THE CURE  17 мгновений The Cure

Первые альбомы The Cure давно уже стали легендой. Причем едва ли не в прямом смысле. Найти их долгое время можно было разве что на пиратских mp3-сборниках, причем с виниловым шорохом в треках. Но вот 2 альбома, максимально точно воспроизводящие виниловые оригиналы, были выпущены в свет повторно.

Three Imaginary Boys. - Fiction, 1979.
Seventeen Seconds. - Fiction, 1980.
Переиздание: Polydor Universal, 2005.

Первые два альбома The Cure давно уже стали легендой. Причем едва ли не в прямом смысле. Найти их долгое время можно было разве что на пиратских mp3-сборниках, причем с виниловым шорохом в треках. Да-да, с официальными отцифровками раннего материала группы была просто беда: ими до недавнего времени просто не занимались по причинам правового характера. Но вот, наконец, поклонники группы дожили до тройственного союза "Fiction", "Polydor" и "Universal", а также до ремастеринга старых фонограм на легендарной "Abbey Road Studios". И альбомы, максимально точно воспроизводящие виниловые оригиналы, были выпущены в свет повторно.

Сейчас звучание дебютного "Three Imaginary Boys" может показаться просто-таки смехотворным. Термин "пост-панк" еще не заслужил в то время всеобщего признания, и то, что творилось на диске, можно было характеризовать скорее, как "панк надрывный вяломороженый". По крайней мере, в "So What" и "It's Not You" парни зря напрягаются - выше мистически расслабленных Sex Pistols им все равно не прыгнуть. А переработка "Foxy Lady" Джимми Хендрикса здесь - вообще верх бессмыслицы. Впрочем, о том, как Siouxie & The Banshees, коллеги и духовные побратимы The Cure, в ту же пору исполняли битловский "Helter Skelter", я вообще умолчу.
Нельзя, однако, забывать, что в год выхода альбом дотянул до 50 места в британском хит-параде. И вообще, если вдуматься, эта рыхлая и невнятная пластинка, фактически, заложила основы пост-панка как такового. В сомнамбулической балладе "Another Day" и тревожном свинговом номере "Subway Song" уже слышится зародыш тех самых The Cure, которые будут наматывать наши нервы на гитарные колки в эпоху "Pornography". Да и без сырой "Meathook" не было бы изящной "Love Cats". Номера "Fire In Cario" и заглавная "Three Imaginary Boys" выдержали проверку временем и теперь достойны входить в любой кьюровский "The Best". Это не говоря уже о том, что без влияния песенки "Grinding Halt" с ее чудовищным сведением и тупой аранжировкой наш родной Виктор Цой вряд ли бы написал "Видели Ночь" такой, какой ее все знают и любят.

Переиздание альбома включает "The Weedy Burton" - отрывок небрежного блюзового джема. А вот знаменитый скандальный сингл "Killing An Arab" сюда почему-то не вошел. За ним до сих пор добро пожаловать на американскую версию альбома, выходившую под названием "Boys Don't Cry".

К моменту выхода следующего альбома, "Seventeen Seconds" , The Cure изменились до неузнаваемости. И дело не только в том, что место басиста Майкла Дэмпси (Michael Dempsey) занял Саймон Гэллап (Simon Gallup), а приход клавишника Мэтью Хартли (Mattieu Hartley) превратил трио в квартет. И даже не в том, что отныне о качестве записей группы можно было говорить, используя не только выражение "...мать!", но и солидные термины "баланс" и "сведение".
Изменилось настроение. Клубок нервов, которым некогда была музыка группы, теперь превратился в гладкую и болезненно привлекательную пилюлю, до краев полную концентрированной меланхолии. "In Your House" - монотонная и унылая песня, однако оторваться от ее прослушивания невозможно.

Именно в момент записи этого альбома начала формироваться общая зависимость группы от аранжировок и звукового решения. Нотная запись не передаст вам пугающего очарования двухаккордного номера "Three": слишком многое там зависит от призвуков рабочего барабана, реверберации отдельных нот клавиш, и от того, как именно уведены на задний план вокалы. Да и "At Night" немного бы стоила без отдельных, но таких смачных, и находящихся в стратегических точках, нот фузз-баса.
Разумеется, после прослушивания инструментальных миниатюр "A Reflection" (гитарист Роберт Смит (Robert Smith) со скрипкой в роли эдакого Шерлока Холмса пост-панковской эпохи), и "The Final Sound", на группу не могли не обратить внимания первобытные готы - нечесанные и с кругами под глазами. И, наконец, в "A Forest" происходит окончательное формирование пост-панка The Cure как стиля, которому отныне будут подражать все, кому не лень (альбом Кино "Начальник Камчатки" почтим минутой молчания, договорились?).

Переиздания двух первых альбомов - это хорошо, но... Два - какое-то незаконченное число. А между тем, говорят, записанная The Cure звуковая дорожка к фильму "Carnage Visors", даже на виниле не выходила. Только на кассетах. Музычка, меж тем, не для слабонервных...
Что ж, будем ждать дальше.

24.05.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)