Десятый фестиваль радио Максимум в полный рост оправдал не часто вспоминаемую приставку "рок" в своем названии. Практически все, выходившие на сцену музыканты, давали жару, по старинке, вручную - только музыкой и драйвом. Зато его международность не вышла за рамки тесных российско-британских отношений. Понятно, что Океан Эльзи формально тоже был "заморским гостем", однако воспринимать его в таком качестве автоматически - пока не получается, менталитет еще не тот. Впрочем, по порядку. Максидром открылся 15 минутной трансляцией трека, заявленного как гимн фестиваля. Эта композиция, напоминающая драм-н-бэйсовый ремикс на Kraftwerk, прозвучит столько раз, озвучивая пересменку между сетами, что станет казаться, будто ее главное достоинство - аморфность, позволяющая звучать по полчаса, не афишируя склейки.
Наконец
группа с розовыми шариками, скандирующая "Зем-фи-ра!", дождалась выхода своего
кумира. Юбилейный Максидром открывала именно она и, как и в прошлом году,
открыла свой сет композицией "Небомореоблака". Только теперь она звучала в
новой, жесткой альбомной версии. Земфира не представила своиих
музыкантов, но можно предположить, что это ее новый концертный состав, с
которым она уже успела провести выездную серию выступлений: Андрей
Звонков - гитара,
Борис Лифшиц - ударные. Желание играть
более агрессивную, роковую музыку явно сыграло роль при отборе гитариста и
барабанщика (на басу играл Корней, которому репортеры светской хроники
присвоили изящную французскую фамилию "протеже"). Оказалось, что электронное
звучание нескольких последних композиций Земфиры уже стало привычным, и именно
перевод их на язык гитарного рока кажется необычным. А прямолинейные поливы,
которыми гитарист украшал свои соло, слишком опрощали аранжировку. Иногда в
вибрирующем хаосе коды музыканты теряли друг друга, и собрать их вместе мог
только голос вокалистки. Грубоватый сет Земфиры состоял только из новых песен и
продлился ровно полчаса.
Только после этого на сцене появились Бачинский и Стиллавин, напомнившие всем,
на чьей улице праздник. Разбитной парочке, чьи шутки смешнее всего тогда, когда
попадают ниже пояса, представлять музыкантов не доверили - их задачей было
объявлять, кто же из ди-джеев радио "Максимум" вознесется над толпой в клетке,
чтобы показать свое лицо народу и объявить героев следующего сета. Так что
первыми, кто был представлен таким образом, стали британцы Thirteen
Sences. Публика была настроена по-боевому и музыкантам обрадовалась, а во
время их сета не заснула. Хотя бешеной энергетикой Thirteen Sences похвастать
не могли. Вокалист большую часть времени проводил за клавишами и их раскатистый
рояльный звук наводил на мысли о том, что этот добродушный юноша начал писать
песни в момент наивысшей тоски, когда разучивал одиннадцать видов арпеджио.
Зато если бы в нем было больше чувства, группу можно было бы упрекать в
похожести на Muse, чего музыканты счастливо избегают.
Зато следующие участники - Братья Грим - выбрали другую стратегию. Их сложно
упрекнуть в похожести на кого-то лишь потому, что они похожи на всех сразу.
Цитаты из Грига, бардовская проникновенность, развесистая клюква рокопопса -
все смешалось в них, но не как в ирландском рагу, а как в бульоном кубике.
Вроде бы на этикетке нарисовано столько аппетитных вещей - но есть это не
хочется. Зато им очень хочется, чтобы их съели. И кокетничая с залом, они,
кажется, еще не вполне понимают, что сейчас публика нужна им, а не они публике
- так что зрители на призывы дать тишину, "а то он не начнет играть" отвечали
радостным ревом, а переоценивший размеры собственного обаяния братец Грим
заводил свою
печальную песнь. Главный козырь братьев - двойная порция экстравагантной
внешности и возможность использовать двухголосие в вокальных партиях.
Возможность эту они используют редко и с напряжением. Зато не брезгуют роялями
в кустах, инсценируя вызов на сцену "человека из зала", которым оказывается
Олег Чубыкин с прошлогодним хитом "Rain" и привлекая "вместо симфонического
оркестра" Дэна Калашника и еще одну девушку из Net slov.
На
этом разминочная часть закончилась и понеслось... Правда, начала сета следующей
группы пришлось ждать очень долго. Неполадки с басом The Servant
оттянули начало их выступления на полчаса, в течение которых публику пытались
развлекать массовики-затейники Бачинский и Стиллавин. Зато ожидание было
вознаграждено - The Servant выдали порцию энергичного и умного
английского рока. Наследие U2 и Pulp музыкантами усвоено хорошо и
не заслоняет их собственной музыкальной самобытности. Абсурдистская лирика,
хорошие мелодии и харизматичный подвижный вокалист Дэн Блэк (Dan Black)
- зал казался довольным.
Впрочем, по части харизматичности с ним вполне мог поспорить вокалист следующей
группы - Святослав Вакарчук. Новый состав
Океанa Ельзи звучит все так же мощно, Вакарчук все так же прыгает по сцене
и не может удержаться от стриптиза ближе к концу сета. Новая песня, с альбома,
который Вакарчук клятвенно пообещал скоро выпустить, была только одна, но
никого это не смутило. Зато старые боевики - "911" и "Той день" - шли на ура. Со
сцены несло такой энергией, что даже тихая, но суровая тетя-милиционнер,
неотрывно следившая до тех пор за залом, стала через плечо поглядывать на сцену,
озабоченно поправляя пилотку. Но вызывать милицию было еще рано. Следом за
украинцами, не удержавшимися от шуточек в адрес Евровидения ("Открою вам
секрет - я знаю, кто победил на Евровидении. Победили вы. Потому что сюда
пришли") должен был выступать Mумий Тролль.
Ряд подростков со скрипками исполнил проникновенное интро с последнего альбома
на фоне неистово дирижирующего ими Пунгина. Начался проигрыш к "Прости,
киска" и на сцену вышел Илья Лагутенко в маске. Чехол с головы он так и не
снял, оставшись в образе то ли фантомаса, то ли "инопланетного гостя". А
выбежавшая на "Страху нет" стайка детей со словами "тебя вставляет - ты
вставляешься", добавила происходящему абсурда.
Лагутенко то стоял у пюпитра, то метался и камлал с бубном, а музыканты выдавали
совершенно жесткий и экспрессивный рок. Синти-поповые мотивы последней
программы были почти задавлены ревом гитар, но манерный вокал придавал
звучанию нужный акцент. В этом году Тролли не ограничились песнями с нового
альбома, выдав незабвенного "Кот кота" и прошлогоднюю "Медведицу". Выражение
"порвали зал" вполне подходит для описания происходившего. Или стоит приберечь
его для следующего выступления?
Потому что потом были
Franz Ferdinand. Можно считать их "искусственно распиаренной" группой и
удивляться тому, что практически дебютанты, по длительности истории сравнимые,
например, с нашими Уматурман, вызывают такой ажиотаж. Но запаса такого
скептицизма должно хватить не дальше, чем до первого их концерта. Группа
выдает не только интересный материал, но и запасы энергии, рассчитанные на
обогрев спорткомплекса вместимостью 35 тысяч зрителей. Их песни обладают
высокой мелодической плотностью в лучших традициях Beatles, за
переходами от темы к теме интересно следить, но при этом они вовсе не
претендуют на лавры "группы для интеллектуалов". Просто даже сноб не посчитает
зазорным пуститься в пляс под их рок-н-роллы, неистовые, как в начале времен.
Вокалист Алекс Капранос (Alex Kapranos) должен был уже привыкнуть к
тому, что
русская публика
отлично знает, на чей концерт пришла, но, кажется, когда народ в нужном месте
взревел "Take me out!", он все же был приятно удивлен. Фердинанды не
только отыграли полновесный сет, но и, через паузу, закрыли фестиваль
собственным бисом - "This Fire". Не поспоришь - действительно зажгли. Это был
достойный финал достойного фестиваля.
Bobby LEWIS (1927)
Ted TAYLOR (1934)
Sonny BONO (1935)
Pete CHRISTLIEB (1945)
Jeff CLAYTON (1954)
James INGRAM (1956)
Andy TAYLOR (1961)