Последние месяцы украинских музыкантов мы привыкли видеть скорее на баррикадах,
нежели на сцене. В едином революционном порыве слились все, от школьников до
дядек-академиков, от певицы Русланы до Vоплей Viдоплясова :
Впрочем, пока добрая половина братского народа "оранжево" боролась за
демократию и "разворот в сторону Европы", отдельные представители украинского
шоу-бизнеса этот манёвр уже осуществили на деле.
Герои этого материала из группы Esthetic Education представляют собой
наглядный творческий союз Украины с Европой. Минувшим летом группа была
образована парой музыкантов Океана Ельзи (бас-гитаристом Юрием
Хусточкой и клавишником Дмитрием Шуровым), покинувших коллектив
Святослава Вакарчука (ныне, к слову, внештатного советника по культуре
президента Ющенко), и человеком всех мыслимых творческих профессий Луи
Франком - бельгийским подданным, до переезда в Киев проживавшим в Лондоне.
Познакомившись на съёмках клипа Океана Ельзи "Друг", режиссёром которого
выступил Франк, компания вскоре начала работу над саундтреком к задуманному
бельгийцем фильму "Марфа", которая вскоре сама собой вылилась в самостоятельный
музыкальный проект.
Несмотря на то что участники группы не скрывают своей творческой ориентации на
западную сцену, а их дебютный альбом состоит практически сплошь из англоязычных
композиций, в ближайших планах Esthetic Education значится покорение российской
публики. Накануне выхода пластинки "Face Reading" на наш рынок музыканты
ответили на вопросы Звуков.Ru.
Тень Океана Ельзи
Звуки.Ru: Известно, что ваше совместное творчество началось с работы над музыкой к фильму Луи "Марфа". Скажите, приглашение поучаствовать в создании саундтрека изначально получила вся группа Океан Ельзи или оно было направлено непосредственно Юре Хусточке и Диме Шурову?
Юрий Хусточка: Нет, об Океане Ельзи не было и речи. Луи предложил написать музыку к фильму именно нам с Димой. Впрочем, сразу скажу, что, на самом деле, вся эта история с саундтреком стала не более чем поводом. Были люди со схожим вкусами и желанием делать что-то вместе, и в тот момент нам просто нужно было с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться.
Звуки.Ru: Известно, что до лета прошлого года вы с Димой совмещали работу над альбомом Esthetic Education и участие в Океане Ельзи. Когда вы объявили об уходе из ОЕ альбом Esthetic Education был уже дописан или всё ещё было в процессе?..
Дмитрий Шуров: В процессе.
Звуки.Ru: ...и почему тогда для ухода был выбран именно тот момент?
Д.Ш.: Вышло так, что это не мы выбрали момент, а сам момент нас выбрал. По большому счёту, прошлое лето было максимально неудобным для того, чтобы уходить из Океана Ельзи. Во многих отношениях. Но у нас не было другого выхода.
Звуки.Ru: Почему же не было?
Д.Ш.: Знаете, в жизни всегда так: когда ждёшь удобного момента, то он либо просто не выпадает, либо в процессе ожидания ты упускаешь массу каких-то других возможностей:
Ю.Х.: Кроме того, так получилось, что с уходом из Океана Ельзи и созданием Esthetic Education мы не просто сменили группу, но очень серьёзно изменили свою жизнь: мышление, привычки, цели.
Д.Ш.: Момент можно поджидать, когда ты переходишь с работы на работу, но мы не переходили с работу на работу. Мы встали на путь серьёзных перемен, в первую очередь внутренних.
Звуки.Ru: А можно сказать, что за прошедшие с тех пор 9 месяцев вы преодолели своеобразный "комплекс экс-участников Океана Ельзи"? Добились восприятия себя как полноценной самостоятельной группы со стороны зрителя?
Д.Ш.: На мой взгляд, мы продвигаемся в этом направлении. Хотя для людей, которые не понимают и не хотят понять нашего творчества, эта перемена может никогда и не произойти. Впрочем, на мой взгляд, всё это не столь важно, ведь мир на России и Украине не заканчивается. А в Лондоне или в Париже у нас нет никакой предыстории, там мы просто новая группа. Мы считаем, что наш потенциальный слушатель - весь мир, коего Украина - лишь маленькая часть.
Музыкальные космополиты
Звуки.Ru: Музыканты из стран постсоветского пространства всегда испытывали трудности с выходом на западного слушателя. Как с этим у вас?
Луи Франк: Нам легче, потому что мы изначально интернациональный коллектив. Юра с Димой из Украины, но я-то европейский человек. Так что когда мы играли в Англии, публика сразу приняла нас как англичан. Здесь Esthetic Education - украинская группа, а там - английская. Нет никаких границ, мы какая-то смешанная культура. И тут важно не только то, что у нас англоязычный репертуар, потому что бывают ведь и русские певцы, которые поют по-английски. Они думают: да какая разница, по-английски так по-английски: Однако это другая культура и, чтобы хорошо петь по-английски, надо жить там, надо понимать образ мышления европейцев. Кстати, когда я пою по-русски, получается очень смешно...
Звуки.Ru: Если принять тезис о том, что вся музыка делится на "массовую" и "музыку для ценителей, эстетов", можете ли вы отнести своё творчество к последней категории? В вашем названии как-будто существует намёк на это:
Д.Ш.: Мы вообще не занимаемся "музыкой для", мы занимаемся просто музыкой. И да, нам хотелось бы, чтобы наше творчество хорошо воспринималось массами, но мы не будем ради этого менять себя.
Л.Ф.: Я не знаю, почему вообще возникают вопросы по поводу массы. Кто это - "масса"? Для меня это смешно. Как будто масса - это такая тупая группа людей, которые ничего не понимают, ничего не знают. На самом деле, большинство слушателей очень умны и сами способны всё за себя решать. Когда я учился в университете, я встречал Моби. Тогда это был ещё абсолютно неизвестный музыкант: у него была пара андеграундных хитов и всё. И вот - спустя десять лет он из ди-джея в ночном клубе, широко известного в узком кругу, превратился в мировую звезду. А что изменилось? Он совсем не изменился, всё делает, как и раньше, точно так же смотрит на мир, даже пишется не в студии, а дома. Значит, изменилась публика.
Д.Ш.: Всё дело в том, что на этом пространстве, где мы находимся, массовый слушатель, как правило, не слушает музыку, подобную нашей. Поэтому и возникают вопросы о "творчестве для немногих". Но в мире то, что мы делаем - это как раз популярная музыка, и потому мы себя считаем не арт-проектом, а очень даже мейнстримом. Другое дело, что подход к музыке, к работе, к выбору людей, с которыми мы работаем, у нас больше артовый, но сама музыка, поверьте, мейнстрим чистой воды.
Высшая математика шоу-бизнеса
Звуки.Ru: Расскажите, как же у вас при таком "эстетском" отношении к творчеству получилось прямо с ходу заключить контракт с рекорд-гигантом "Universal"? Они сами на вас вышли?
Д.Ш.: Они вышли. Да вот давайте прямо и спросим у генерального директора.
(в беседу включается Андрей Даховский, руководитель украинского отделения
компании "Universal")
Андрей Даховский: Видите ли, я абсолютно уверен, что Esthetic Education - лучшая украинская группа на данный момент. Я серьёзно вам говорю. Они своим творчеством буквально соответствуют собственному названию - воспитывают нашу аудиторию.
Звуки.Ru: Но вы же, как представитель рекорд-лэйбла, должны в первую очередь заботиться не о воспитании слушателя, а о том, как это всё будет продаваться. И вообще, будет ли...
А.Д.: Если мы подписываем с группой контракт, значит, мы думаем, что она будет хорошо продаваться. Дело в том, что наша работа - это не арифметика в пятом классе, это высшая математика в университете. И простой расчёт: вот girls-band, который поёт попсу - значит, он будет продаваться, может и не сработать. Нет химической формулы коммерческого успеха, поэтому мы исходим из качества музыки.
Звуки.Ru: То есть вы оптимист относительно вкуса нашей аудитории?
А.Д.: Да, я оптимист. Отмотайте ситуацию назад и вспомните группу Тату. Да, это абсолютно другая музыка и другой жанр, но в своё время российское отделение "Universal" имел большие проблемы с убеждением радиостанций в том, что эту музыку можно крутить. Тогда, с точки зрения радио, это была неформатная музыка. Может быть, это не самый удачный пример, но форматы меняются по мере развития музыкального рынка. По-настоящему талантливые артисты сами создают новые правила игры.
Равнение на Radiohead
Звуки.Ru: В своих пресс-релизах вы всё время подчёркиваете, что Esthetic Education, в первую очередь, является "общностью индивидуальностей". Как же у вас в этом случае происходит совместный творческий процесс? Как вы приходите к общему знаменателю?
Л.Ф.: Объясню: все мы - очень сильные люди, и каждому из нас по силам в одиночку заниматься всем, что он хочет, но сейчас мы хотим работать вместе. А если мы так хотим - то мы группа. Поэтому у нас нет какого-то номинального лидера, нет человека, которого можно было бы назвать лицом группы. Вся группа - это и есть одно лицо. Мы всегда хотели, чтобы "лицом группы" стала музыка. Хороший пример этого - Radiohead. Когда ты слушаешь Radiohead, ты не думаешь о Томе Йорке, все внимание на звуке, на музыке. Мы стремимся к чему-то подобному. Кроме того, когда ты работаешь в коллективе, получается так, что очень многие вещи ты уже не можешь контролировать сам, в одиночку. И это очень интересно. Работать в коллективе ты можешь только тогда, когда ты убираешь контроль. Иногда возникают конфликты, но это, по-моему, тоже неплохо, потому что за их счёт поддерживается какой-то баланс... Надо, чтобы все работали в одном направлении, но при этом каждый ощущал себя свободно.
Д.Ш.: Кстати, было бы интересно сделать альбом творческого благополучия и альбом творческого конфликта. В порядке эксперимента.
Ю.Х.: Ну, начнём, наверное, всё-таки с творческого благополучия (смеётся)
Д.Ш.: Ещё рано говорить о "лице группы". Сейчас Esthetic Education находится только на стадии становления, мы всё начинаем как будто с нуля. Это процесс не быстрый, мы думаем, что он займёт около трёх лет.
Звуки.Ru: А откуда взялась эта цифра - три года?
Д.Ш.: Из мировой практики. Почему-то у большинства групп, которые стали большим явлением и повлияли на музыкальную культуру, процесс становления занимал приблизительно три года. Так было у Queen... Да у многих...
Ю.Х.: Скорее, это даже не три года, а три альбома. Мы сейчас уже начинаем понимать, что нам нужно, для того чтобы сделать что-то большее, чем сейчас. Но на это требуется время, которое, к тому же, важно провести правильно.
Звуки.Ru: А какие-то планы, если не на эти три года, то хотя бы на ближайшее время у вас уже есть?
Д.Ш.: Мы прошли этап первого альбома, и сейчас нам хочется, чтобы следующий был таким же искренним, как уже вышедший, но более точным. На "Face reading" есть очень много идей, но они все не реализованы до конца. Теперь мы хотим поработать над реализацией. Кроме того, в этот раз для создания альбома мы хотим переместиться в совершенно иной мир. Не хочется больше сидеть в Киеве, загруженными кучей дел, и между ними заниматься музыкой. Так что сейчас мы выбираем место для записи второй пластинки.
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)