TESTAMENT  Новейший Завет: издание второе, дополненное.

Потрясающая новость: главная группа современного "трэша", последний живой представитель знаменитой Лонг-Бич сцены, - Testament возвращается на сцену в своем "золотом" составе. Звуки публикуют выдержки из истории Нового Завета, а также эксклюзивные откровения двухметрового индейца Чака Билли...

"За крутыми стелятся берега пологие". Кто-то уходит, а кто-то возвращается. В то время, как Blind Guardian опечалили мир вестью о расставании со своим ударником Томеном Стаухом (Tomen Stauch), у всех старых пивных гремлинов от thrash metal появился великий повод возрадоваться. Главная группа современного "трэша", последний живой представитель, а не музейный экспонат знаменитой Лонг-Бич сцены, - Testament возвращается на сцену в своем "золотом" составе.
По прошествии 14 лет Чак Билли (Chuck Billy), Эрик Петерсон (Eric Peterson), Луи Клементе (Louie Clemente), Грег Кристиан (Greg Christian) и Алекс Скольник (Alex Skolnick) вновь выйдут вместе на одну сцену.

Барабанщик Луи Клементе заложил первый камень в основание группы Legacy в 85-м в Окленде, в благодатной калифорнийской области, которую предприимчивые ученики Энди Такера демократично отчубайсили у южного соседа. Сподвижником этого масштабного начинания вызвался быть друг закадычный по имени Дерик Рамирез (Derek Ramirez), немного игравший на гитаре. В один из дней Дерик рассказал Луи об одном своем знакомом, который умеет "играть идеально " и по восемь часов в сутки, совсем как Алик Грановский, упражняется на гитаре, стремясь заделаться огромной рок-звездой. Звали этого "большого Хончо" струны и колка Эриком Петерсоном. Состав со временем дополнили басист Грег Кристиан, вокалист Стив "Зетро" Соуза и сменивший, как раз на пороге больших дел, Рамиреза юный виртуоз Алекс Скольник.

Грег Кристиан: "Мы просуществовали три года как Legacy ("Наследие"). Когда же наконец нам предложили контракт, представители фирмы сказали, что название Legacy уже застолблено за одной группой. Группа давно распалась, но имя они расчетливо сохранили за собой. Они готовы были продать его, но денег у нас, разумеется, не было. И тогда мы сменили название на Testament ("Завет")".

Testament как-то сразу пофартило. Сравнительно быстро для группы, не выпустившей покамест ни одного альбома, им предложили контракт, и не с кем-нибудь, а с большими мира сего, крупной фирмой Atlantic. Но незадолго до этого Соуза, так и не дожив в Testament до выхода первого альбома, в написании которого он сыграл не последнюю роль, сбежал в Exodus. На его место довольно быстро был найден другой горлопан - здоровенный чистокровный индеец по имени Чак Билли, с катастрофически пышным хайром и мужественным скуластым лицом мачо-разрядника. Этот кадр мог решить все.

"The Legacy", первый альбом Testament, вышедший на Atlantic в 87-м, попал во все ежегодные "металлические" похвальные списки, а сами Testament были названы лучшей новой группой и ничтоже сумяшеся "новой "Металликой". В том же 87-м пятеро молодых людей выступили на тогда еще тоже молодом фестивале Dynamo Open Air в Голландии. В первой половине 90-х Dynamo станет крупнейшим фестивалем "тяжелой музыки" не только в Европе, но, после кончины ежегодного фестиваля в Доннингтоне, и во всем мире. В 87-м же молодой фестиваль собрал 80000 патлатых личностей, горланивших "Testament! Testament!" столь истошно, что вопрос, приглашать ли группу год спустя, перед организаторами не стоял.

"The New Order" (88) и, в еще большей степени, "Practice What You Preach" (89), довольно сильно удивили и патлатых личностей, и критиков. Testament неожиданно для всех начал дрейфовать от привычного бетоносмесительного "трэша" к чему-то необычно изощренному. (Добавлять слово "техно" перед словом "трэш" тогда еще никому в голову не пришло, а о существовании проекта Cacophony, привнесшего в thrash metal виртуозную технику владения гитарой приблизительно в одно с Testament время, узнали только после его кончины, когда Марти Фридман уже вовсю смущал своей игрой стадионы по всему миру в составе Megadeth.) Но так как музыка Testament продолжала разить своими децибелами муху на лету, популярность группы возрастала, и боссам Atlantic было решительно не на что жаловаться. К моменту выхода "Souls of Black" в 90-м Testament уже были группой с мировым именем, обласканной пушистыми руками Music Television.

"The Ritual" (92) стал для одних лучшим, для других - самым спорным альбомом Testament. Но оба эти мнения, как два деревянных медведя, попадают своими молотками в одну точку: второго "The Ritual" за более чем 20-летнюю историю "трэша" нет, и вряд ли будет, пока Алекс Скольник не напишет продолжение в духе французского новеллиста, "Много лет спустя". "The Ritual" был вылизан из амбиций Алекса полнее раскрыть свой дар гитариста, как скандинавский андрогин из солончака. И в какой-то момент даже Testament стал ему тесен, как китайская ваза взращенному на потеху императору уродцу. Даже металлисту, пришедшему на концерт без монокля, было недвусмысленно видно, сколь отстраненным от происходящего на сцене выглядел Алекс, пытаясь найти что-то в области звукоснимателей своего Ibanez'a.

Testament раскололись на два лагеря. Петерсон и Билли хотели играть в группе, чем-то напоминающей русскую баню: столь угарной, чтобы шлаки выходили из организма даже сквозь черепную коробку. Скольник, всегда отмечавший, что он "просто парень, который любит играть музыку, с совершенно иными слушательскими предпочтениями", хотел расширить пресловутые горизонты сознания до 360 градусов. Это ему удалось. Прямо во время турне в поддержку "The Ritual" без взаимных обид и разоблачения цвета исподнего вчерашних коллег он покинул Testament. Следом за ним из группы ушел и ее основатель, Клементе, у которого тоже было свое мнение о том, в каком музыкальном направлении следовало двигаться: в том, где было больше денег. В начале года MTV показало клип Testament на песню "Electric Crown" с альбома "The Ritual" с гитаристом Скольником и ударником Клементе, а в конце - на песню "Return To Serenity" с того же альбома, но уже с гитаристом Алвеласом и ударником Бостафом, бывшим участником Forbidden и будущим - Slayer. Соло-гитаристы и ударники с того года станут чем-то вроде воздухозаборника для Testament: от входа до выхода они порой проскакивали с удивляющей глаз быстротой. Скольник же после ухода из Testament сыграл на "Handful of Rain" (94) Savatage и на гастролях в поддержку этого альбома. На восторженное замечание одного журналиста: "Ты пришел в лучшую группу!", Алекс спокойно заметил: "Я сменил одну хорошую группу на другую". После ухода из Savatage Скольник надолго пропал из коллективного внимания, пока на склоне 90-х не появился на свет его проект Attention Deficit. Собственно музыкой запись было назвать довольно сложно, скорее это был набор-конструктор для 10 класса: пособие для обыденных гитаристов, собранное из фишек, которыми может играть, как бирюльками, Алекс Скольник. Последнее начинание Алекса, Alex Scolnick trio, всячески нахваливают критики, а посетители нью-йоркских пабов подпевают задумчиво...

"Low" (94) был однозначной русской баней, в которой смог бы сбросить немало сала даже человек, похожий на дуче либеральных демократов. Heavy as shit, как говорят поднимавшие эту тяжесть американцы. Журнал "Kerrang!", разжиревший к началу 90-х на подаяниях патлатых людей до не очень-то скромной самооценки "Большой К", и в 94-м крушивший все прежние чугунные идолы 80-х направо и налево, выставил "Low" четыре "К" по своей 5-балльной К-олоноскопической шкале. Оговорившись при этом, де говорить на людях о том, что ты слушаешь Testament не только не модно, но в чем-то даже глупо, но... деваться некуда, 4 из 5. За ударными во время записи "Low" впервые появился щуплый человек-машина Джон Темпеста (ex-White Zombie) и бывший участник Death и Obituary, гитарист-молодец Джеймс Мерфи. Энергетически бесценный, прекрасный концерт "Live At The Fillmore" (95), записанный вместе с Мерфи и барабанщиком Джоном Дитом, стал последней пластинкой Грега Кристиана в Testament: пришел день, и Грег решил, что "настало время менять имена". И, заручившись духовной поддержкой пресс-службы ВМФ России, отплыл восвояси.

Спустя три года после "тяжелого, как shit" "Low" Testament записали свой самый тяжелый альбом "Demonic". Он был не просто тяжелее - он был тяжел как сверхстокилограммовый ударник Джин Хоглан. Такой массы не бывает даже в весовой категории "трэша"; "Demonic" являл собой откровенный, сырой и низкотональный death metal. С этого альбома началось сотрудничество Testament с поэтом безладовой бас-гитары, почти-что невольником чести, крепко востребованным freelancer'ом Стивом ДиДжорджио. (Также участник Sadus, некогда - Iced Earth, однажды - Dragonlord, еще и Vintersorg, и еще список длиннее руки, молча тянущейся за компенсационной выплатой к красному дому на Тверской улице.) Партии гитары с Петерсоном разделил уже встречавшийся где-то в тексте Дерик Рамирез.

"The Gathering" (99) превратился в памятник мгновенно, будто в соляной столб, не успели его создатели отвернуться. Должным пиететом прониклись все, даже последний оставшийся диким тунгус. Альбом, возможно, задал ориентир для еще живых трэш-групп на ближайшее десятилетие. Впрочем, это один из вопросов, решение которых обычно откладывают до вскрытия.

В 2000-м на Testament и на весь волосатый мир, обрушилась очередная печальная канцерогенная новость: у Чака обнаружили рак грудной клетки. Но у Билли, в отличие от Шульдинера, была страховка... Эскулапы исполосовали всю грудину могучему индейцу, но удалить удалось только 90 процентов опухоли; остальные 10 подобрались слишком близко к жизненно важным органам. Чаку был назначен курс химиотерапии, нанесший серьезный удар поистине легендарному хаеру. Пришлось стричься. Но как только дела пошли на поправку, Билли вновь взялся за старое: едва его волосы отрасли на необходимую длину, к ним были приделаны накладные косички. Ныне же потребность в них уже отпала: здоровенный ревун вновь космат и бодр. Но на этом злоключения музыкантов Testament не закончились. Спустя год после обнаружения рака у Чака, врачи диагностировали опухоль мозга неизвестного происхождения у Мерфи...

В 2003-м в помощь Чаку и при его же непосредственном участии прежними и нынешними участниками Testament: Петерсоном, Скольником, ДиДжорджио, Темпестой и Соузой, был записан "First Strike Still Deadly", сборник классических вещей двух первых альбомов в современном, еще более брутальном звучании. Затем еще полтора года Testament пребывали в относительном деятельном анабиозе, как внезапно... Хрясь! И восста девица. Откровение, одним словом...
Одним словом - вот вам откровение (откровения?) двухметрового индейца Чака Билли собственной персоной.

Звуки.ru: - Привет, Чак. Первый, и самый важный вопрос: как ты сейчас себя чувствуешь? Как идет выздоровление?

Чак Билли: - Спасибо, в целом хорошо. Я на 90 процентов в форме. Сейчас я практически не посещаю врачей и уделяю почти-что все свое время музыке.

Звуки.ru: - Другой обязательный вопрос, разумеется, связан с грядущим воссоединением Testament в своем "золотом" составе. Я полагаю, вы отыграете несколько концертов в мае и... что за тем? Снова разойдетесь по своим? А как насчет летних фестивалей или, может быть, записи чего-то новенького?

Чак: - Вся эта затея с воссоединением возникла вокруг предложения выступить на Dynamo Open Air в нашем "старом" составе; на Dynamo уже были заявлены Anthrax с Белладонной, и устроители вышли с таким же предложением на нас. В итоге фестиваль в Голландии "оброс" несколькими концертами в континентальной Европе, к которым после добавились еще и три концерта в Штатах. Дальше - больше. Мы планировали запись нового альбома на следующий год, но коль уж мы собираемся снова вместе, мы решили, не откладывая в долгий ящик, сразу начать запись нового альбома. Он будет записан и, возможно, появится на прилавках в 2005-м.

Звуки.ru: - Сейчас место за ударными в Testament принадлежит Джону Темпесте. А вы не пытались связаться с Луи на предмет его участия? Я слышал, он говорил, что сейчас далек от той формы, чтобы играть на таком уровне...

Чак: - А вот и ошибка! Луи будет играть вместе с нами!

Звуки.ru: - Как же так?!... Вы объявляете об участии в гастролях Темпесты, а теперь приглашаете Клементе... Вы будете играть с двумя ударниками?

Чак: - Совершенно верно. Первоначально планировалось, что место за ударными займет Джон Темпеста. Но затем Луи дал свое согласие. Так что теперь у нас два ударника - Луи и Джон.

Звуки.ru: - Не было ли у тебя и Эрика чувства обиды, когда Алекс ушел из группы в 92-м? Кстати, ты слышал его работы в джаз-роке? И что ты о них думаешь?

Чак: - Конечно, слышал. Мне нравится то, что он делает. Алекс - одаренный, виртуозный гитарист, и он пытается раскрыть себя в разных направлениях. Сейчас, с его возвращением в Testament, замкнулся своеобразный круг - теперь Алекс сможет играть стилистически разную музыку, не разрываясь на части между своими пристрастиями - к металлу и джаз-року. В сугубо человеческом плане у нас никогда не было ни проблем, ни разногласий, ни взаимных обид. Мы с женой гостили на прошлое Рождество у семейства Скольников в Европе. Там же, кстати, был и Луи с женой. Так что на этом фронте никаких проблем не было. Единственная проблема, которая существовала долгие годы, заключалась в том, сможем ли мы играть вместе музыку? Музыку, которая бы радовала всех. Наконец мы приняли решение: ввязаться в драку и посмотреть, что выйдет.

Звуки.ru: - Начиная с "Low" ты сконцентрировался, в основном, на пении "гроулингом". Как, на твой взгляд: не вредит ли это твоим голосовым связкам и не отражается ли на нормальном голосе? Или ты можешь успешно сочетать обе техники?

Чак: - Я полагаю, что нашел оптимальный, удобный для моего голоса, диапазон, в котором как-бы скомбинированы эти два типа пения. Это то, что ты слышишь на "The Gathering". Таким образом удается предать пению своеобразную динамику, напор, соединив воедино агрессию, присущую "гроулингу", с мелодической линией.

Звуки.ru: - По моим наблюдениям, хотя я, конечно же, могу ошибаться, Testament были единственной американской металлической группой из 80-х, которые не подверглись остракизму прессы в 90-х. Можно сказать, что вы были любимцами пишущей братии на протяжении всей вашей карьеры. На твой взгляд, это о чем-то говорит? Это подтверждает, что группа действительно чего-то стоит?

Чак: - Я думаю, пресса, в середине 90-х не желавшая слушать ничего, кроме "гранджа", не спустила на нас собак, потому что мы не стояли на месте. В 94-м мы выпустили "Low", звучание которого было довольно новаторским. Мы скрестили элементы старого "трэша" с новой волной экстремальной музыки, зарождавшейся тогда в Калифорнии.

Звуки.ru: - А как ты вообще начал петь и как попал в Testament? Не думаю, что в детстве ты брал уроки музыки...

Чак: - Стив Соуза, первый вокалист Testament, тогда еще называвшихся Legacy, был моим закадычным другом. И когда Стив покинул группу ради того, чтобы сделаться участником Exodus, он первым делом позвонил мне и сказал: "Здесь одни ребята ищут вокалиста. Не хочешь придти на прослушивание?" Я пришел. Остальное вы знаете.

Звуки.ru: - Ты уже упомянул Dynamo Open Air. Давай вернемся назад, в 87-й год, на ваше первое выступление в Голландии, когда вы произвели фурор на этом крупнейшем европейском фестивале. Поделись своими воспоминаниями о том концерте...

Чак: - Это был потрясающий концерт. Будучи совершенно молодой группой во всех возможных смыслах - мы сами были очень молоды, и группе было без году неделя - мы впервые выступали перед такой огромной аудиторией. Мы все напились в стельку, так что концерт прошел в одном сплошном угаре. Вечер закрывали Stryper, как всегда разбрасывавшие Библии в толпу. Было очень смешно. За кулисами находилось огромное количество выпивки, коей мы не преминули воспользоваться. Обстановка была сумасшедшая: море людей, море спиртного и Stryper как повод для нескончаемых шуток.

Звуки.ru: - Ты не наложил в штаны перед выходом на сцену?

Чак: - Мы были столь катастрофически пьяны, что я не смог бы испугаться при всем желании. Для всех нас это была первая поездка в Европу, к которой мы, разумеется, отнеслись как к одному большому уик-энду.

Звуки.ru: - Как ты думаешь, ЕР "Live at Eindhoven" (содержащая пять песен, записанных на Dynamo Open Air в 87-м году - АМ) будет когда-нибудь издан на CD?

Чак: - Думаю, да. Мы сейчас работаем над ремастерингом наших старых альбомов для их последующего переиздания.

Звуки.ru: - Самый запоминающийся концерт в твоей карьере? Попробую угадать: гастроли "Clash Of The Titants" в 91-м году?

Чак: - Нет, скорее это было наше совместное турне с Black Sabbath, кумирами моей молодости. Я впервые лично встретился с Дио...

Звуки.ru: - Начиная где-то с "Practice What You Preach" ваш стиль претерпел серьезные изменения: от прямолинейного трэш-метал бор-машины к чему-то, я бы сказал, более изысканному. Вся ли "металлическая" среда отнеслась к этому с должным уважением? Или нашлась фракция "хэдбангеров" (лоботрясов), которая не поняла вас?

Чак: - Мы постоянно менялись, одновременно оставаясь агрессивной трэш-метал группой. "Practice..." был в некотором роде вехой в нашей истории. Это был 89-й год, thrash был на гребне коммерческой волны. Здесь в Штатах успеху "трэша" во многом способствовало MTV. "The Ballad", нашу первую медленную лиричную песню можно было часто видеть в их программах. Именно на "Practice... " Алекс впервые привнес в thrash metal элементы "высокого жанра", ранее не свойственные этому стилю. Так что на волне общего успеха "трэша" этот альбом был встречен "на ура", и если были недовольные, они остались в решительном меньшинстве.

Звуки.ru: - Я думаю, тебе доводилось слышать мнение, будто бы после "Practice..." Testament стал второй копией "Металлики". Мне, если честно, слышать подобное было всегда возмутительно, ибо Testament стоит в списке моих предпочтений несоизмеримо выше Metallica. А как ты сам относишься к тому, что вас иногда сравнивают с ними?

Чак: - Не стоит обижаться. У людей могут быть свои мнения. Лично мне мысль о копировании нами "Металлики", конечно, кажется дикой. Да, когда-то они внесли большой вклад в развитие thrash metal, но если посмотреть, во что они превратились сейчас... (Смеется.) Мы же по-прежнему трэш-метал группа с Лонг Бич. К тому же, если взять суммы продаж, сравнивать нас не приходится. (Смеется.)

Звуки.ru: - Вы снова серьезно изменились на "Low". Звучание стало еще более тяжелым, мрачным, с некоторой примесью Machine Head. Это был осознанный шаг? Насколько я могу судить и ты, и Эрик были недовольны тем, как в целом звучал "The Ritual" - недостаточно тяжело.

Чак: - Мы действительно решили сделать что-то новое, но не из-за того, что нам не нравилось общее звучание "The Ritual". Когда Алекс и Луи ушли из группы, мы с Эриком решили, что это должно быть своеобразное новое начало и, соответственно, надо что-то менять. "The Ritual" - хороший альбом, я люблю его, но меня не устраивают отдельные его элементы, скажем так. Я хотел более агрессивной музыки, Алекс - более эклектичной, Луи хотел еще что-то. В результате "The Ritual" стал продуктом своеобразного коллаборационизма: мы все пошли на компромисс, чтобы все остались довольны.

Звуки.ru: - "The Gathering" был объявлен классикой всеми и вся почти-что сразу после его появления на свет. Вы, опять же, осознанно решили отказаться от death metal, коим, безусловно, был "Demonic"? И сколько времени вы работали над "The Gathering"? Долго ли создается классика?

Чак: - Я бы сказал, что итоговое звучание "Low", "Demonic" и "The Gathering" во многом определили барабанщики: Джон Темпеста, Джин Хоглан и Дейв Ломбардо. Когда в группу пришел Дейв, со своей сумасшедшей скоростной игрой, разве могло получится что-то иное, кроме "зубодробительного трэша"?

Звуки.ru: - У всех участников "классического" состава есть татуировки Testament. Никто из тех, кто покинул группу, не пытался свести их? Грег, скажем, после своего расставания с вами, отпускал фразы в духе: "Testament - это группа, которая изжила себя" и тому подобное.

Чак: - Нет, никто. И, насколько я знаю, никто никогда и не собирался.

Звуки.ru: - Ты поддерживаешь связь с Джеймсом Мерфи? Как у него обстоят дела? Что говорят врачи?

Чак: - Я недавно говорил с ним: он сейчас в Нью-Йорке, занимается одним своим музыкальным проектом. Он был бодр и весел. В целом, у него все нормально.

Звуки.ru: - Что бы ты хотел передать своим поклонникам в России?

Чак: - Пожалуй, ничего, кроме того, что мы рады снова быть вместе. Если у кого-то есть возможность, приходите на наши концерты в мае. Особенно мы постараемся порадовать наших старых поклонников, так как акцент будет смещен в пользу песен из 80-х.

06.05.2005, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

TESTAMENT - свежие публикации: