Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева - один из тех проектов, который возник не так давно, но уже получил известность в России и в международных музыкальных кругах. Каждые два года он проходит в Калининграде. Это единственный конкурс органистов такого масштаба в России, и для органистов он играет ту же роль, что для пианистов, скрипачей - конкурс имени Чайковского. В этом году конкурс будет проходить в четвертый раз.
Впервые отборочные туры будут проходить одновременно в Москве и Гамбурге
c 22 по 25 августа.
В Москве - в Музее музыкальной культуры им. Глинки, в Гамбурге - в
Кирхе св.
Иоанна в Альтоне.
Сейчас на конкурс подали заявки 48 музыкантов из 16 стран мира.
Прошедшие на второй тур исполнители приедут в Калининград для участия во втором и третьем турах, которые будут проходить в Концертном зале филармонии (бывшая кирха св. Семейства). Официальное открытие конкурса состоится 29 августа 2005 в Калининграде. Вручение призов и концерт лауреатов состоится 3 сентября.
За годы существования конкурса в его жюри и среди участников перебывало немало людей, для которых он стал не просто этапом, а важной страницей жизни и они могут объяснить почему...
Таливалдис Декснис (Латвия),
профессор Академии музыки Латвии, заведующий кафедрой органа:
- Орган имеет не один голос, его справедливо сравнивают с оркестром. Хорошие
мастера всегда создавали инструменты, учитывая акустические особенности
помещения, где этот орган будет звучать, специально интонируя его под
конкретный зал. Акустически зал Калининрадской филармонии - безупречен и для
музыки Баха, которую называют ежедневным хлебом органиста, и для современных произведений.
Конкурс показал, что органная музыка популярна в России.
Органный конкурс в Калининграде - не только состязание, что достаточно важно,
но это, прежде всего, отличная школа для всех участников и для членов жюри.
Органная музыка Таривердиева мне хорошо известна, в моем репертуаре - его
Концерт для органа N 1 "Кассандра". Музыка Таривердиева имеет характерную
особенность. Чисто технически она может показаться несложной. Во всяком случае,
более простой, чем, к примеру, сонаты Баха. Но исполнить ее может только органист,
ставший соавтором композитора. Настолько она драматична и экспрессивна -
недаром органные произведения композитора чаще всего отражают "болевые" события
истории. Точным воспроизведением нот содержание этой музыки не передать. Микаэл
Леонович оставил нотные записи с минимальными указаниями, полунамеками - словно
адресовал партитуры единомышленникам, которые должны дополнить их собственными
переживаниями и эмоциями.
Леонид Десятников, композитор:
- Здесь сложилась обстановка, располагающая к свободному общению и не
акцентируется спортивный, состязательный элемент. Уверен, что он, как и азарт,
престиж, амбиции, не на пользу самой музыке.
Не надо думать, что органный конкурс - только соревнование, это прежде всего
возможность играть и учиться.
Ирина Тигранова-Тертерян (Армения),
пианистка, музыковед, профессор Ереванской консерватории:
- Органная музыка Таривердиева оказалась для меня во многом неожиданной. С одной
стороны, композитор воссоздает те приемы и характерные особенности, которые
были типичны для старинной музыки, и в то же время насыщает ее современным
смыслом. В напряженности звучания, в волнообразном нагнетании мелодий -
динамика наших дней.
Мартин Хазельбек (Австрия),
органист, дирижер, художественный директор оркестра Венской филармонии:
- На первые два конкурса я не смог выбраться из-за занятости на
преподавательской работе. И, честно говоря, переживал из-за этого, потому что
следил за Калининградским конкурсом и считал его уровень достаточно высоким.
Этот конкурс важен для художественного развития органной музыки и то, что
удалось сделать Вере Таривердиевой, не может быть выражено простыми словами. Эта
замечательная талантливая идея, воплощенная ею, с каждым годом будет приносить
все более значительные результаты.
К удачным моментам я отношу выбор концертного зала для конкурса. А именно то,
что раньше здесь была церковь. Сравнивая этот зал с различными концертными
площадками Европы, понимаешь, как важна для органа храмовая акустика. В
светском зале звучание органа всегда целенаправленно и агрессивно. Здесь же, в
Калининграде, вы никогда не устанете слушать орган, потому что кроме музыки в
пространстве есть еще что-то, о чем человек судить не должен.
Самое большое наслаждение я получаю, слушая исполнителей органной музыки из
России. Уровень, на котором сейчас находится ваша органная школа, высок и
стабилен. И мне бы хотелось, чтобы контакты между российскими и европейскими
органистами крепли.
Самое ценное в этом конкурсе - обмен музыкальными идеями. Последние конкурсы, и
особенно калининградский, перевернули сложившееся представление об органисте.
Вместо крупных юношей за орган садятся воздушные и хрупкие, как балерины,
девушки. И своими изящными ручками и маленькими ножками они играют
поразительно. Доказывая, что физические данные - не главное. Что же главное? -
спросите вы. Наверное, отменная координация, поскольку органисту приходится
контролировать все движения рук и ног, и, конечно, музыкальная одаренность.
Сочинения Микаэла Таривердиева для органа мне близки своей эмоциональностью и
мелодичностью. Правда, на мой взгляд, музыка такой экспрессии больше подходит
для концертного, а не конкурсного исполнения.
Лионель Рогг (Швейцария),
органист, композитор:
- Как музыкант, я поражен мастерством юных исполнителей из России. Я даже
представления не имел о том, насколько интересна русская органная школа. Это -
главное и очень приятное удивление конкурса. Она имеет, на мой взгляд, две
особенности: во-первых, обостренную эмоциональность. Не потому ли среди
российских органистов так много представительниц прекрасной половины
человечества? Для себя я объясняю это так: для женщины искусство - один из
способов раскрыть свою индивидуальность. Женщина и музыка - понятия настолько
тонкие и духовно возвышенные, что их дуэт закономерен. И, во-вторых, все
русские органисты виртуозно владеют игрой на фортепиано. Они-отличные пианисты.
Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды),
органист, лауреат Первого конкурса
имени Микаэла Таривердиева:
- Шесть лет назад я открыл для себя прекрасный город и прекрасного композитора. Я играл ее в концертных
залах многих стран мира: в Германии, Бельгии, Голландии. Она говорит сердцем и
потому понятна всем. А конкурс стал для меня "окном в Россию", которая
оказалась такой гостеприимной и талантливой.
Этот конкурс появился и существует благодаря энтузиазму не такого уж большого числа людей. И в первую очередь благодаря усилиям вдовы композитора, чье имя он носит: Веры Таривердиевой. Столько, сколько знает об этом конкурсе она, не знает, наверное никто. И кому как не ей о нем рассказывать...
Вера Таривердиева, арт-директор конкурса,
Президент
благотворительного фонда Микаэла Таривердиева:
- Мне часто задают вопрос: почему для проведения конкурса органистов я выбрала
Калининград? Я могу назвать много причин. Но самая главная - вовсе не причина.
Просто однажды было чувство, которому я поддалась. Оно возникло внезапно, в
первый же день, вернее, в первую же мою ночь в Калининграде, в первый мой
приезд, когда еще только конкурс был в проекте. Тогда меня подвели к
Кафедральному собору Кенигсберга. Никого не было вокруг. Ледяные глыбы
столпились вокруг собора, отражая свет луны. И сам Собор, как мне тогда
показалось, послал в темноте свой привет. С этого момента я ни разу не
сомневалась, что Калининград - правильное место для единственного в России
международного конкурса.
Прошло шесть лет, и в этом году мы проводим уже четвертый по счету
конкурс. Какой будет его дальнейшая судьба - не знаю. Но знаю точно: прошедшие
шесть лет стали историей Калининграда, а судьба конкурса неразрывно связана с
судьбой этого города.
Каждый раз конкурс собирал замечательных музыкантов, которые своим
приездом, своим отношением делали его судьбу удачной. И еще такой ее сделал
город. Помню, на следующий день после закрытия Первого конкурса, на улицах -
я это слышала сама - обсуждали, что, оказывается, на органе играют не только
руками, но и ногами. Калининградское телевидение показывало открытие и закрытие
конкурса в прямом эфире, и люди, которые никогда не бывали в концертном зале,
полюбили конкурс и орган. Город сделал героем Мишеля Шапюи, легендарного
французского органиста, любителя и собирателя трамваев, предоставив возможность
проехаться по его улицам на персональном трамвае. Было много и других
историй, человеческих и профессиональных,
в которых принимали участие многие люди. И именно город стал главным участником
нашего конкурса. Мы подошли друг другу. И еще. Город сделал своим героем
Микаэла Таривердиева, известного стране своей музыкой кино. Калининград же стал
открывать другого Микаэла Таривердиева. Здесь началась его другая жизнь.
Для меня в конкурсе есть один важный, может быть даже главный, момент.
Конкурс - это поиск близких людей. Тех, которые разделяют твои взгляды и готовы
разделить с тобой судьбу. Лауреаты нашего конкурса стали для меня такими
людьми. Сегодня о них можно сказать, что они тоже калининградцы. Калининград
стал важной точкой в их профессиональной карьере, дал понять и оценить
атмосферу любви и человеческой близости. И где бы они ни выступали - в Париже
или Лондоне, в Амстердаме или Риге, Красноярске или Казани, они с гордостью
объявляют в своих афишах принадлежность к самому западному городу Российской
Федерации.
Не случайно, когда лауреаты всех трех конкурсов собрались для
совместного выступления в Международном Московском доме музыки в программе
"Органный хит-парад", они посвятили это выступление юбилею Калининграда.
Я счастлива, что в рамках Четвертого конкурса мы заявляем о юбилее
российского города в Москве и Гамбурге, где проходит первый тур конкурса. Я
счастлива, что о Калининграде вспоминают с любовью выдающиеся музыканты,
которые здесь побывали: Жан Гийю, Мартин Хазельбек, Лионель Рогг, Нажи Хаким,
Кэрол Терри, Леонид Десятников, Таливальдис Дэкснис...
Я счастлива, что Гидон Кремер, открывавший Третий конкурс
вместе со своим коллективом Кремерата Балтика, возвращается вновь в этот
город, чтобы открыть Четвертый конкурс.
Когда-то в Ялте, когда мы с Микаэлом Леоновичем отдыхали в доме творчества
"Актер", произошла смешная история. Кто-то пустил слух, что в порту стоит
корабль "Микаэл Таривердиев". Желающие могут совершить экскурсию. Как мы ни
убеждали, что это всего лишь чья-то шутка, нам не верили. Может быть, все это
не случайно. Потому что Микаэл Таривердиев любил музыку и море. Может быть
когда-нибудь в морском порту Калининграда будет стоять белый пароход. И он
будет носить имя, которое уже носит Международный конкурс органистов - имя
Микаэла Таривердиева. Ведь у нас теперь общая судьба.
Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип.
Дата рождения:
15 августа 1931
Подробности из жизни:
Микаэл Таривердиев, армянин по
происхождению, родился 15 августа 1931
года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в
Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама
Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до
смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи,
куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в
список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком,
вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя
было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и
остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений
весны" и "Ирония
судьбы" Широко известные
работы в кино заслонили огромный пласт творчества
Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты,
инструментальные концерты - все это оставалось в тени.…
2002 – Погиб Артур Пилявин («Квартал») »»
Conte CANDOLI (1927)
Van CLIBURN (1934)
Big John PATTON (1935)
Steve YOUNG (1942)
Валерий КИПЕЛОВ (1958)
DJ PIERRE (1965)
John PETRUCCI (1967)
Sharon DEN ADEL (1974)
Gareth GATES (1984)