Имя покойного эрцгерцога Фердинанда с 1914 года не упоминалось в московской прессе настолько часто, как весной 2005 года. Особенно впечатляли анонсы с занозистым рефреном "ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ". Ажиотаж достиг апогея. Своевременность, что никогда не была прерогативой нашей концертной индустрии, в случае ангажемента Franz Ferdinand была оправдана: первый sold-out в истории московских рок-концертов - факт, который убедительно это свидетельствует. На сей раз никакие ярлыки и превосходные степени не были лишними: чего лукавить, шотландская четверка на сегодняшний момент - действительно главная рок-группа мира. Оттого и рекорды: клуб "Б2" распродал все билеты на концерт ещё месяц назад, и все равно перекрыл свой предел посещаемости (900 человек против 750 на каком-то из давнишних концертов "Ленинграда"). На входе истошно просили лишний билетик, купить который можно было только по цене, многократно превышающей изначальную, - и покупали.
Если вкратце описать, в чем же
состоит феномен Franz Ferdinand, получится
примерно так: эта группа играет боевитый плясовой рок настолько изобретательно
и умно, что прыгать и распевать под него не стыдно даже самым отъявленным
снобам. Если вспомнить, что группа образовалась во время штудий в
художественном училище, можно переформулировать старый штамп: Franz Ferdinand
отменно демонстрируют, как можно танцевать про архитектуру.
Эта универсальная
двойственность (эрудированность и образование плюс драйв и аутентичная
рок-н-ролльная энергия) проявилась уже на пресс-конференции, предшествовавшей
концерту. Иронично посмеиваясь, Алекс Капранос (Alex Kapranos) со
товарищи не слишком оригинально отвечали на стандартные вопросы ("что вы
думаете о всех тех группах, которых называют вторыми FF?" - "да нас тоже
называли вторыми The Smiths или вторыми Interpol, ну и что?),
но в то же время демонстрировали свою любовь к русскому авангардному искусству
начала ХХ века (можно вспомнить обложку диска, на которой присутствуют
реверансы и Малевичу, и Кандинскому): "да-да, мы очень ценим супрематизм и
кубизм, вообще все эти вещи очень важны для нас". А ещё отшучивались,
отвечая на "народные" sms-вопросы: "кто круче, белка или барсук?" -
"голоса разделились поровну, двое за белку, двое за барсука". И,
вспоминая лучшие концерты в не такой уж долгой истории собственного коллектива,
не преминули отметить Санкт-Петербург, где накануне распивали водку на сцене и
восхищались местной публикой. Новый триумф ждал Franz Ferdinand уже через
несколько часов, а до этого им пришлось лицом к лицу столкнуться с той самой
загадкой русской души, о которой музыкантов тоже спрашивали: хитрый незнакомец
под шумок утащил ноутбук Алекса Капраноса и удалился с ним восвояси. Неприятно,
конечно, но, в общем, дело житейское - по крайней мере, на концерте
разочарование группы по поводу дорогой потери нисколько не было заметно.
К моменту появления разогревающей группы Blast в зале негде было, что
называется, яблоку упасть. Плечом к плечу, в тесноте, да не в обиде, стояли
преданные фэны, vip-персоны, журналисты, светские львы и прочие товарищи.
FF появились на сцене, подобно
супер-героям. С первых же аккордов даже те, кто еще минуту назад рассуждал "о
типично коммерческом проекте однодневного пошиба", сдали эстетские позиции,
нырнув в поток энергии, бивший со сцены, и растворив скепсис в общей эйфории.
Припиджаченный vip с тинейджерской пылкостью скандировал: "It's always
better on holiday!!".
Franz Ferdinand умеют все делать по правилам - так, чтобы мало не показалось. Умеют начать свой сет с ураганного гитарного гей-диско "Michael". Умеют одеваться и вести себя на сцене, как этакие рок-эстеты, - бокал красного вина, полосатая рубашка, зауженные брюки, изгибы и ужимки, позы и улыбочки, - все это смотрится как игра, к которой очень хочется присоединиться. Умеют составить трек-лист так, чтобы проверенные хиты с первого альбома ("Jacqueline", "Auf Achse", уже бессмертная "Take Me Out" и, конечно, ставшая кульминацией концерта "This Fire") перемежались с новыми, ничуть не уступающими давно знакомым, песнями. Умеют не спеть великолепную "Come On Home" - зная, что от по-настоящему грандиозного концерта всегда остается ощущение чего-то недопетого, чего-то, что было бы даже излишним. Умеют создать ощущение настоящего, неподдельного праздника рок-н-ролла без всяких задних мыслей - чтобы даже пресыщенный Артемий Троицкий подпевал вместе со всеми остальными "Take Me Out". Умеют сделать все, чего от них так ждали. Они были безупречны, все четверо.
Когда пресловутый АК Троицкий в начале пресс-конференции вальяжно заявил, что Franz Ferdinand - величайшая шотландская рок-группа, да и вообще эти люди доказывают, что рок-н-ролл жив, - по правде говоря, в душу закралось некоторое сомнение: оправдают ли возложенные надежды? Слов нет: оправдали. Весомейше подтвердили справедливость своих многочисленных титулов и наград - и Звуки тоже не ошиблись, когда объявили диск Franz Ferdinand главным альбомом минувшего года. И если среди тех нескольких сотен счастливчиков, что попали в пятницу в "Б2", и были сомневающиеся - теперь они все поняли. А остальные кусают локти и надеются, что Franz Ferdinand прониклись загадкой русской души и ещё вернутся.
Дата образования:
1 января 2002
1970 – Джими Хендрикс умер в Лондоне в возрасте 27 лет »»
Louis MYERS (1929)
Michael FRANKS (1944)
Dee Dee RAMONE (1951)
Алексей ВИШНЯ (1964)
Анна НЕТРЕБКО (1971)