело для начинающей группы тех лет, - и
сопровождался массой внутренних конфликтов.
В конце 1967 года были записаны первые дубли "Set The Controls For The Heart
Of The Sun" и "Jugband Blues". На последний номер даже было снято
промо-видео. Гнетущее зрелище, надо сказать - прогрессирующим сумасшествием
гитариста Сида Баррета (Syd Barreth) телевизионщики упивались, как их
дети будут позже упиваться саморазрушением Курта Кобейна. В начале 1968 года
стало ясно, что представление Баррета о собственных новых песнях "Vegetable
Man" и "Scream Thy Last Scream" меняется чуть ли ни каждую секунду,
и зафиксировать их средствами звукозаписи вряд ли возможно. Эти номера выпали
из трек-листа, а композиторское бремя взвалили на себя Уотерс и клавишник
Ричард Райт (Richard Wright). После записи принадлежащих перу последнего
номеров "See-Saw" и "Remember A Day" оказалось, что даже с ролью
простого гитариста Сид уже не в состоянии нормально справиться. 18 февраля
состав был расширен до квинтета - вторым гитаристом стал Дэвид Гилмор (David
Gilmour). В таком виде группа успела отыграть четыре концерта и
закончить"Set The Controls For The Heart Of The Sun" - видимо, это
единственная запись Pink Floyd впятером. 6 апреля Сид Баррет покинул группу, и
оставшиеся номера были вновь записаны квартетом - но уже совсем другим квартетом.
С уходом Баррета наивная психоделика отошла на задний план. Новые песни,
написанием которых занялся Уотерс, стали строже и даже тяжелее. Открывающая
альбом "Let There Be More Light" подобна неспешно разворачивающемуся
перед внутренним взором спящего ночному кошмару с инопланетными пришельцами,
лезущими в комнату через балконную дверь. Ядовитая "Corporal Clegg", в
которой одноногий ветеран, "честно служивший стране и королеве", топит печаль в
очередном стакане джина, вовсе может считаться прообразом nu-metal: послушайте
только эту надсадно зудящую, изматывающую гитару. Да, Гилмор пока - лишь
соавтор программного инструментала "A Saucerful Of Secrets", но его
приход смог вытянуть группу в тяжелый для нее момент на принципиально новый
уровень. В противном случае Pink Floyd легко могли бы разделить незавидную
участь других крепко забытых сейчас звезд британской психоделики конца 60-х.
Рыхлый, и неровный, новый альбом, однако, дотянул до 9 места в британской
"десятке". Кризис миновал. Музыканты смогли чуть-чуть поднять свою недельную
зарплату и расквитаться с большей частью долгов.
Записанная в ходе тех же сессий баллада "Julia Dream" в альбом не вошла.
Вышедшая на одном из синглов, она была представлена в июне 1968 года на BBC. В
той же программе впервые, еще до выхода альбома, была исполнена и "A Saucerful
Of Secrets" - правда, под названием "The Massed Gadgets Of Hercules". В
дальнейшем чехарда с названиями одних и тех же номеров станет отличительной
чертой Pink Floyd. Любители собирать бутлеги, будьте внимательны!
3 июня 1972 года Pink Floyd выпустили диск "Obscured By Clouds". После
масштабных "Atom Heart Mother" и "Meddle" эту программу,
составленную из коротких энергичных песен и инструменталов, можно было
расценивать, как шаг если не назад, то уж точно в сторону. Записанный всего за
пару недель на простенькой по меркам группы аппаратуре, альбом представлял
собой звуковую дорожку к фильму "La Vallee" старого друга музыкантов,
французского режиссера Барбета Шродера. Фильм, посвященный очередному
хипповскому "трипу" (любимая тема Шродера в те дни) событием не стал, и за
пределами Франции ныне труднодоступен. А вот альбом удался: по-крайней мере,
именно с его короткими песенками Pink Floyd наконец-то проникли на короткие
волны американских радиостанций. В британском же "Top 10" программа заняла
почетное 6 место. Интересно, что в композициях "When You're In",
"Mudmen" и "Childshood's End" можно легко обнаружить зачатки того
звучания "поздних" Pink Floyd, которое станет доминирующим в музыке группы
90-х. А номер "The Gold It's In The..." - прекрасный образец обращения
группы к "тяжелому року". Подобных обращений у группы было немного - уже
упомянутая "Corporal Clegg", вошедшие в альбом "More" песни "Nile
Song" и "Ibiza Bar", а также "Young Lust" и, с некоторыми
натяжками, "How Not John". Впрочем, Pink Floyd никогда не позволяли
приемам и стилям доминировать над собственно музыкой, и не собирались
становиться хард-роковой группой, как бы ни было подобное модно в 70-х.
15 июня 1987 года произошла развязка затянувшейся интриги. Покинувший состав
Pink Floyd на рубеже 1985 и 1986 годов Роджер Уотерс обнародовал свой очередной
сольный альбом "Radio KAOS". До этого все сольные альбомы музыкантов
группы привлекали лишь внимание преданных поклонников группы.Даже вышедшие в
1984 году во время затянувшегося молчания группы с интервалом в пару месяцев
"About A Face" Гилмора и "The Pros And Cons Of Hitch Hiking"
Уотерса особого шуму не наделали. Теперь же широкие массы меломанов набросилась
на новую работу Роджера, ожидая новых откровений от человека, который в те дни
виделся единственным реальным продолжателем дела Pink Floyd. Их ожидал ледяной
душ: откровений в новой работе Уотерса явно было намного больше, нежели
полюбившейся поклонникам музыки. Музыкант отошел от привычного саунда Pink
Floyd, обратившись к холодным и жестким футуристическим пульсациям "новой
волны". А сюжет программы крутился вокруг экстрасенса-паралитика, силой разума
проникающего в телефонные и компьютерные сети и симулирующего ядерную войну для
устрашения беспечного человечества.
Вскоре альбом был экранизован. Продолжительность фильма, разумеется, сильно
уступала знаменитой рок-опере "The Wall". Да и десятой части успеха,
выпавшего на долю этого произведения, новой работе Уотерса не досталось. Однако
сейчас эта короткометражка смотрится чуть ли ни с большим интересом, чем в
80-х. Дело в том, что Уотерсу удалось опередить свое время. Возьмись он за
подобную тему через десять лет - альбом бы стал основой не короткометражки,
выпущенной исключительно в формате VHS, а блокбастера, после которого
"Матрицу" можно было бы и не снимать.
Ответного удара Pink Floyd публике пришлось ждать до сентября. После же выхода
"A Momentary Lapse Of Reason" пошли слухи о том, что оба альбома,
дескать, изначально были двумя половинками одного целого, и именно
неспособность группы вытянуть очередной концепт и стала причиной ухода Уотерса.
Впрочем, мы уже обращались к данной теме в декабрькой статье этого цикла.
5 июня 1989 года по итогам первого турне Pink Floyd без Уотерса была выпущена
видеоверсия концертной программы "Delicate Sound Of Thunder" - первое
видео группы, выпущенное в новом тогда формате VCD. На современных
DVD-проигрывателях эти два диска нормально проигрываются и по сей день. И,
кстати, нет уверенности в том, что покупая "пиратскую" DVD версию этого
концерта, вы не приобретаете всего лишь растянутую до 4-х гбт VCD-программу с
исходным размером экрана 320 на 240.
Не успела эта программа дойти до нашей страны хотя бы в виде чудовищного
качества кустарных перезаписей на видеокассеты, как Pink Floyd неожиданно
пожаловали в Москву лично. Да-да, тот июнь музыканты провели в долгом мировом
турне. Отнюдь не попсовая группа, несколько вечеров кряду собиравшая на свое
весьма дорогое и навороченное шоу полный "Олимпийский" - такое, очевидно, было
возможно лишь в 80-х.
С сопутствующими товарами, правда, в те дни было плоховато. Даже аудиоверсия
"Delicate Sound Of Thunder" была переиздана "Мелодией" лишь осенью. За
виниловыми болгарскими копиями "A Momentary Lapse Of Reason" в магазинах
грампластинок выстраивались очереди длиннее, чем за сахаром или носками. Ну, а
в формате VHS у нас тогда официально издавались лишь опера и балет. Так что
вплоть до 1990 года, когда по Центральному телевидению были показаны "The Wall"
в Берлине и выступление самих Pink Floyd на фестивале в Невборте, те
счастливчики, которым довелось побывать на тех июньских концертах, еще долго
могли травить всем остальным байки о том, какие невероятные вещи творятся на
представлениях великой группы...
Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Подробности из жизни:
Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок
Состав:
Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал
Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты.…
Oliver JACKSON (1933)
John TCHICAI (1936)
Jacques DUTRONC (1943)
Steve KHAN (1947)
Willie COLСN (1950)
Chuck LEAVELL (1952)
Jimmy BARNES (1956)
Roland GIFT (1961)