АЛИСА  Мы вместе 20 лет

С удивлением недавно обнаружил в качестве эпиграфа к русскому изданию одной из книг фантаста Р. Сальваторре строчку "Возможно, в их вареве ртуть..." из песни Алисы "Земля". Работа переводчика,...

С удивлением недавно обнаружил в качестве эпиграфа к русскому изданию одной из книг фантаста Р. Сальваторре строчку "Возможно, в их вареве ртуть..." из песни Алисы "Земля". Работа переводчика, очевидно. Эк его задело.
А что, если бы рок-музыка действительно имела такое гипнотическое влияние на молодые умы, какое ей приписывают пламенные ее противники? Тогда против того монументального, торжественного, грозного и высокодуховного рока, который мы слышим в последние годы от группы "Алиса", не устоял бы ни один сатанист-шабашник. Тогда бы мы до невозможности глубоко проникли вглубь сути жизни, и твердо верили, в то, что "там, где кончается мир - начинается Свет". Мечты, мечты...
Со стороны все выглядит именно так. Алиса собирает "Лужники" и "Юбилейный", гадкие низкопробные мальчики торчат по заплеванным клубам. А потом идут на концерт в "Лужники", фанатеют под честные и правильные песни, но практически никак не меняются внутри себя. Или это только так кажется? Юбилейные концерты Алисы, отыгранные и записанные в 2003 году, выпущены лишь сейчас - в монументальном "digibook", состоящем из трех CD и роскошного глянцевого фотоальбома под одной обложкой (во время концертов с группой работал в качестве фотографа Лео Хао - восходящая звезда cover-дизайна европейских масштабов). Получился прекрасный памятник временам золотого квартета "Кинчев - Шаталин - Самойлов - Нефедов". Конечно же, оформленный в красно-черных тонах, которые лишь подчеркивают аналогичным образом окрашенные песни (хотя у "Windows Media Player" на этот счет, как обычно, свое мнение). Как-то так получилось, что сочинений иного окраса в концертном репертуаре команды практически не осталось. Но и этого немало. Это - и сложнопостановочные дьяволоборческие хэви-драмы в лучших традициях Black Sabbath, ("Ветер Водит Хоровод", "Всадники"), былинного размаха баллады ("Без Креста") и гимноподобные боевики, через которые красной нитью проходит девиз "принимай мой рок или проваливай" ("По Барабану"). Это - балканские мотивы ("Непокорные") и зловещие индустриальные экзерсисы со звонким басом и электронным скрежетом клавиш ("Антихрист"). Это - рок-н-ролльный джем с привлечением цитат из БГ и Майка ("Нет Войне"), пара традиционных каверов Кино ("Спокойная Ночь", "Песня Без Слов") и даже блюзовая версия не самой известной песни В. Высоцкого "Ямщик (Я Дышал Синевой)".
Четкие, честные и правильные слова отрезвляющим ливнем рушатся на аудиторию в обрамлении строгих и мощных гитарно-барабанных узоров. Аудитория в перерывах между песнями скандирует "Костя!" и жжёт петарды. Костя смотрит в зал и всегда готов по-простому прекратить назревающие в зале беспорядки в зародыше: "Уважаемый ОМОН, не надо воевать с детьми. И - уважаемые дети, не надо воевать с ОМОНом...". Беспорядки прекращаются, в номере "Инок, Воин и Шут" партер слаженно скандирует рефрен "Моя светлая Русь". Цинику все эти кинчевские героические саги могут показаться разновидностью популярных в последние годы книжек класса "русский богатырь против инопланетных гадофф". Дескать, в жизни все плохо, но мы напишем героическую сказку, и все, забыв семейные склоки, гордо поднимутся в полный рост на борьбу с внешним врагом. Наивно, но - почему бы и нет?
Разумеется, грандиозные хиты "Мое Поколение", Красное На Черном" и "Мы Вместе", с которых начался путь Алисы, как социокультурного феномена, теперь звучат несколько по-иному. И дело не только в том, что некогда начинавшая с пост-панка в наиболее причудливом его питерском варианте группа сейчас вплотную приблизилась к границам хард-н-хэви и апокалиптического стоунер-рока, и место размазанного флэнжера в звуковом пространстве этих номеров занял жесткий дисторшен. Дело в том, что то же "Мое Поколение" в контексте нынешних воззрений Кинчева воспринимается сейчас совершенно в новом свете. Естественно, найдутся те, кто разглядывая дозаписанные на третий диск фото (которых, кстати, на удивление мало, притом, что разрешение оставляет желать лучшего), решительно не вдохновятся героическим татуированным торсом вокалиста, и будут с ностальгией вспоминать стильные нововолновые времена альбома "Энергия". Но, как уже сообщалось, их герой - "не червонец, чтобы нравиться всем".
Монументальный альбом. Увесистая точка в конце очередной эпохи. Нравится нам это, или нет.

23.05.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.alisa.net

АЛИСА

«Алиса» — русская рок-группа, образованная в 1983 году в Ленинграде. Лидер и автор большинства песен Алисы — вокалист Константин Кинчев.

Дата образования:

1 января 1984

Подробности из жизни:

Состав:

Константин Кинчев — вокал, гитара, автор музыки и текстов (с 1984г.)
Пётр Самойлов — бас-гитара, гитара, вокал, бэк-вокал, автор текстов, соавтор музыки (1983г., c 1985г.)
Евгений Лёвин — гитара (с 1998г.)
Дмитрий Парфёнов — клавишные (с 2000г.)
Игорь Романов — гитара (с 2003г.)
Андрей Вдовиченко — ударные (с 2003г.)

Святослав Задерий— вокал, бас-гитара, гитара (1983—1986гг.)
Андрей Шаталин — соло-гитара (1983—2003гг.)
Михаил Нефёдов — барабаны (1983—2003гг.)
Павел Кондратенко — клавишные (1983—1988гг.)
Борис Борисов — саксофон, бэк-вокал (1983—1984гг.)
Алексей Журавлёв — саксофон (1987—1988гг.)
Игорь Чумычкин — соло-гитара, бэк-вокал (1988—1993гг.)
Андрей Королёв — клавишные, бэк-вокал (1989—1993гг.)
Александр Пономарёв — гитара (1996—1998гг.)

В 1983 году Святослав Задерий основывает в Ленинграде группу "Алиса"…

Далее... →