Этому интервью предшествовал длительный
период мрачного молчания. Молчания группы - потому что с 2003 года Вежливый
Отказ не ведет концертной деятельности и не записывает новых альбомов.
Молчания слушателей - потому что "Вежливый отказ" - едва ли не единственная
российская команда, чье первенство на московской сцене было для нас очевидным
настолько, что, казалось, это не требует слов. Оказалось - требует. В какой-то
момент выяснилось, что во многом благодаря молчанию тех, кто знал и любил эту
группу, - журналистов, слушателей, - у музыкантов возникло ощущение ненужности
и внутренней пустоты, приведшее в итоге к распаду "Отказа". И, кажется, сейчас
- самое время попросить у группы прощения
за это молчание...
Напротив меня сидит Роман Суслов - лидер группы, человек cо смеющимися
глазами и... палкой. Кажется, возвращение к репетициям идет ему на пользу: размышления о тишине и деревенской жизни, которые мы
опубликовали на Звуках не далее, чем неделю назад, Роман сменил на рассказы о
группе. Это так радует, что сразу хочется спросить о многом...
Звуки.Ru: - Роман, если можно, для начала я спрошу немного про историю группы, потому что информации о "Вежливом Отказе" мало. Хотелось бы узнать, где вы набрали таких удивительных участников. Ведь все члены "Вежливого отказа" - люди редкие: не каждый день таких можно встретить на улице.
Роман Суслов: - Значит так, последовательно. Группа образовалась
таким странным слиянием,
существовало некое образование под названием 27-й километр, где играли я
и Михаил
Верещагин на басу - я имею в виду, из тех, кто перешёл потом в "Вежливый
отказ". С другой стороны, это был Пётр Плавинский со своим резидентным
ансамблем современной
музыки Красный насос,
где участвовал он сам и Дмитрий Шумилов. Таким образом мы вчетвером и
создали "Вежливый отказ".
А предыстория всего остального заключается в том, что мы все - из одного
института, только Дмитрий его
не закончил, он ушёл с четвёртого курса сначала в психушку, а потом - в
музучилище по классу
классического вокала. И мы начали тогда поигрывать с ритм-боксом, у нас не было
живого барабанщика.
Первый концерт был именно таким, он состоялся в ДК Курчатова. А затем мы
судорожно стали искать себе
живого барабанщика, потому что мне эта пикалка была очень противна. Она,
конечно, дала определённую
школу работы под метроном и нас более-менее сыграла, но отвратительность её
механистичности всё-таки
доканала. У нас был неудачный опыт с
Кареном Саркисовым - это
барабанщик, который принимал
участие в Центре.
И буквально со второй попытки нам
Михаил Жуков
предложил Мишу
Митина - это был его ученик на тот период. Михаил тут же вписался,
буквально без репетиций. Помню, его крещение было, когда мы поехали играть в
Долгопрудный в кофейню, которая предоставляла вот таким
"подпольным" музыкантам сцену. Но там, как это тогда называлось, были в ходу
"заезды" и мы должны были
отыграть чуть ли не три или четыре "заезда" с некоторыми паузами - это и была
наша первая ресторанная
проба с тогда ещё ничего не понимающим барабанщиком и, в общем-то, с
репертуаром, которого не хватало
на четыре "заезда". Я помню. На тот момент у нас был альбом "Опера", где
материала всего-то было на тридцать с небольшим минут. Но как-то мы вытянули.
Не помню, чем, но что-то в реузльтате состоялось.
Звуки.Ru: - А к тому моменту уже существовало ваше знаменитое шоу?
Роман: - Нет, шоу ещё не не было. Мы просто играли, а потом у нас вышла размолвка с Петром. Пётр был инициатором создания коллектива, он был его главным идеологом, а я, скорее, аранжировщиком. Ну и автором некоторых вещей, на которые мне писал тексты Аркадий Семёнов. И пару вещей я уже к тому времени написал на тексты Плавинского, но они вошли не в этот альбом, а уже в следующий, с "Вежливым отказом" под моим руководством.
Звуки.Ru: - Почему ушел Плавинский?
Роман: - Мы с Петром разошлись по поводу участия его тогдашней
подруги в группе.
Я тогда очень был непримирим по отношению к женскому участию,- да и сейчас,
собственно. Я наотрез
сказал "нет", и с Петром мы разошлись на этой почве - по поводу женского
вопроса. Мы серьёзно ушли в
подполье, взялись за подготовку новой программы, искали базу. Тогда нас
приютили в Бауманском
институте, в Доме культуры. Мы там ковырялись долгое время и делали
отчётно-заключительный концерт по
нашему репетиционному периоду. Получили тарификацию музыкантов, филармонические
ставки по 12 р. на
рыло... И кончилось это концертом, который поставил точку в наших репетициях,
поскольку с базы нас
после него выгнали.
Концерт был чудесный, по моему мнению - один из лучших. Но зашел туда такой
тщедушный райкомовский инструктор, из прикреплённых тогда, чиновничек
зачуханный, в потёртых штанишках, в подранной курточке... ну он, в общем, и
доложил наверх, в парторганизацию института, что
таким там не место. А его негодование вызвала, скорее всего, как я сейчас
понимаю, публика, потому что
туда пришли металлисты всякие, Хирург с компанией прирулил, - мы же
тогда с Сашей Долгостановым очень много общались - ну и все эти с
причёсками ирокезом, в заклёпках...
Звуки.Ru: - Честно говоря, не могу себе представить такой публики на ваших концертах...
Роман: - Да нет, дело в том, что тогда на концерты ходили все. Был ещё такой Гарик, модельер, он в это время был на большой волне. Его тусовка вся разодетая пришла. В общем там публика была очень разношёрстная, и очень вопиюще-вызывающе одета. И интересно то, что в зале-то не пили, не курили, не ругались, не орали, не катались и не танцевали. Просто сидели и слушали - то есть это был исключительно редкий культурный концерт. Эталонный, я бы даже сказал, замкнутый. Изумительно, в общем. И с хорошим звуком - из той дряни, что там была, сделали хороший звук, обладая инженерными познаниями. В общем, это выступление стоило нам балл.
Звуки.Ru: - А вы как-то задокуменировали это выступление? Сохранились ли записи?
Роман: - Нет, нет. Потом были большие разборки, нас отстаивал инструктор этой "Рок-лаборатории"- Булат Турсунович Амуцурманбулов. Нас тогда с Семёновым вызвали на допрос, и мы там отдувались. Я за музыкальную часть, а он - за текстовую. Хотя тексты были литованные, их сверяли, находили какие-то несоответствия, потом спрашивали, что эта фраза означает. То есть расшифровки требовались и так далее. Но мы тогда повели себя достаточно жёстко, в общем-то, "отвязно". Мы с определённого момента перестали быть зажатыми на всех этих "разбираловках", хотя и были довольно юны в то время. Но нас это никак не пугало. Я уже к тому времени бросил свои занятия инженерией, уже ушёл с работы, и поэтому всё было так спокойно и свободно, - ну, что эти люди нам действительно могут сделать? Даже страх вызовов в более авторитетные инстанции нас в то время не брал.
Звуки.Ru: - То есть с вашей стороны пойти на этот конфликт и заняться музыкальной карьерой было сознательным решением?
Роман: - Конечно, сознательным. Я ушёл с работы, воспользовался удобным случаем. Меня пожурили за какое-то опоздание, я и сказал - "наверное, пришёл момент с вами расстаться". Потом мы переехали под крыло Саши Скляра, в Курчатник, в подвале репетировали. И выступили с новой программой, с этой чёрной, едкой, очень жёсткой и выразительной, на мой взгляд. Тогда же и шоу появилось.
Звуки.Ru: - Театральная часть ваших выступлений всегда была очень яркой.
Роман: - У нас было много номеров, и они соответствовали каждой вещи, меня бинтовали на "Кузнеце", физиономию... Это было на дне рождения "Рок-лаборатории" в кафе "Метелица". Там и состоялось первое наше выступление в новом составе, с новой программой. Это было довольно знаменательно: до нас там шло разгульное пьянство, а тут произошло такое затишье, даже апплодисменты были очень не сразу, пауза сначала была.
Звуки.Ru: - Ну да, это понятно. Насколько я успела изучить вашу публику, она вообще очень осторожно всегда реагирует на то, что вы вытворяете.
Роман: - Но там была не исключительно наша публика, там была
общелабораторская публика и попойка на радостях.
Cобственно, с этого момента мы стали играть составом: Шумилов - на фортепиано,
я - на гитаре, Миша
- на барабанах, а на басу был Миша Верещагин. Потом мы так же
благополучно расстались с
Верещагиным, он уже просто не справлялся в возросшими моими требованиями и
требованиями ситуации. Он
занимался своей инженерией, устраивал свой быт - женился, ему нужно было где-то
жить, он сам из Уфы... Ну, а мы-то московские, спокойные люди, нам не надо было
никуда лезть. И поэтому мы благополучно репетировали в Курчатнике и на бас
перешёл Дима, который сначала съехал с вокала на фортепиано, а с фортепиано -
на бас. Он закрепился в этой должности и сейчас тоже играет на басу. Тогда у
нас появился саксофонист Владимир Давыдов и мы уже играли вчетвером, без
фортепиано. А позднее, уже под туры, совпавшие с записью пластинки на
"Мелодии", появился Максим Трефан на клавишах. Он тогда не участвовал в
записи, а лишь написал рецензию, таким образом поучаствовав в альбоме. Его
рецензия так на пластинке и висит. К тому времени мы и с Давыдовым расстались,
на пластинке играли приглашённые музыканты - Рыженко и на саксофоне
музыкант, которого опять Дима приволок, забыл имя. Недолго поиграли трио,
несколько концертов, а потом - квартетом, уже с Трефаном. С ним же и поехали за
кордон. Ну, а дальше уже понятно.
Звуки.Ru: - Люди приходили в основном по знакомству, вы их целенаправленно искали, или они как-то сами появлялись?
Роман: - По знакомству. Например, Макса мне предложил Паша Хотин из Звуков.Му. Он просто позвонил и лаконично сказал: "Я знаю, кто тебе нужен".
Звуки.Ru: - А правильно ли, что с Рыженко в какой-то момент помешала его занятость во всех проектах сразу?
Роман: - Нет. Мы тогда не собирались использовать скрипку. И сейчас, в общем-то, когда я Сергея ввожу в состав, те старые вещи только отчасти "на нём". В основном, это последняя программа, "Герани", где он уместнее.
Звуки.Ru: - Насколько я понимаю, далеко не везде рыженковские проекты предполагают обязательную скрипку...
Роман: - Я, к сожалению, не знаком с его делами. Я знаю, что он поигрывал и в ДДТ, и в Машине, в своё время... Потом, когда мы были на гастролях в Севастополе, увидели там афишу его дуэта с Шевчуком. Решили этак два парня выехать к морю, Рыженко же оттуда. Этот на родину, тот - за компанию. Видимо, отдохнули.
Звуки.Ru: - Я помню, что в свое время удивлялась площадкам, на которых можно встретить ВО. Как-то я попала на ваш концерт в каком-то замшелом ДК, где в зале было огромное количество ментов - не в качестве охраны, а просто в зале, слушатели.
Роман: - Возможно. У нас был целый период, мы там даже часть "Оперы" писали, в областной Школе милиции. Нам очень активно помогал замполит этой школы, в душе и физически - джазовый барабанщик, оказывая просто колоссальную помошь. Бакланов Виктор Иванович. Доморощённую студию предоставлял.
Звуки.Ru: - Да, это был первый шок в моей жизни: плачущий светлыми слезами мент. Состав публики у вас во все времена был достаточно неоднородный. Когда я впервые попала на концерт "Отказа", у меня возникло желание унести услышанное с собой, не расплескав, и главное - никому не рассказав, потому что это моё, мне это интересно, а остальные может и не заинтересуются. Я с трудом представляю, какую публику можно собрать на ваш концерт - она в принципе не ходит строем. Вы специально на это работали?
Роман: - Всё происходило само собой. У меня и тогда был этот юношеский задор, уверенность в том, что то, что мы делаем - это то, что надо. Я никогда не задумывался о том, как это воспринимается и кто это воспринимает. Мне важно было показать и я знал, что найдётся тот, кто это зацепит. Таким тонким, нервическим ощущением музыки и слова.
Звуки.Ru: - Кстати, ваши "фонетические песни" - откуда они взялись?
Роман: - Не знаю, это просто прет изнутри. Это непридуманные вещи.
Звуки.Ru: - То есть сравнения с обэриутами, в данном случае, неправомерны?
Роман: - Никоим образом. Это довольно органично для меня. Просто я иногда облекаю в близкую к словесной форме, создавая продукт, который как-то читается. Изначально это очень природные звуки. А появилось это все просто за неимением адекватного текста: я очень требовательный, и предлагаемый текст не всегда меня устраивает. Путем скрупулезного отбора я приходил к выводу, что слова, в сущности, и не нужны. А отходить целиком от песенного жанра я боялся и считал ненужным. Например, в тех же вещах типа "Вальса" есть буквально пара слов для создания атмосферы.
Звуки.Ru: - Роман, расскажите про последний, душераздирающий концерт, который группа отыграла в Б2 накануне распада при огромном стечении народа. По какому принципу подбиралась программа?
Роман (смеется): - Да, хорошая провокация. Концерт был искренний, на самом деле. С одной стороны, за последнее время сформировалась уже более-менее обкатанная программа, представляющая собой единое целое, из которой сложно выдёргивать какие-то элементы. С другой стороны, туда, конечно, были добавлены какие-то вещи, которые публике просто нужны. Я сознательно иду на это. Раз люди пришли и, тем более, деньги заплатили, нужно быть вежливым. Выступать назидательно и лечить со сцены своей радикальностью не стоит.
Звуки.Ru: - С таким настроением Вы и записывали свой последний альбом?
Роман: - Ну альбом-то записан достаточно давно, ещё в 2000-м... Но, в общем, да, это был скорее такой заключительный жест. Хотя настроение зависит, в основном, от удобства работы на студии, - просто от воздуха, который там чувствуется. С Андреем Пастернаком приятно работать потому, что он наш самый старый и заслуженный звукорежиссёр, с которым мы провели кучу времени на живых концертах за границей и продолжаем до сих пор пользоваться его услугами на больших концертах здесь. Поэтому у него, несмотря на ограниченные возможности студии, мы чувствуем себя очень комфортно. Вот это важно, и поэтому я даже не думал о последствиях. Мне было приятно там работать, а что уж дальше будет... я не думал.
Звуки.Ru: - Роман, а что испытывали Ваши музыканты, зная, что эта запись - последняя?
Роман: - Думаю, что то же самое.
Звуки.Ru: - Вы с ними это обсуждали?
Роман: - Нет, мы с ними вообще ничего не обсуждаем. Никогда.
Звуки.Ru: - Очень небольшое число участников группы продолжают музыкальную карьеру. ОТК Jam Band, фактически, "Отказ" не заменил. Более успешную сольную карьеру продолжает Максим Трефан, выступая с сольными перформансами и создавая музыку для рекламы...
Роман: - Просто Трефан у нас откололся еще раньше - в силу того, что попал в автокатастрофу.
Звуки.Ru: - Но сейчас он уже возвращается и будет выступать в концерте?
Роман: - Да, он заявлен там, он мне жаловался, что ничего не написал, но уже, вроде, пишет. То ли он будет играть на виолончели соло, то ли дуэтом с кем-то, то ли просто будет сидеть в зале слушать... В общем, он в раздумьях, как всегда.
Звуки.Ru: - Только не говорите мне, что у Вас до сих пор нет программы концерта!
Роман: - Приблизительно
есть, уже появилась. Где-то вчера я её
более-менее пытался осознать и продумать. Там
же ещё Рыженко Сергей должен быть как-то задействован. Поскольку Плавинский
будет опять с Шумиловым
творить, "ракеты и кометы" демонстрировать, то он будет, я так понимаю,
заглавным номером. А во всём
остальном мне приходится сочетать два солирующих инструмента. Это зависит от
музыкального ряда, от
динамики всего концерта. В двух отделениях надо разобраться, что где поставить.
Но, думаю, что будет
всё правильно более-менее организовано. Надеюсь, что гитара не откажет... на
этот раз её, вроде как,
починили, но я и дубль возьму какой-нибудь с собой.
Звуки.Ru: - Вас трудно было склонить к согласию на этот концерт?
Роман: - В общем-то трудно. Это была серьёзная пытка для меня, потому что действительно из меня вытаскивали согласие на этот концерт. Во-первых, я был сильно травмирован и ни о чём другом, кроме как о том, чтобы куда-нибудь прилечь, я не думал. Ну и было мне, в общем, не до музыки.
Звуки.Ru: - А как сейчас Ваша нога (недавно Роману сломала ногу лошадь, - прим.авт.)?
Роман: - Не очень хорошо, но лучше. Проблемы только с одёжей возникают и с обувью. Ходить я уже на обеих могу. У меня нет времени поддаться какой-нибудь терапии, просто нужно как можно больше ходить. В общем, тогда я об этом и не думал. Хотели же делать концерт в прошлом году, поскольку именно тогда был юбилей группы, формальная привязка. Сложно оправдать появление группы после этого отказа в 2003-м году от концертной деятельности, сложно под него подвести какую-то теорию о том, что это важно именно сейчас. Но я в конце концов решил, что и не стоит подводить. Для себя я оправдание нашёл в том, что мне просто интересно посмотреть, что это такое.
Звуки.Ru: - Нет ли у Вас надежды или даже уверенности в том, что сейчас что-то изменится и группе будет дано новое дыхание?
Роман: - Нет, нет у меня такой уверенности. Мало того: у меня есть
уверенность, что ничего не изменится.
Это как раз такое нормальное разовое
мероприятие для тех, кому это нужно. Поскольку это нужно и моим музыкантам, я
это точно знаю и вижу, это нужно публике и, в конечно счёте, наверное, нужно
мне, потому что я хочу вернуть это ощущение звука, вернуть правильное ощущение
музыкальности внтури. Потому что когда не занимаешься музыкой вообще, - а я
именно за последние три года выхолостил из себя это напрочь, не брал инстрмент
в руки, вообще ничего не делал, ничего не слушал, ничего не видел... И теперь,
в такой полной глухоте, у меня возникла
потребность всё это возродить в себе. И мне это важно сейчас, чтобы наряду с
какими-то мыслями у меня
появились звуки внутри. Это важно, я без этого жить, наверное, не могу.
Звуки.Ru: - Это было действительно странно и очень больно - когда группа уходит в полное молчание. И радостно, что она возвращается - пусть даже в таком виде.
Роман: - Мне не хочется попадать в разряд таких "пыльных людей с известными именами", которые пытаются придумывать поводы, чтобы собрать аудиторию и выступать.
Звуки.Ru: - Я не могу себе представить вас в роли подобных музыкантов. Ходя бы потому, что среди вашей публики нет случайных людей. Среди аудитории "Отказа" нет людей, которые покупают ваши альбомы, не зная, что именно они покупают.
Роман: - Я именно поэтому с опаской отношусь ко всей этой шумихе и рекламной кампании. Я не уверен, что это необходимо делать. Я, конечно, немного тоскую по периоду, когда мы много гастролировали и концертировали: мы все объездили. Я люблю путешествовать, это интересно. Но Москва очень сильно поехала в другую сторону - подполизации хорошей, правильной среды. В то время, как в провинции это еще осталось, хорошие люди встречаются чаще, в Москве их приходится искать, предпринимая какие-то специальные усилия.
Звуки.Ru: - Не уверена, что Вы справедливы. Я знаю не один десяток людей, которые просто боялись Вас беспокоить. Было ощущение тщательно выстроенного непроницаемого занавеса, ведь были сделаны достаточно серьезные заявления.
Роман: - Да, это действительно так. Я изолировался от внешней среды. Сначала было сделано послабление для иностранных журналистов, а потом было прекращено всякое общение, поскольку эти люди адекватны современности, которая мне очень не близка.
Звуки.Ru: - Тем временем, ваши 6 альбомов успешно разошлись, и проблем с их распространением не было. В этой обстановке записывать и творить что-то новое Вы все-таки не планируете?
Роман: - Обязательно будем, если у меня появится ощущение правильности того, что мы делаем. Сейчас у меня его пока нет, поэтому я буду четко следовать исполнительской традиции. Буду исполнять старые вещи.
Звуки.Ru: - Странно, но когда Вы это говорите, это не звучит как кокетство, свойственное многим музыкантам, которые прощаются навсегда. Такой героиновый клан.
Роман: - Я думаю, мы будем достаточно честны, и, если ситуация будет располагать к этому, появится некая внутренняя жесткая необходимость, мы будем делать новый материал и выступать с ним. Мне хочется что-то поделать, есть внутренняя необходимость. Но пока я не нащупал, что. Важно именно это ощущение.
Звуки.Ru: - Вообще, можно было ожидать, что именно в деревне, на природе, у Вас и откроется новое творческое дыхание...
Роман: - Да нет. В деревне, кроме природы, у меня есть дела. Хотя "Герань" была записана именно на природе и еще часть из "Косы на камень". Сейчас все благополучно пришло к нулю, и я думаю, что как раз на этом нуле и можно начать делать что-то новое. У меня уже нет желания повторяться - значит, можно начать.
Вежливый отказ
Концерт в честь 20-летия группы
24 марта 2006 года
МХАТ
начало в 19.00
1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха »»
Colin DAVIS (1927)
Glenn GOULD (1932)
Mike GIBBS (1937)
Onnie MCINTYRE (1945)
Steve MACKAY (1949)
Richard HARVEY (1953)
Александр КОЗЛОВ (1961)
Will SMITH (1968)
T.I. (1980)