Усадьба Архангельское практически без изменений сохранилась со времен самого известного своего владельца - екатерининского вельможи, мецената и знакомца Пушкина Николая Борисовича Юсупова (1750-1831). Античные колонны и статуи, ровные липовые аллеи и захватывающие дух панорамы отчетливо навевают мысли о "Контракте рисовальщика" Питера Гринуэя: так и ждешь, что сейчас зазвучит прыгучая-скакучая музыка Майкла Наймана и ей в такт по идеально стриженому газону жеманным шагом пойдут чудаки в одинаковых немыслимых камзолах и трехэтажных париках. Но ничего подобного: по аллеям и террасам под пристальными взглядами античных цезарей и гераклов расслабленно перемещались люди в пиджаках, шортах и топах, и над ними неслась музыка, весьма далекая от барокко.
Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз" (таково его официальное название) порадовал в первую очередь тем, что он состоялся. Как известно, провести первый фестиваль (издать первый номер журнала, записать первый диск) можно на энтузиазме, "на слабо", но вот номер два - это уже куда более серьезная заявка на то, что будет номер три, четыре и т. д. Кроме того, он порадовал и тем, что атмосфера на нем стала более демократичной: фестиваль явно вырос по сравнению с прошлым годом и больше напоминает народное гуляние (чем, собственно, и должен быть настоящий open-air). Люди играли в бадминтон, закусывали на травке. Кто-то и выпивал, но все это происходило совершенно спокойно, так что у многочисленных молодых людей в черных костюмах работы был совсем немного.
Но больше, всего, конечно, порадовало разнообразие музыки. Организаторы явно не склонны рассматривать джаз как застывший жанр, и, видимо, памятуя о том, что выражение "all that jazz" означает просто "суматоха", смело смешали на одной сцене (точнее, на двух - большой и малой) самые разнообразные стили, не смущаясь тем, что некоторые из них к джазу, строго говоря, отношение имели весьма косвенное.
В первый день фестиваль на большой сцене открыл Арсенал заслуженного Алексея Козлова. К практикуемому этой группой брасс-року (он же - джаз-рок) можно относиться по-разному, но в любом случае не может не вызывать уважение, что Алексей Семенович в свои 70 лет продолжает активно экспериментировать со стилями, включать в свои композиции электронику и приглашать молодых музыкантов. В этот раз в его концертном сете участвовала новое молодое дарование - 14-летняя (!) вокалистка, "снимающая в ноль" Клэр Тори - ту самую незабвенную вокалистку с "The Dark Side of the Moon".
Вслед за адептами роскошного "медного рока" на сцену вышла группа, играющая совершенно противоположную музыку - Люк. С некоторой натяжкой то, что они делают, можно назвать эйсид-джазом. Вообще-то организаторы, скажем мягко, слукавили, заявив в составе относительно малоизвестной в Москве харьковской электронной группы Андрея Запорожца, - вокалиста суперпопулярной Пятницы, который записал в прошлом году с "Люком" альбом "Lemon". Это показалось поначалу тем более грустно, что "Люк" как раз в основном и исполнял материал из этого альбома. Впрочем, исполнял настолько живо, что отсутствие харизматического "Сана" совершенно не было заметно: очаровательная Оля Головина прекрасно передавала "позитивные вибрации" танцполу и дальше - всей огромной лужайке.
Дальше - больше. В смысле, контрасты больше. На смену миниатюрной Оле Головиной, вполне соответствующей своему прозвищу 'Малaя', на сцену вышла группа под названием Miss is Big. Такому названию нельзя не порадоваться: это вам не всякие лукавые Жуки-ударники и маловразумительные Свинцовые дирижабли"! Это уж название не в бровь, а в глаз, потому что фронтменом - точнее, фронтвумен - этого лихого фанкового состава является 190-сантиметровая и более чем стокилограммовая (не будем уточнять) бас-гитаристка Вика Короткова. Уже сам ее выход на сцену публика встретила восторженными воплями. Но едва она взяла энергичный аккорд на своей пятиструнной бас-гитаре, вопли стали еще громче: что с первого арпеджио стало ясно: свое звание "Мисс бас-гитара России-2004" она получила не за свои веселые глаза. Точнее, не только за них.
Дальше понеслось по нарастающей. Энергии в выступлениях становилось все больше. Правда, они все дальше отстояли от того, что можно назвать джазом. Сначала Алексей Айги со своим 4'33 сыграл специально подготовленную для фестиваля программу (вот где аукнулся майкл-наймановский киноминимализм!), а потом Билли Новик отошел от роли конферансье, в которой дебютировал, и взялся наконец за контрабас. Выступление Billy's band принимали, как всегда, на ура. Проблем оказалось только две: ставший под вечер влажным воздух, из-за которого контрабас приходилось все время подстраивать, и шедевр Тома Уэйтса "Clap Hands", исполненный Билли сотоварищи одним из первых номеров. Все, у кого в голове мгновенно "выщелкнулась" собственная уэйтсовская версия со скребущей гитарой Марка Рибо, не могли не предаться грустным раздумьям об оригиналах и копиях и тому подобном. Но большинство собравшихся, к своему счастью, видимо, оригинала не слышали.
На малой сцене, названной "Аристократ", все это время звучал самый что ни на
есть straight jazz.. Аристократизм, конечно, подразумевает некоторый
консерватизм, но в первый день устроители, пожалуй, с ним немного переборщили
(забегая вперед, скажем, что во второй день они с лихвой "исправились").
Георгий Гаранян, Валерий Пономарев, Сергей Манукян, Леонид Пташка, Вячеслав
Горский - имена, хорошо известные завсегдатаям джазовых клубов и достойные
всяческого уважения, но вне привычной атмосферы этого самого клуба со
столиками, окутанными сигарным дымом и коньячными парами, на свежем воздухе и
среди зеленой травки, они воспринимались совершенно необычно.
У фестиваля была еще и третья площадка - "Каприз", с бесплатным входом. Нельзя сказать, что это была территория более молодых или менее раскрученных коллективов: там играли, в частности, Одиссей Богусевич, Анатолий Герасимов, Олег Степурко - таков уж оказался "каприз" организаторов.
Закончился первый день "драм-сейшеном", устроенным "Ритмосекстой" - проектом перкуссионистом Алексея Микшера. Фактически, это был ди-джейский сет с живыми перкуссиями и импровизирующим саксофоном. Под его резкие звуки публика постепенно расселась по машинам и представленным организаторами бесплатным автобусам и разъехалась до следующего дня.
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)