KING DIAMOND  Введение в жизнь привидений

По краю сцены была установлена ограда. За ней в клубящемся синеватом тумане угадывались очертания склепа с горгульей, шкафчика из ведьминой кухни и притулившейся между ними ударной установки. Четыре мрачные фигуры в плащах с капюшонами внесли на сцену гроб... Так начался концерт King Diamond в Москве.

5 мая 2005 года. ДК им. Горбунова. King Diamond.

Любовь российских меломанов к King Diamond пережила всеобщее бездумно-восьмидесятническое помешательство на хэви-метал. Иные туземцы до сих пор нежно хранят в своих коллекциях выцветающие фотокопии журнальных страниц, жадно пытаясь разглядеть на размытых концертных фото последний могильный холмик из числа украшающих сцену. И перечитывают русские переводы текстов песен, хранящиеся, подобно древним манускриптам, в свитках: так уж загружалась бумага в первобытные принтеры.

Однако время идет - и былая экзотика становится доступной. И ремастированные диски, и книжки с глянцевыми обложками, и доступ к телу Его Величества. В 2002 году профессор черной магии со своей свитой посетил Петроград, и лишь теперь случился у нас. В промежутке лидер группы ждал получения американского гражданства, поэтому о полноценных европейских гастролях не было и речи.

В последние десять лет группа не слишком часто радовала своих поклонников по-настоящему яркими альбомами и захватывающими историями. Вышедший в начале 1998 года альбом "Voodoo" был настоящим прорывом в иное измерение - ососбенно после рыхловатой "Spider's Lullaby" и похожей на фильм ужасов класса В "Graveyard". Потом - неожиданное возвращение к теме "Abigail" и не особенно запоминающийся "House Of The God". И вдруг - "The Puppet Master", новый шедевр, новый, по-настоящему леденящий кровь сюжет. Разумеется, многие ожидали, что новое шоу группы будет построено в основном на его номерах. Но увы, для этого King Diamond следовало бы приезжать к нам раз в год. Поэтому, дабы не разочаровать старых московских поклонников, большая часть которых видела своих кумиров первый раз в жизни, музыканты вынуждены были представить на суд публики мелкую нарезку из своих концептуальных опусов.

По краю сцены была установлена ограда в духе обложки "Abigail II". Каверзный подарочек фотографам, которым, как известно, разрешается снимать лишь первые три песни. За ней в клубящемся синеватом тумане угадывались очертания склепа с горгульей на вершине, шкафчика из ведьминой кухни и притулившейся между ними ударной установки. Четыре мрачные фигуры в плащах с капюшонами внесли на сцену гроб. Появился Кинг в своих традиционных со времен "Graveyard" и "Voodoo" сюртуке и котелке, и традиционно пронзил извлеченную из гроба куклу младенца серебряным костылем. Публика восторженно взревела. Представление началось.

В самом начале шоу Кинг высказал свое соболезнование местной публике касательно сгинувшего в волнах Черного моря авиалайнера. Все-таки, несмотря на свои мистические заморочки, он нормальный мужик - в отличие от современных блэк-металлических недорослей, рассуждающих о мировом зле и неспособных связать пару нот.

К сожалению, живой игре группы не хватает многого из того, что мы привыкли слышать на ее альбомах. В студийной ипостаси пронзительный фальцет Кинга часто поддержан не менее пронзительными бэк-вокалами (записанными им же самим), которые на концертах, понятное дело, не смог бы нормально вытянуть ни один из музыкантов его группы. Лишенная подпевок, песня "Tea", к примеру, явно лишается доли своего бредового очарования. К тому же в нескольких полноценных программах King Diamond активно использовались клавиши, партии которых даже на концертах исполняли музыканты группы - сам Кинг или гитарист Энди Ла Рок (Andy La Rocque). Но в сборной программе от "The Eye" остается лишь заглавная песня - не вытаскивать же ради нее на сцену настоящий ламповый хаммонд-орган? Поэтому немногочисленные партии клавишных в тот вечер звучали так, словно бы шли в записи. К тому же музыка группы состоит из очень тонких пластов, которые неизбежно теряются, когда звук в зале оставляет желать лучшего. А в начале концерта было именно так.

Но на подобных представлениях нехватка инструментальных и вокальных партий с лихвой восполняется шоу-составляющей. А шоу у King Diamond всегда было неплохое. Чего стоит одно лишь Кингово распятье из костей, на котором, подобно маленькой черной птичке, сидит микрофон! Кроме того, в программе принимала участие танцовщица, рискованно химичившая с колдовскими зельями в старенькой "Come To The Sabbath" (еще из репертуара Mercyful Fate), с легкостью перевоплощавшаяся и в безумную старуху в кресле-каталке из песни "Welcome Home", и в марионетку из сюжета "The Puppet Master". В последнем случае, когда на подиуме перед ударной установкой появилось несколько разнокалиберных кукол, многие из публики никак не ожидали, что где-то в середине песни, одна из них, такая же каменно-неподвижная, как и все остальные, конвульсивно задергается. Потом, очевидно, решили, что это у нее внутри моторчик такой - и тут она пустилась в пляс, а Кинг, изображая злобного кукольника, держал над ней распятье, как управляющую крестовину. Великолепно.

К тому же, у группы достаточно песен, которые не испортишь неважнецким звуком или нехваткой голосов. Что бы там ни было, но мы услышали легендарные "Halloween", "Sleepless Night", и "Eye Of The Witch". В последнем случае вышло очень смешно - хэдбэнгерская часть аудитории по обыкновению принялась скандировать в такт, но из-за неквадратного рифма песни их выкрики приходились то на сильную долю, то на слабую.

В целом это был неплохой концерт, но... Если бы имелась возможность устраивать более регулярные визиты King Diamond на российскую землю, мы бы имели полноценное представление об этой замечательной группе.

11.05.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)