Почти трехчасовым концертом в питерском БКЗ "Октябрьский" 29-го сентября группа Чайф фактически завершила празднование своего 20-летнего юбилея. Накануне мероприятия на борту прогулочного теплоходика, совершившего небольшой вояж по Неве, состоялась пресс-конференция с виновниками торжества, на которой речь шла не только о делах уральского коллектива, но и об общей ситуации в нашем шоу-бизнесе, причастие к которому музыканты и не думались отрицать. Как обычно, отвечали на вопросы, в основном, два Владимира - Шахрин и Бегунов.
- Сейчас принято громко отмечать юбилеи рок-групп - практически ни один коллектив не остался в стороне от этой тенденции. Не видите ли вы в этом определенного элемента шоу-бизнеса?
В.Ш.: В этом, конечно, есть элемент шоу-бизнеса! (улыбается)
В.Б.: Это 100-процентный шоу-бизнес!
В.Ш.: Мы не будем устраивать банкета по этому поводу. Мы играем концерты, и в этот год это очень хороший рекламный, афишный бренд - "20 лет группе". У нас, кстати, нет какой-то одной программы, которую мы придумали, и все юбилейные концерты играем только ее. Поверьте, мы играем совершенно разные программы! Вот в Екатеринбурге 24-го и 25-го сентября мы играли два дня подряд, концерты длились по три часа, но песни ни разу не повторялись - это было две совершенно разные программы! Мы сказали, что у нас "большой 6-часовой концерт с антрактом на сон". Публика знала об этом заранее: плей-листы были опубликованы на сайте и висели около касс, и люди, подходя, могли выбрать по желанию. И на самом деле, многие люди покупали билеты на два дня, потому что это, по сути, был один большой концерт. В Перми вот мы вчера играли во Дворце спорта с неубранным льдом - холод просто адский! По этой причине мы решили играть самые динамичные, быстрые и энергичные песни, чтобы люди могли согреться. Зал "Октябрьский" - это совершенно другое, такой, в общем-то, буржуазный зал. Мы понимаем, что придет много взрослых людей, и, наверное, он требует больше такой ностальгической нотки, больше лирики... Поэтому у нас разные программы, а вывеска "20 лет" - это, действительно, шоу-бизнес, конечно. А мы и не скрываем, что мы занимаемся шоу-бизнесом - мы все взрослые люди, в конце концов!
В.Б.: Мы ж не плотники! Это они могут забить болт на шоу-бизнес, а мы нет - каждый свой путь выбирает для себя сам!
- Так ведь и до попсы недалеко? В.Ш.: Нас еще после клипа "Не спешите нас хоронить" обозвали "попсой с гармошкой"! Это было в 1992 году - и ничего, живем! (улыбается)
В.Б.: Кому хуже-то стало? Моя жена счастлива, мы довольны, работать
нам в этом "попсовом" бизнесе нравится, девчонки нас любят... (улыбается) Разве
мне есть чего стеснятся за 20 лет?
Я хочу сказать одну очень важную вещь еще. Володя как-то сказал в
разговоре, что обвинять попсу очень легко, но глупо! Значительно проще выйти с
ними на одну сцену и показать, кто из вас говно. А не играть с ними на одной
сцене - это глупо. Ты выйди, сыграй и "убери" их - делов-то на копейку!
В.Ш.: Мы абсолютно все нормально относимся к поп-музыке! Жанр плохим не бывает! У каждого поколения есть и будет своя танцевальная музыка, и каждое поколение будет танцевать под другую музыку, которая не будет нравиться предыдущему поколению! Здесь есть один способ - или попытаться понять эту музыку, или просто выключать ее. Осуждать ее бессмысленно - осуждать надо халтуру! Ведь что в моем понимании "попса"? Это откровенная халтура. Никто о группе Чайф никогда не сможет этого сказать, потому что мы играем свои концерты минимум полтора - максимум три часа, на сцене всегда живьем - в любом состоянии! Мы играем свои песни, мы пишем новые альбомы, и поэтому мы для себя говорим, что мы работаем в песенном жанре. Рамки рок-музыки определить очень сложно - мы просто пишем песни и поем эти песни!
- А появилась ли уже "та молодая шпана, что сотрет вас с лица земли"? С кем-то из молодых вы общаетесь?
В.Ш.: Ну, "молодой шпаны" очень много появляется!
В.Б.: Позволю себе вернуться к разговору о попсе - они хотя бы здороваются... А вот "молодая шпана" не всегда!
В.Ш.: Например, группа Hi-Fi здоровается с нами всегда! (улыбается)
В.Б.: Что плохого мне сделал, например, старший Маликов? Ничего хорошего, но и ничего плохого! И я не считаю, что от меня убудет хотя бы грамм моего веса, если я поздороваюсь с этим человеком. Если со мной поздоровается даже тот же Борис Моисеев - да в рот его не так, блин! - я тоже поздороваюсь! Мы воспитанные люди, и должны жить в воспитанном мире!
В.Ш.: А вот Рома Зверь не здоровается, и группа
Мультфильмы тоже! Проходят мимо и делают вид, что не узнают - черт его
знает, почему...
Вы знаете, удивительная вещь - в принципе, групп молодых очень много,
действительно. Вот мы делали и делаем свои фестивали "Старый Новый Рок". В этом
году сделали летний его вариант, и за два дня у нас играли 100 молодых групп! В
принципе, играют все очень неплохо, выглядят очень неплохо, владеют
инструментами - ни про кого не скажешь, что плохо... Но ни одного события,
чтобы вот "ах!", чтобы мурашки по коже, чтоб я обалдел от того, что я раньше
такого не видел и не слышал: К сожалению, такого не происходит! То есть молодая
шпана есть, но чтобы стереть с лица земли старичков - такого пока не
получается. Я помню свое ощущение от первого прослушивания Зоопарка или
Аквариума, я помню, как я первый раз вначале услышал, затем увидел
Наутилус Помпилиус - от этого были мурашки по коже! Мы вот недавно
вспоминали наш первый концерт, и вдруг мы понимаем, что когда в Е-бурге был
Трек, Урфин Джюс, такой эстетствующий "Наутилус", вдруг на сцену выходят
три парня с двумя акустическими гитарами, с ксилофоном, бонгами и начинают не
вставать в красивые рок-позы, а общаться с людьми на равных. То есть у нас все
было не так, как у других - подача была другая, общение с залом, музыка другая
была - черт побери, мы были оригинальны, это было самобытно, и поэтому это
сработало!
В.Б.: Мы играли на Урале "калифорнийский рок"!
В.Ш.: (смеется) Да, как оказалось лет через 15... И мне не хватает в молодых группах именно этого - абсолютной самобытности!
- Можно ли назвать Ленинград самобытной?
В.Б. Самобытной - да!
В.Ш.: 100 процентов! Именно поэтому они и популярны. Хотя, в принципе, меня творчество группы Ленинград не задевает вообще - меня это не волнует! Но я понимаю, что это яркая личность.
В.Б.: У него хватило смелости быть нахалом и наглой личностью. Он ведь ни на шаг не отошел от правил шоу-бизнеса - он все делает по уму.
- Есть разница между Веркой Сердючкой и группой Ленинград?
В.Б.: Если принимать во внимание первый альбом, то разница есть, если
все последующие - нет. Первый альбом был реально силен, реально интересен,
реально это была группа, а потом это стал шоу-бизнес.
Вовка тут сходил на концерт Шнура... Ну, так нельзя даже уродам!
Люди пришли, заплатили деньги. В приципе, чужая собственность - это свято. Люди
заплатили и имеют право что-то получить взамен, а когда выходят три пьяных
урода, непонятно откуда приехавших - один с гитарой и два с бутылками - и при
этом еще отвечают на звонки по мобильному... Я не знаю, я, конечно, полный урод
сам, но это уже ни в какие ворота!
В.Ш.: А народ был доволен - меня шокировало именно это! Я стоял за сценой, и у меня было ощущение, что это полная халтура! Но, в отличие от Верки Сердючки, все-таки не фанера. Но, с другой стороны, я смотрел в зал и понимал, что я чего-то не понимаю - людям нравится! Я после пятой песни ушел. Я не осуждаю его за это, потому что пришли люди, которым это нравится. И разница между Шнуром и Веркой Сердючкой в том, что он хотя бы в мужском обличии выходит - небритый, сиськи себе не прилепляет и трансвестита из себя не корчит - это огромная разница, потому что меня убивает в последнее время на нашей эстраде количество ряженых мужиков!
В.Б.: Я никогда не забуду, когда мы были на фестивале Латвии. Я сидел ночью в баре, и показывали как раз эту "...волну", которую вели как раз Сердючка с Кобзоном. Я видел глаза двух иностранцев, которые ничего не понимали! Они понимали, что это главный канал страны, что это прайм-тайм, и они понимали, что пидор-трансвестит на всю страну что-то там лопочет. Они просто такими глазами на все это смотрели! Подошли к бару, переспросили, правда ли это мужик, и я увидел, что в их жизни просто что-то перевернулось после этого, потому что в их стране это по закону преследуется!
- Ну, а вас на ТВ вообще мало показывают...
В.Ш.: Дело в том, что сутки больше не стали, и количество музыкального эфирного времени не увеличилось, а новых артистов стало гораздо больше! И эти новые артисты все, так или иначе, находятся в каких-то корпоративных интересах тех людей, кто владеет этими каналами. Вот и показывают тех людей, кто работает на эти кланы и корпорации.
В.Б.: Многие люди, действительно, не слышали другой музыки - им дают по телевизору вот это, а потом они приходят на концерт и видят, как должно быть! Я считаю, что надо выходить с ними на одну сцену, играть живьем и показывать, что есть другая музыка - это единственный способ донести эту музыку до людей! Это неприлично обвинять людей в том, что они слушают какую-то неправильную музыку - людям надо дать вначале право выбора. А когда они этот выбор сделают, тогда уже и делать выводы. 80 процентов населения страны живет в лучшем случае на двух или трех телевизионных кнопках, и на этих трех кнопках нет никого, из кого можно было бы выбирать!
В.Ш.: Это чудовищно, что на данный момент в телеэфире не то, что группы Чайф стало меньше, - вообще стала очень однобокая картина. Телеэфир забит очень однобокой музыкой, а мы за то, чтобы была разная музыка! Чтоб человек, любящий классическую музыку, мог увидеть оркестр Спивакова, чтоб человек, любящий Игоря Бутмана, мог щелкнуть и найти Игоря Бутмана, человек, любящий Юрия Шевчука, мог потыкать кнопочки и обязательно его увидеть, человек, который любит Леонида Агутина, мог найти Агутина, а человек, которому нравится ВИА ГРА, нашел бы ВИА ГРУ...
- Как возникла идея записать сборник ко дню рождения с ансамблем народной музыки Изумруд?
В.Ш.: Это было абсолютно случайно. Кажется, два года назад наши
областные культурные власти сказали, что будут какие-то Дни культуры
Свердловской области в Москве. "Ну, как без вас? Пожалуйста, сыграйте одну
песню..." Ну, мы не нашли в себе силы отказать и согласились, но надо было
как-то вписаться в общую программу. Там как раз был ансамбль "Изумруд", и мы
предложили идею: они играют свой номер, а потом мы выходим и делаем совместный
номер. Репетировали мы, кстати, всего один раз уже на саундчеке в Москве! Когда
мы эту песню сыграли, то присутствовавший в зале мэр Москвы Лужков и наш
губернатор Россель встали рукоплескать, а затем вся шушера, которая там
присутствовала - я не понимаю, кстати, откуда на таких вечерах полные залы -
тоже встала. Такой успех был!
А потом надо было ехать на "Нашествие", Миша Козырев стал звонить, а у
него все задумки были какие-то цирковые - то кто-то на веревке спустится,
кто-нибудь из сортира развалившегося выползет... А мы сказали, мол, давай мы
выйдем с народными инструментами - вот это будет "зашибись"! Мы сделали часовую
программу с "народниками", а фестиваль тогда из-за теракта закрыли. Отыграли мы
все просто на радио, и пошли очень хорошие отзывы после этого. Тогда мы решили
показать эту программу у себя в городе, расширили ее до двух часов. А когда уже
такой труд был проделан, и стало понятно, что пришла пора выпускать какой-то
"greatest hits", потому что у нас лет 10 не выходило такого официального
альбома, то мы подумали, мол, зачем просто компилировать старые песни, если
можно сыграть эти песни так, что эта пластинка будет вроде и "greatest hits",
и, в то же время, номерным оригинальным альбомом? Нам самим очень нравится эта пластинка!
- Вам сейчас так же в кайф играть, как 20 лет назад?
В.Ш.: Да я думаю, что мы даже получше стали играть, чем 20 лет назад!
В.Б.: На самом деле, если бы вы видели наш первый концерт, то наглости этих парней вы бы удивились, потому что сейчас, спустя годы, я понимаю, что большей наглости, чем притащить весь бомонд тогдашний, нагнуть весь тогдашний КГБ - и просто три "лохмовоза" выскочили и устроили такое... Там очень много драйва - там совершенно не было умения, но это было круто... И сейчас я таких наглецов всячески приветствую.
В.Ш.: Нам, конечно, стало играть гораздо интереснее - у нас больше получается, у нас больше репертуар - если тогда мы выбирали из 15 песен, то теперь мы выбираем, условно говоря, из 250. Я могу сказать, что, что у нас раз в два года появляется альбом именно с новыми песнями, то, что появляется эта дюжина новых песен - я просто благодарен судьбе, что еще есть какие-то строчки, есть гармония, которая приходит.. Конечно же, отбор стал строже: ты сидишь, наигрываешь что-то, а потом понимаешь, что ты это уже играл. У тебя складываются какие-то слова, пусть немножко другие, но ты понимаешь, что ты уже про это пел. Понятно, что тем, волнующих тебя, много осталось тех же самых: ты про них спел, иногда уже очень удачно, и нет смысла второй раз петь песню "Не спеши ты нас хоронить", или второй раз писать песню "Пусть все будет так, как ты захочешь", "Ой-йо" или "Аргентину-Ямайку".
- И что, не будет больше песен на футбольную тему? Опять же, есть же масса других замечательных видов спорта...
В.Ш.: Вы знаете, "я не настоящий сварщик" - я не умею сочинять песни на заказ (улыбается). Для этого есть профессиональные композиторы. У нас в городе есть, например, Сан Саныч Пантыкин, которому скажи написать про что-нибудь, и он напишет, причем этого не стесняется абсолютно! Я считаю, что он свой талант просто разменивает на какие-то абсолютно непонятные работы. Он мне подарил две пластинки: одна пластинка с гимнами заводов и городов-сателлитов - Каменск-Уральского, Асбеста, Пышмы и т.п., а вторая посвящена футбольному клубу по мини-футболу "ВИЗ-Синара". Он записал целый альбом, где есть песня про защитников, полузащитников, нападающих, вратарей, тренера, жен тренеров, массажиста - про всех, в общем... 13 песен! (всеобщий смех)
- А есть ли у вас песня, посвященная родному городу?
В.Ш.: Вы знаете, песня "Лучший город Европы" была написана именно про наш город. Понятно, что мы в Азии, что наш город азиатский, но он похож на лучший город Европы! (улыбается) С другой стороны, есть еще песня "Город мой", которая, конечно же, посвящена городу Екатеринбургу - может, она менее известна, но мы иногда играем ее в акустических концертах.
- Среди рок-н-ролльщиков есть и уже народные артисты, и орденоносцы... Вас к 20-летию родина чем-нибудь наградила?
В.Ш.: Никаких правительственных телеграмм никто - даже из городских или областных властей - не прислал!
В.Б.: Даже свердловское MTV не приехало на два концерта! Хотя музыкальный канал вроде... Вообще, мне кажется, что два полных зала значительно интереснее, чем свора людей, непонятно каких и откуда!
В.Ш.: Как бы то ни было, за 20 лет существования группы, мы отлично поняли, что никто из этих людей - власть имущих, извините, конечно, и журналистов, в основной своей массе - не покупают наши пластинки и не покупают билеты на наши концерты! И работать на них и угодить им - дело крайне неблагодарное. Нужно делать так, чтоб было приятно самим и тем, кто действительно приходит на твои концерты, приносит свои денежки в кассу и покупает твои диски. Может быть, это звучит цинично, но это правда!
Могу сказать, что сделать приятное и себе, и питерским зрителям, пришедшим в БКЗ, "чайфам" удалось вполне. За три часа концерта уральцы исполнили почти три десятка хитов разных периодов творчества - с начала 80-х до настоящего времени. Конечно же, благодаря многочисленным фанатам, съехавшимся из разных городов, в зале преобладал оранжевый цвет, да и настроение у всех довольно скоро стало оранжевым, несмотря на буржуазность и пафосность этого зала, не очень подходящего для рок-концертов. Были среди зрителей замечены и известные в питерских рок-н-ролльных кругах личности: Сева Грач, директор Зоопарка, Андрей Суротдинов из Аквариума, "рок-механик" Александр Ляпин, в свое даже поучаствовавший своими гитарными соло в записи чайфовского альбома "Давай вернемся". Встреча с ним для "чайфов" оказалась столь приятным сюрпризом, что БГ-шную песню "Рок-н-ролл мертв", запланированную в самом начале концерта, Шахрин обещал посвятить именно ему. Впоследствии Саша поделился со мной своим впечатлением от увиденного и услышанного, и я лишь могу полностью присоединиться к сказанному заслуженным музыкантом:
А. Ляпин: Может быть, у кого-то рок-н-ролл и мертв, но только не у них, не у "чайфов"! Вчерашний концерт показал очень бережное отношение к Питеру, к питерской культуре - за это спасибо им всем, и отдельно - Володе Шахрину. Было очень приятно, на самом деле, но неприятно было наличие этих телекамер и света, что мешало наиболее полному восприятию того, что происходит на сцене. Вообще Чайф, в целом, на мой взгляд, нашли такую золотую середину между громадным залом и некоей камерностью и доверительностью общения с людьми, какая бывает только на "квартирниках". У меня было такое ощущение, что я сходил на "квартирник", на котором было 5 тысяч "квартирантов"! (улыбается) Доверительно, спокойно, отлично - нет разницы между артистом, стоящим на сцене и людьми, находящимися в зале. Камеры, правда, немного это перебивали, но это шоу-бизнес - куда ж без него? Все равно огромное спасибо ребятам за этот концерт и за полученное удовольствие!
Дата образования:
29 сентября 1985
1968 – Родился Лирой Торнхилл - британский электронный музыкант, танцор и клавишник британской рэйв-группы The Prodigy »»
1987 – В рамках акции по продвижению своего альбома "Afterburner", ZZ Top забронировали билеты Луну, благодаря чему были названы в прессе первыми в мире космическими туристами. На Луну в итоге они так и не полетели, зато продажи пластинки увеличились в разы »»
Pepper ADAMS (1930)
Joshie ARMSTEAD (1944)
Johnny RAMONE (1948)
Hamish STUART (1949)
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ (1963)
Teddy RILEY (1967)
Terry BALSAMO (1972)
СЕРЕГА (1976)