Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ  "Музыка говорит сердцем..."

Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева - единственный конкурс органистов подобного масштаба в России, и для органистов он играет ту же роль, что для пианистов, скрипачей - конкурс имени Чайковского. В этом году конкурс будет проходить в четвертый раз и выйдет за границы Калиниграда.

Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева - один из тех проектов, который возник не так давно, но уже получил известность в России и в международных музыкальных кругах. Каждые два года он проходит в Калининграде. Это единственный конкурс органистов такого масштаба в России, и для органистов он играет ту же роль, что для пианистов, скрипачей - конкурс имени Чайковского. В этом году конкурс будет проходить в четвертый раз.

Впервые отборочные туры будут проходить одновременно в Москве и Гамбурге c 22 по 25 августа. В Москве - в Музее музыкальной культуры им. Глинки, в Гамбурге - в Кирхе св. Иоанна в Альтоне. Сейчас на конкурс подали заявки 48 музыкантов из 16 стран мира.

Прошедшие на второй тур исполнители приедут в Калининград для участия во втором и третьем турах, которые будут проходить в Концертном зале филармонии (бывшая кирха св. Семейства). Официальное открытие конкурса состоится 29 августа 2005 в Калининграде. Вручение призов и концерт лауреатов состоится 3 сентября.

За годы существования конкурса в его жюри и среди участников перебывало немало людей, для которых он стал не просто этапом, а важной страницей жизни и они могут объяснить почему...

Таливалдис Декснис (Латвия),
профессор Академии музыки Латвии, заведующий кафедрой органа:
- Орган имеет не один голос, его справедливо сравнивают с оркестром. Хорошие мастера всегда создавали инструменты, учитывая акустические особенности помещения, где этот орган будет звучать, специально интонируя его под конкретный зал. Акустически зал Калининрадской филармонии - безупречен и для музыки Баха, которую называют ежедневным хлебом органиста, и для современных произведений. Конкурс показал, что органная музыка популярна в России. Органный конкурс в Калининграде - не только состязание, что достаточно важно, но это, прежде всего, отличная школа для всех участников и для членов жюри. Органная музыка Таривердиева мне хорошо известна, в моем репертуаре - его Концерт для органа N 1 "Кассандра". Музыка Таривердиева имеет характерную особенность. Чисто технически она может показаться несложной. Во всяком случае, более простой, чем, к примеру, сонаты Баха. Но исполнить ее может только органист, ставший соавтором композитора. Настолько она драматична и экспрессивна - недаром органные произведения композитора чаще всего отражают "болевые" события истории. Точным воспроизведением нот содержание этой музыки не передать. Микаэл Леонович оставил нотные записи с минимальными указаниями, полунамеками - словно адресовал партитуры единомышленникам, которые должны дополнить их собственными переживаниями и эмоциями.

Леонид Десятников, композитор:
- Здесь сложилась обстановка, располагающая к свободному общению и не акцентируется спортивный, состязательный элемент. Уверен, что он, как и азарт, престиж, амбиции, не на пользу самой музыке. Не надо думать, что органный конкурс - только соревнование, это прежде всего возможность играть и учиться.

Ирина Тигранова-Тертерян (Армения),
пианистка, музыковед, профессор Ереванской консерватории:
- Органная музыка Таривердиева оказалась для меня во многом неожиданной. С одной стороны, композитор воссоздает те приемы и характерные особенности, которые были типичны для старинной музыки, и в то же время насыщает ее современным смыслом. В напряженности звучания, в волнообразном нагнетании мелодий - динамика наших дней.

Мартин Хазельбек (Австрия),
органист, дирижер, художественный директор оркестра Венской филармонии:
- На первые два конкурса я не смог выбраться из-за занятости на преподавательской работе. И, честно говоря, переживал из-за этого, потому что следил за Калининградским конкурсом и считал его уровень достаточно высоким. Этот конкурс важен для художественного развития органной музыки и то, что удалось сделать Вере Таривердиевой, не может быть выражено простыми словами. Эта замечательная талантливая идея, воплощенная ею, с каждым годом будет приносить все более значительные результаты.
К удачным моментам я отношу выбор концертного зала для конкурса. А именно то, что раньше здесь была церковь. Сравнивая этот зал с различными концертными площадками Европы, понимаешь, как важна для органа храмовая акустика. В светском зале звучание органа всегда целенаправленно и агрессивно. Здесь же, в Калининграде, вы никогда не устанете слушать орган, потому что кроме музыки в пространстве есть еще что-то, о чем человек судить не должен.
Самое большое наслаждение я получаю, слушая исполнителей органной музыки из России. Уровень, на котором сейчас находится ваша органная школа, высок и стабилен. И мне бы хотелось, чтобы контакты между российскими и европейскими органистами крепли.
Самое ценное в этом конкурсе - обмен музыкальными идеями. Последние конкурсы, и особенно калининградский, перевернули сложившееся представление об органисте. Вместо крупных юношей за орган садятся воздушные и хрупкие, как балерины, девушки. И своими изящными ручками и маленькими ножками они играют поразительно. Доказывая, что физические данные - не главное. Что же главное? - спросите вы. Наверное, отменная координация, поскольку органисту приходится контролировать все движения рук и ног, и, конечно, музыкальная одаренность. Сочинения Микаэла Таривердиева для органа мне близки своей эмоциональностью и мелодичностью. Правда, на мой взгляд, музыка такой экспрессии больше подходит для концертного, а не конкурсного исполнения.

Лионель Рогг (Швейцария),
органист, композитор:
- Как музыкант, я поражен мастерством юных исполнителей из России. Я даже представления не имел о том, насколько интересна русская органная школа. Это - главное и очень приятное удивление конкурса. Она имеет, на мой взгляд, две особенности: во-первых, обостренную эмоциональность. Не потому ли среди российских органистов так много представительниц прекрасной половины человечества? Для себя я объясняю это так: для женщины искусство - один из способов раскрыть свою индивидуальность. Женщина и музыка - понятия настолько тонкие и духовно возвышенные, что их дуэт закономерен. И, во-вторых, все русские органисты виртуозно владеют игрой на фортепиано. Они-отличные пианисты.

Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды),
органист, лауреат Первого конкурса имени Микаэла Таривердиева:
- Шесть лет назад я открыл для себя прекрасный город и прекрасного композитора. Я играл ее в концертных залах многих стран мира: в Германии, Бельгии, Голландии. Она говорит сердцем и потому понятна всем. А конкурс стал для меня "окном в Россию", которая оказалась такой гостеприимной и талантливой.

Этот конкурс появился и существует благодаря энтузиазму не такого уж большого числа людей. И в первую очередь благодаря усилиям вдовы композитора, чье имя он носит: Веры Таривердиевой. Столько, сколько знает об этом конкурсе она, не знает, наверное никто. И кому как не ей о нем рассказывать...

Вера Таривердиева, арт-директор конкурса,
Президент благотворительного фонда Микаэла Таривердиева:
- Мне часто задают вопрос: почему для проведения конкурса органистов я выбрала Калининград? Я могу назвать много причин. Но самая главная - вовсе не причина. Просто однажды было чувство, которому я поддалась. Оно возникло внезапно, в первый же день, вернее, в первую же мою ночь в Калининграде, в первый мой приезд, когда еще только конкурс был в проекте. Тогда меня подвели к Кафедральному собору Кенигсберга. Никого не было вокруг. Ледяные глыбы столпились вокруг собора, отражая свет луны. И сам Собор, как мне тогда показалось, послал в темноте свой привет. С этого момента я ни разу не сомневалась, что Калининград - правильное место для единственного в России международного конкурса.
Прошло шесть лет, и в этом году мы проводим уже четвертый по счету конкурс. Какой будет его дальнейшая судьба - не знаю. Но знаю точно: прошедшие шесть лет стали историей Калининграда, а судьба конкурса неразрывно связана с судьбой этого города.
Каждый раз конкурс собирал замечательных музыкантов, которые своим приездом, своим отношением делали его судьбу удачной. И еще такой ее сделал город. Помню, на следующий день после закрытия Первого конкурса, на улицах - я это слышала сама - обсуждали, что, оказывается, на органе играют не только руками, но и ногами. Калининградское телевидение показывало открытие и закрытие конкурса в прямом эфире, и люди, которые никогда не бывали в концертном зале, полюбили конкурс и орган. Город сделал героем Мишеля Шапюи, легендарного французского органиста, любителя и собирателя трамваев, предоставив возможность проехаться по его улицам на персональном трамвае. Было много и других историй, человеческих и профессиональных, в которых принимали участие многие люди. И именно город стал главным участником нашего конкурса. Мы подошли друг другу. И еще. Город сделал своим героем Микаэла Таривердиева, известного стране своей музыкой кино. Калининград же стал открывать другого Микаэла Таривердиева. Здесь началась его другая жизнь.
Для меня в конкурсе есть один важный, может быть даже главный, момент. Конкурс - это поиск близких людей. Тех, которые разделяют твои взгляды и готовы разделить с тобой судьбу. Лауреаты нашего конкурса стали для меня такими людьми. Сегодня о них можно сказать, что они тоже калининградцы. Калининград стал важной точкой в их профессиональной карьере, дал понять и оценить атмосферу любви и человеческой близости. И где бы они ни выступали - в Париже или Лондоне, в Амстердаме или Риге, Красноярске или Казани, они с гордостью объявляют в своих афишах принадлежность к самому западному городу Российской Федерации.
Не случайно, когда лауреаты всех трех конкурсов собрались для совместного выступления в Международном Московском доме музыки в программе "Органный хит-парад", они посвятили это выступление юбилею Калининграда.
Я счастлива, что в рамках Четвертого конкурса мы заявляем о юбилее российского города в Москве и Гамбурге, где проходит первый тур конкурса. Я счастлива, что о Калининграде вспоминают с любовью выдающиеся музыканты, которые здесь побывали: Жан Гийю, Мартин Хазельбек, Лионель Рогг, Нажи Хаким, Кэрол Терри, Леонид Десятников, Таливальдис Дэкснис...
Я счастлива, что Гидон Кремер, открывавший Третий конкурс вместе со своим коллективом Кремерата Балтика, возвращается вновь в этот город, чтобы открыть Четвертый конкурс. Когда-то в Ялте, когда мы с Микаэлом Леоновичем отдыхали в доме творчества "Актер", произошла смешная история. Кто-то пустил слух, что в порту стоит корабль "Микаэл Таривердиев". Желающие могут совершить экскурсию. Как мы ни убеждали, что это всего лишь чья-то шутка, нам не верили. Может быть, все это не случайно. Потому что Микаэл Таривердиев любил музыку и море. Может быть когда-нибудь в морском порту Калининграда будет стоять белый пароход. И он будет носить имя, которое уже носит Международный конкурс органистов - имя Микаэла Таривердиева. Ведь у нас теперь общая судьба.

20.06.2005, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ

Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип.

Дата рождения:

15 августа 1931

Подробности из жизни:

Микаэл Таривердиев, армянин по
происхождению, родился 15 августа 1931
года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в
Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама
Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до
смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи,
куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в
список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком,
вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя
было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и
остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений
весны" и "Ирония
судьбы" Широко известные
работы в кино заслонили огромный пласт творчества
Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты,
инструментальные концерты - все это оставалось в тени.…

Далее... →