Вежливый Отказ - группа,
исчезновение которой с московской сцены
заставило говорить о ней больше, чем во времена ее существования. Оказалось,
что музыку этой команды любили многие. И многим ее не хватает.
Брешь, образовавшуюся с момента прощания группы с публикой, оказалось
невозможно заполнить. Поэтому неудивительно, что сообщение о готовящемся
юбилейном концерте легендарной группы вызвало в кругах слушателей и журналистов
такой ажиотаж. Гораздо осторожнее к собственному юбилею и связанному с ним празднованию
относятся сами музыканты. Лидер группы Роман Суслов, оторавашись от
своих фермерских забот, рассказывает Звукам
о жизни в деревне, лошадях, музыке и ответственности за нее...
Звуки.Ru: - Давайте начнем с подробностей предстоящего концерта. Что на нем прозвучит? Как он будет выстроен?
Роман Суслов: - Дело в том, что я не формировал еще программу
концерта и для меня по-прежнему
это событие остается достаточно далеким. Я себя сейчас насильно
привожу в какую-то форму, потому что все-таки три года не играл, не подходил к
инструменту и вообще ничем не занимался, сознательно вытравливая из себя все
старое, что было. Я питаю определенные надежды на то, что к концерту сделаю
что-то новое. Не знаю, что это будет, в каком жанре, будет ли это
инструментальная музыка или будут какие-то песни, но надеюсь, что что-то
появится. Пока я себя как бы ввожу в эту музыкальную среду довольно активно.
Упражняюсь на гитаре каждый день, иногда пою.
А что касается самого
концерта -
для меня это пока такое заоблачное мероприятие, я пока не понимаю что это
такое, я забыл, что такое концерт. (Смеется) Дело ещё и в том, что я достаточно
критично отношусь к тому, что мы делали. Для меня очередной альбом или
очередная программа, которую мы делали, была новым опытом, мы как бы
учились на чем-то, учились что-то делать. Поэтому я отношусь к старым
альбомам как к неким промежуточным фазам. Более зрелый альбом
"Герань" - последний. Он не случайно последний, и, скорее всего, на
концерте будет звучать
из него большинство вещей. Ну и, поскольку народ привык к тому, что мы
всегда удовлетворяем просьбы по поводу старых вещей, их тоже обязательно
сыграем.
Звуки.Ru: - Из Ваших слов следует, что скорее всего прозвучат и новые песни?
Роман: - Возможно, прозвучат. Я пока толком ничего не сделал: есть кое-какие мысли, только они пока не оформлены, я их никак не перекладывал, они ещё в нотах не существуют. Понимаете, за три года, выкинув сознательно себя из музыкальной атмосферы, внутренне очень тяжело в нее входить обратно, потому что вообще-то я хорошо помню тот период времени, когда активно музицировал. Я мыслил на музыкальном языке, у меня уже слов в голове не было. Постоянно вертелись в голове какие-то мелодии и музыкалльные построения, и чтобы это вернулось, нужна определенная работа. Я ей занят сейчас.
Звуки.Ru: - А появился ли за это время какой-то новый взгляд на музыку?
Роман: - У меня достаточно унылое представление о том, что происходит вокруг, я вижу, что практически ничего нового не звучит. О "Нашем радио" вообще, наверное, говорить бессмысленно. Но и то, что мне заботливо иногда приносят на дисках - тоже не очень радует. Есть много исполнителей, к которым я с уважением относился в прошлом, а сейчас они звучат вторично и неинтересно, на мой взгляд. Поэтому делать что-то новое - это достаточно ответственный шаг. Когда я писал в прошлом, у меня не было сомнений по поводу того, правильно это или нет. Это был внутренне осознанный шаг, единственно верный, и не возникало сомнений ни в чем. Сейчас же мне довольно трудно решиться на что-либо, чтобы не засорять существующее пространство. И так много помойки.
Звуки.Ru: - Ну как раз "Вежливый отказ" всегда отличался тем, что помойки много было вокруг, а вы делали что-то особенное.
Роман: - Это было давно, поэтому
новый шаг -
достаточно ответственное решение. Я имею
в виду, что, может быть, это вообще свойство нынешней эпохи, и если что-то новое
появится у "Вежливого отказа", это тоже может прозвучать достаточно
убого и деградантно, поэтому я с опаской сейчас на все это дело поглядываю и
почти никаких шагов не предпринимаю.
Звуки.Ru: - За общей ситуацией в музыке Вы как-то следите?
Роман: - Нет. Иногда, когда еду в машине, включаю радио. И тогда я его слушаю. Но буквально через 3 минуты мне это надоедает, и как-то взбодрившись, я выключаю его совсем. Радийная ситуация отвратная просто. Меня удивляет количество гадости, которое можно использовать, и еще повторяемость. Когда одна вещь, унылая, скучная и никакая, повторяется. Почему-то это является еще и радиоформатом - вот это меня удивляет. Я даже говорю не об отечественных исполнителях. Это вообще уже такая тема отдельная. А те, у которых все правильно упаковано, хорошо сыграно, хорошо спето, хорошо записано... и такая дрянь. Удивляет просто. Неужели люди, которые работают на радио, не могут найти ничего другого или ротация кем-то навязывается? Я не в курсе, какая там ситуация.
Звуки.Ru: - То есть что-то важное исчезло из музыки?
Роман: - Существует некоторое обаяние исполнителей и есть ещё просто индивидуальные качества. Но в целом исчезла мощь. Если даже смотреть на движение старого западного хард-рока - насколько мощные группы были... Я даже сейчас это слушаю, я чувствую, что это пробирает. Там нет такой выхолощенности, которая есть сейчас: сейчас всё - подделки. Музыкальные подделки везде, сплошь и рядом. А такого, чтоб схватило за живое, - нет. И дело не в способе восприятия: способ тот же. Можно найти какой-нибудь вариантный доступ к тому, что есть сейчас, но все равно из этого ничего не получится.
Звуки.Ru: - А чем для вас была музыка, когда вы начинали?
Роман: - Музыка была просто жизненной необходимостью, и все. Она не была ни образом, ни средством к существованию, мы вообще не задумывались об этом. Во-первых, тогда жизнь была иной, она была более восторженной. И мне очень нравится то время, когда мы абсолютно не задумывались о том, будет ли это записано: мы писали и писали, репетировали и репетировали, исполняли, если это было возможно. Здорово, когда ты не беспокоишься о том, куда это пойдет потом. Сейчас этого нет, пропал запал. Нужно или бросать, или садиться за написание чего-то серьезного и мудрого.
Звуки.Ru: - Вы о чем-нибудь сожалеете?
Роман: - Нет, я с мягкой иронией на всё смотрю. Никоим образом не жалею, потому что мне очень нравится в "Вежливом отказе" то, что мы проплыли мимо всякой коммерции. Я с удивлением сейчас получаю какие-то гонорары за изданные компакты, когда вдруг мне наш директор приносит какие-то вклюйки денег за прошлые релизы. У меня сейчас такая ситуация: продали коня - деньги есть, коня не продали - денег нет. А тут смотрю - гонорарчик музыкальный приволокли, говорю жене: "Вот, почитай труд музыкантов". А вообще, "Вежливый отказ" прорулил мимо всех денег благополучно. С одной стороны можно утверждать, что деньги - это энергия, и мы ничего из себя не представляем, если не заработали этих денег. Но я не уверен в этом. Потому что если ты с самого начала не ставишь это целью и сознательно делаешь такую музыку, а не пытаешься заработать, то у тебя и не получится.
Звуки.Ru: - Давайте поговорим о прощальном концерте в "Б2"? Какие он оставил у Вас ощущения?
Роман: - Такое слезливое
ощущение, очень благодарно-восторженное.
Даже самому было
противно в себе эти ощущения лелеять в то время. Сейчас смотрю на фотографии -
ужасаюсь. Иногда бывают эмоциональные всплески, их, наверное, следует все-таки
внутри себя когда-то получать, без этого становится как бы непонятно, зачем это
всё вообще? В тихой ровности существования в общем нет наверно ничего
интересного, нужно, чтобы эмоциональная встряска была хорошая. А концерт был
неплохой, но, мне кажется, немного восторженно-погребальный. Много было пафоса, и
может быть это было излишним. В Питере был неплохой концерт, там тоже сделали
прощальную акцию, и даже собираемся его издать. Я его послушал - он более
спокойный, хотя там тоже неожиданно нашлось много сторонников и слушателей.
Звуки.Ru: - Каково Ваше нынешнее мироощущение?
Роман: - Что мое нынешнее мироощущение? Я коннозаводчик. Я занимаюсь сугубо проблемами разведения полукровных лошадей и определенных чистокровных пород. И я сейчас в этой теме, я получил новое амплуа. С мая этого года я начал принимать участие в легких конкурах малых классов, стал на своих лошадях подпрыгивать, это такая замена сцены у меня произошла. Но потом одна из лошадей сломала мне ногу и мне на время перекрыли кислород с этими прыжками. Но я надеюсь, что в скором времени смогу вернуться в строй, наверное, уже с этой весны я все-таки начну ездить. Это мое деревенское увлечение, живу на природе, вот это наверно и есть мое нынешнее мироощущение... и тишина.
Звуки.Ru: - Но, может быть, о каких-то событиях поговорим, которые сейчас происходят?
Роман: - У меня не происходит никаких событий, кроме сломанной ноги и многочисленных операций. У меня происходит регулярная топка печей, вечером какая-нибудь книга отечественного автора, строительство троеборной трассы, слежение за своими берейторами, правильно они прыгают или неправильно. Подсказки туристам, которые пытаются научится ездить верхом. Вот у меня жизнь такая теперь.
Вежливый отказ
Юлилейный концерт по случаю 20-летия группы
24 марта 2006 г.
МХАТ
начало в 20.00
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)