Рассказ участников Massive Attack Роберта дель Наджа (Robert "3D" del Naja, в тексте - Robert "3D") и Гранта Маршалла (Grant "Daddy G" Marshall, в тексте - Daddy G) о своей новой работе и старых заслугах получился, как и полагается людям, создавшим группу с таким названием, довольно массивным. Так что мы сочли разумным разделить это блюдо на две порции. Это - вторая, а первую вы можете прочитать здесь.
6. Совместные проекты.
...С Лиз Фрейзер (Liz Fraser), Трейси Торн (Tracey Thorn), Хорасом Энди (Horace Andy)
Robert "3D": Обычно совместный проект начинается с того, что мы записываем 3-4 трека на пробу, а потом смотрим, что из этого получается. Каждый из нас - профессионал, знает свое дело, и поэтому мы просто двигаемся вперед, как корабль, управлять которым моряки способны даже в полной темноте. С Элизабет вообще все волшебно вышло - она приехала в Бристоль, мы здорово подружились, и из нашего сотрудничества я вынес намного больше, чем просто музыку. Элизабет уникальна - она просто ходячий инструмент, у нее свой выразительный язык, свой неповторимый саунд, который бессмысленно копировать и невозможно "купить".
Daddy G: Мы счастливы, что у нас есть возможность выбирать людей, с которыми хотелось бы создать что-то сообща. С которыми у нас есть точки соприкосновения, которыми мы всегда восхищались, - просто приглашаешь их в студию и работешь. Лиз, Трейси Хорас... Я всегда, так сказать, тайно желал этого сотрудничества. Для меня очень лестен тот факт, что Трейси и Лиз приняли мои идеи близко к сердцу, что они вынесли эти идеи на существеннно отличимый от прежнего уровень.
...C Шарой Нелсон (Shara Nelson)
Daddy G: Мы знакомы с Шарой по тому регги-проекту, который она делала с Эдрианом Шервудом (Adrian Sherwood) и Марком Стюартом (Mark Stewart). Ее голос настолько нас поставил на уши, что мы попросили Эдриана помочь заполучить этот прекрасный голос, и тот нас Шаре порекомендовал.
Robert "3D": Ты забыл, мы же с ней еще сингл писали - "The Wild Bunch".
Daddy G: Ой, точно. Было такое.
Robert "3D": "The Look Of Love" - это был первый трек, для записи которого мы привели целую кучу народа, сессионных музыкантов. Но были и наши "резиденты" тоже - Нелли (Nellie) и Майло (Milo). Голос Шары на этом треке - один из самых ключевых моментов. Вообще "The Look Of Love" представляет собой образец настоящего бристолького звучания, и одновременно - воплощение тенденций в звукозаписи 90-х. Очень сырой саунд - бас, ритм-секция...
Daddy G: Да, "голый" звук.
Robert "3D": Точно, голый, и поверх него - вокал. Такой саунд можно было впоследствии услышать у Тима Сименона (Tim Simenon), Bomb The Bass, Smith & Mighty, Portishead, да и мы сами частенько к нему возвращались. Нечто подобное произошло и в рэпе, когда на него большое влияние оказал R&B - вокал звучит на фоне драм-бита и ритм-секции.
...C Дебби Клэр (Debbie Clare; "Joy Luck Club")
Robert "3D": Мы, вообще-то, по долгу службы знакомимся с огромным числом людей, и это хорошо. Но иной раз появляются проблемы с концентрацией внимания. Слишком много приходится слушать, слишком интенсивные потоки информации проходят через мозги, слишком тяжело оставаться в курсе всего, что происходит. Ты по уши в своих делах, некогда голову поднять, да и твоим коллегам-музыкантам не легче. И когда случайно выходит так, что ты пересекаешься с людьми, делающими настоящую музыку, такие встречи кажутся волшебством. Я рад, что познакомился с Дэбби, она потрясающая. С ней играет группа Oom, - они из Брайтона - играют классно, да и Дэбби, смешивающая опреный саунд со стилистикой инди... Нет, не индийскую оперу она конечно, поет, не Бомбей какой-нибудь! НУ здорово, здорово.
7. Работа над треком "Safe From Harm"
Robert "3D": На треке использованы сэмплы с альбома Билли Кабэма (Billy Cobham) "Spectrum". Когда с таким материалом работаешь, нельзя ошибаться. С другой стороны - ошибиться невозможно, в этой музыке уже есть все, что нужно. Даже если в loop-е нет вокала и дополнительных спецэффектов. А вообще я должен сказать, что во времена, когда создавалась эта песня, обычной практикой было взять чье-то произведение, зациклить, наложить поверх свои корективы, да и запустить на всеобщее обозрение, как будто ты диджей на танцполе и ни за что не отвечаешь. Никакого соблюдения авторских прав, сплошная анархия. "Safe From Harm" хорошо передает дух того периода времени.
8. В заключение
Robert "3D": На протяжении всего времени записи этого альбома ("Collected") у меня было непреходящее ощущение, что альбом наполовину незавершен. Все никак не могли определиться с концепцией, тем более, что постоянно чувствовали давление продюсеров. Поэтому составление альбома происходило примерно так: "Хорошо, мы сделаем некоммерсечкий альбом", потом "Хорошо, это будет бессингловый альбом, включающий несколько видео-треков", или "Хорошо, ребята, придумывайте сами, что это будет". Но все равно мы оставались при том мнении, что альбом должен отражать и прошлое, и будущее. Мне кажется, нам удалось соблюсти этот баланс и явственно показать его людям. Вот второй диск, как я уже говорил, в отношении демонстрации чистого искусства вышел весьма иллюстративным. Этот двойник, на самом деле, - ценная запись. И в духовном, и в финансовом отношении. Я уделяю много внимания проблемам авторских прав, кстати говоря. Конечно, файлообмен - это наше будущее; обмен идеями и энергией, безусловно, должен быть в свободном доступе, общение - это не то, на чем надо экономить или делать деньги. Но если у тебя есть нечто действительно ценное, люди это купят. У большинства моих друзей вся музыка, все фильмы скачаны из инетрнета. Если бы существовали бутлег-книги, то и они пошли бы в расход, как пить дать. Но пусть живут, как знают. Мне, например, если что-то нравится, то я непременно должен быть законным владельцем этого "чего-то".
9. Последнее слово
Daddy G: За 25 лет, что мы друг друга знаем, у нас были разные времена. И разочарования, и даже усталость друг от друга - слишком долгий период времени живем бок о бок. Но тут уж ничего не поделаешь - природа человеческих взаимоотношений...
Robert "3D": Мужских.
Daddy G: Мужских, да. Еще добавьте ко всему особенности творческой натуры, гипертрофированные Эго... Иногда просто не сходимся, и все тут. Не знаю, что нас ждет впереди, надеюсь, что все будет хорошо. Во всяком случае, стоит пожить и посмотреть, я думаю.
Robert "3D": Аминь.
Captain BEEFHEART (1941)
Pete WATERMAN (1947)
Duke ERIKSON (1951)
Mark MORRIS (1963)
9TH WONDER (1975)
Александр ИЛЬЧУК (1987)
SKRILLEX (1988)