MOONSPELL  Питер: группа начинает и все выигрывают

Moonspell начали свой российский мини-тур с северной столицы. Покуда около шести сотен поклонников принимали на себя в баре, большая просторная сцена главного зала советского ДК готовилась принять на себя весомейших португальских металлистов...

Не почувствовать разницу между двумя российскими столицами сложно. Даже тем гостям, что приехали из первой во вторую на один день и концерт любимой группы. В Питере вас никогда не покидает ощущение, что всё идёт именно так, как должно быть, и что даже если кто-то замешкается, без него ничего не случится. Ну нельзя в Москве так же спокойно отреагировать на длиннющую очередь в гардероб после начала концерта и отсутствие в крупнейшем рок-клубе города камер хранения.

Выступление питерского коллектива Sacrament, предшествовавшее действу Moonspell, в итоге пришлось пропустить. Кстати, группа играла вовсе не на основной сцене "Порта", а на маленькой боковой площадке "Шлюз", где, на мой взгляд, так же сложно разместить нормальный коллектив, как и в московском "Unlugged Cafe". Итак, покуда около шести сотен поклонников принимали на себя в баре, большая просторная сцена главного зала советского ДК готовилась принять на себя весомейших португальских металлистов.

Не прошло и часа... Раздаются звуки "Intro", сцена внезапно оживает, и четыре фигуры вырываются из темноты - известные по прошлому приезду Майк (Mike Gaspar), Рикардо (Ricardo Amorim) и Педро (Pedro Paixao), а также басист Айриш (Irish Pereira), приглашённый в группу три года назад. "I'm one of you" гласит майка шамана, выросшего в центре мира вслед за своими музыкантами. Под звуки вступления "In And Above Man", не случайно, видимо, напоминающего известную партию из "Jesus Christ Superstar", Фернандо Рибейру (Fernando Ribeiro) полушёпотом произносит первые слова для русской публики за последние четыре года.

Рибейру не нужно использовать спецэффекты или умопомрачительные костюмы для свого выступления - энергии "интеллектуального экстаза", исходящей от него, хватает, чтобы околдовать зал на всё время концерта. Из общего восторга выделяются пронзительные стоны, доносящиеся со всех сторон, и девушка в чёрном платье до пола и остроконечной шляпе. Следом за первой композицией с "Antidote", самого любимого группой альбома (с него было исполнено пять песен), последовала "From Lowering Skies" - первобытный чёткий ритм, под который нагнетается мрачность, разрывающаяся мощным гроулом.

Звук на концерте, вопреки опасениям, не мог не радовать. Конечно, и тут не обошлось без периодически "проваливавшихся" гитар и барабанов, но общий уровень отстройки оставался высоким. "Wolfshade" - самая ранняя из самых известных и любимых песен Moonspell, зазвучала, как молитва - вообще, на данном мероприятии нашлось бы много поводов назвать собравшихся членами тайной секты. И немало тому способствовала обстановка в клубе - отличное световое шоу, отсутствие колонн, которые обычно мешаются на концертных площадках на каждом шагу, слабый свет из бара (для тех, конечно, кто стоял лицом к сцене), - всё это вкупе с музыкальной программой создавало антураж закрытого бала, проходящего по заранее продуманному плану.

Относительно лёгкий "Opium", также входящий в обойму немногих всеми любимых песен - творчество группы на разных этапах вообще является поводом для жаркой полемики её фанатов, - следом несложная "Awake" с лаконичным текстом - каждая композиция даёт возможность услышать голос Рибейру иначе, другая мощность, ещё один тон, ещё одно настроение...

Звучит единственная композиция с "Darkness And Hope" - романтичная "Nocturna", а затем новая "Southern Deathstyle", агрессивная музыка в духе первых релизов Moonspell - перемена, для кого-то неприятная, для большинства - долгожданная. "Finisterra", тоже сыгранная в стиле doom-death - новый альбом весь будет таким, - "Everything Invaded" с отличными гитарными проигрышами и потрясающими скачками музыкального напряжения, песня, вытягивающая последнюю энергию; и мощнейшая, "классическая" "Alma Mater" для тех, кто ещё может держаться на ногах.

Передышка. Фернандо медленно, по слогам объявляет мистическую "Vampiria", которая исполняется нарочито медленно, мелодию практически невозможно проследить. Однажды, на вопрос о том, почему эта композиция на всех концертах звучит совсем не так, как в записи, поклонники получили ответ: "Я вкладывал в эту песню совсем иное значение..." Песня заканчивается, и гитарист Рикардо начинает вкрадчивую мелодию, коронный номер для шамана с оркестром, "Mephisto". Во время исполнения этой песни световая эйфория достигла своего апогея - на какой-то долгий момент показалось, что глаза вокалиста светятся красным.

Основную часть выступления закрывает композиция, как-будто специально созданная подводить черту под очередным сеансом массового гипноза шоковой терапией - "Full Moon Madness" обычно звучит самой последней, но на этот раз музыканты рассудили инчае, оставив на сладкое "Blood Tells" с нового альбома, "Tenebrarum Oratorium" - единственную песню с "Under The Moonspell", кажется, не исполнявшуюся ещё ни разу вживую, - и "Capricorn At Her Feet", мощную и эффектную концовку с хоровыми припевами, впечатлившую по большей части из-за неожиданности такого выбора, как, в общем-то, и весь сет-лист.

Итак, очередной сбор секты заколдованных луной под водительством Великого Шамана и его ближайших приспешников завершился пятиминутным пожиманием рук музыкантам (сакральным прикосновением к магам), состоянием тотальной удовлетворённости всех присутствоваших и благостнейшим настроем - недовольные лица были невозможны на этой картине.

14.03.2006, Катерина КИСЕЛЁВА (ЗВУКИ РУ)