В нашей протестно-ориентированной культуре 60-е годы прочно ассоциируются с роком. Бодрым рок-н-роллом в начале, психоделическим парением - в конце. Кроме рока можно было говорить о "музыке толстых" - джазе и странной эстрадной музыке, котрая, несмотря на название, плохо соотносилась с Кобзоном и Лещенко. Потому что ее делали совсем другие люди и пели они совсем другие песни.
Они причастны к музыке, которая переживет шумное "второе рождение рок-н-ролла", как уже пережила первое. Их имена вовсе не так близки, как имена Нико, Патти Смит, Джанис Джоплин, Грейс Слик. Но их голоса живут независимо от того, что вы о них думаете и знаете. И независимо от того, к какому жанру относят их пристрастные музыкальные критики.
Франсуаза Харди (Francoise Hardy)
Она начала писать песни еще подростком, а к 17 годам, когда Vogue Records
предложила ей контракт на запись первого сингла, у нее уже было достаточно
материала для того, чтобы 3 из 4 вышедших на сингле песен принадлежали ей. Ее
голос нельзя назвать сильным, она скорее промурлыкивает свои песни. В этих
песнях соединяется подростковый поп с блюзом, а примитивный рок с эстрадным
джазом. И хоть она не пыталась поддерживать имидж подростка дольше положенного,
в ее песнях выжило чувство наивного удивления миром. Даже в самых печальных.
Недаром "Trаume" в ее исполнении так часто попадает в саундтреки.
Сэнди Шоу (Sandie Shaw)
Она могла бы остаться малоизвестной участницей какой-нибудь из многочисленных в
те времена девичьих групп. Но в 1963 году ее услышал популярный тогда певец
Адам Фейт (Adam Faith) и привел ее к своему продюсеру. Со второй попытки
она победила Англию, а затем и Англия победила с ее помощью. В 1967 году
Великобритания впервые победила на конкурсе Евровидение с песней "Puppet on a
string", исполненной Сэнди Шоу. Как правило, песни для нее писал продюсер Крис
Эндрюс - дистанцирование себя от материала только играла ей на руку. Правда, в
1988, когда слава ее была уже в прошлом, она спела на альбоме "Hello Angel"
песню The Smiths "Hand In Glove". Моррисси был горд.
Хелен Шапиро (Helen Shapiro)
Хелен Шапиро выпустила свой первый сингл "Please Don't Treat Me Like a Child"
в 1961. Тогда ей было 14 лет. Но все отнеслись к ней серьезно - и сдались.
Песня застряла на первом месте британского чарта, а Хелен стала королевой
тин-попа. Правда, выезжала она отнюдь не за счет подросткового обаяния. Ее
глубокий, животно-чувственный голос креп от песни к песне. Ее умение продлить
паузу невозможно обрести никакими тренировками. Ее версия "Fever"
- одна из лучших, среди бессчетного количества записанных.
Петула Кларк
(Petula Clark)
Она пришла в шоу-бизнес еще ребенком. Детский патриотизм был востребован в
годы войны, и с 1944 она вела шоу "Pet's Parlour", ей было 11 и она пела
военные песни. Начав сниматься в то же время, она вполне овладела профессией
актрисы - но именно в той, оставшейся в прошлом ипостаси актрисы ревю, умеющей,
петь, танцевать и выглядеть звездой в любой ситуации. В 60-е она была способна
выпускать по 5 альбомов в год. И не один не казался лишним. Потому что она - звезда.
Что характерно, все они живы до сих пор. Хотя вряд ли смогут добавить что-то новое к своей музыке. Но она есть - и за это мы им бесконечно благодарны. Потому что даже сменив 2005 год на 2006, мы знаем - что их песни не подведут. Как не подводят уже 40 лет.
Captain BEEFHEART (1941)
Pete WATERMAN (1947)
Duke ERIKSON (1951)
Mark MORRIS (1963)
9TH WONDER (1975)
Александр ИЛЬЧУК (1987)
SKRILLEX (1988)