То, чем на сегодняшний день является группа Jethro Tull, лучше всего наглядно изображено на афишах грядущих московских концертов коллектива. Если кто-то ещё не видел, картинка следующая: Ян Андерсон (Ian Anderson) и Мартин Барр (Martin Barre) представлены там в виде скульптурной группы на Красной площади и как бы заменяют собой Минина с Пожарским. Монумент, конечно, но какой-то уж больно живой: флейтист стоит на одной ноге и явно наигрывает на своем инструменте нечто виртуозно-прекрасное. Вот так и с Jethro Tull: конечно, в первую очередь они - легенда, чью музыку знают прежде всего по великим альбомам 30-летней давности и на которых идут во многом для того, чтобы соприкоснуться с классическим арт-роком, чтобы услышать (и подпеть) "Aqualung", ну и так далее. Но объявлять их всего лишь памятником самим себе значит несколько погрешить против истины: за модой Jethro Tull особенно не следят (да это им и не нужно), за актуальностью не гонятся, но убежденно, честно и, что самое главное, толково продолжают делать свое собственное дело - и получается у них это совсем неплохо, двухлетней давности "Christmas Album" тому лучшее доказательство. Так что поход на их концерт никак нельзя назвать банальным сеансом ностальгии.
История Jethro Tull насчитывает к
нынешнему моменту уже 38 лет, и подробно
пересказывать все её этапы незачем - в конце концов, интересующийся всегда
сможет найти их подробное изложение, поскольку, как и подобает настоящей
легенде, о Jethro Tull написаны целые книги, да и количество поклонников,
писавших о группе на всех языках, в том числе и на русском, огромно. У Яна
Андерсона с его многочисленной компанией было все, что может и должно
происходить с подобными музыкантами - и годы признания и огромной популярности,
и последующий кризис в связи с пришедшими новыми веяниями, и окончательное
решение следовать по своему собственному пути. Уникальный звук, по которому
опознаешь Jethro Tull моментально и безошибочно, группе удалось создать ещё в
конце 60-х - начале 70-х, когда и были записаны главные альбомы коллектива
("Stand Up", "Aqualung", "Living In the Past"). Основан он на хитром и
замысловатом сочетании непростого хард-рока с блюзом, фолком и джазом - в
какие-то периоды одни элементы в музыке группы выходили на первый план, затем
наставало время других, но, так или иначе, основные составляющие этого
замечательного коктейля всегда были примерно одними и теми же. В композициях
Jethro Tull сложный ритм взаимодействует с мощными рифами гитары, которая,
впрочем, вполне может играть и на балладный манер, и по-блюзовому тоскливо - а
на этом фоне звучит флейта Яна Андерсона, главный "опознавательный знак" саунда
группы, и сам голос солиста. На первых порах Андерсона обвиняли в подражании
игре на флейте знаменитого Роланда Кирка (Roland Kirk) - но теперь время
всех рассудило: конечно, именно Андерсон - главный флейтист в истории
рок-музыки, его пронзительные трели одинаково легко способствуют как
возникновению драйва, так и созданию тягуче-медитативного настроения, да и сам
он напоминает какого-нибудь персонажа средневековой легенды, доброго и честного
барда-менестреля, вдохновенно играющего в свою дуду. Сколько бы инструментов не
привлекали Jethro Tull для записи своих пластинок (как и подобает классическим
арт-рокерам, их количество частенько переваливало за десяток - да и с
симфоническим оркестром музыканты играли), флейта всегда выделялась на общем фоне.
Записям Jethro Tull, конечно, свойственно все то, чем занимались
первооткрыватели прогрессив-рока в начале 70-х: это и непростые концепции, и
длинные сложные песни, и альбомы-симфонии с замысловатой композицией, и
внедрение в рок-музыку новых для нее инструментов. Но важно не только это - все
же для Андерсона музыкальные формы никогда не были ценны сами по себе, Jethro
Tull никак не назовешь "музыкой для музыкантов", и если в сравнении с многими
коллегами по цеху их композиции частенько проигрывают и в сложности, и в
концептуальности, это только потому, что Jethro Tull никогда и не считали это
своей основной задачей. Тексты у этой группы не менее важны, чем эксперименты
со стилями и направлениями. Как поэт Андерсон стремится размышлять о проблемах
глобальных и вечных, но размышления эти довольно часто отливаются в форму
историй-притч, призванных заставить слушателю поразмышлять самого. Для 70-х то,
как и над чем лидер Jethro Tull брался размышлять, иногда выглядело
провокацией, и критики пытались упрекнуть в посягательстве на святое (нечто
подобное, скажем, произошло с самым известным альбомом Jethro Tull
"Aqualung"), однако из нынешних времен философские истории Андерсона не
тянут, конечно, ни на какую крамолу - что, впрочем, не мешает им оставаться
интересными и глубокими.
За свою долгую жизнь в искусстве Jethro Tull пытались и заигрывать с новыми веяниями, и внедрять в свою музыку элементы диско или электроники (особенно это заметно на альбомах конца 70-х - начала 80-х), но в конечном счете оказалось, что старые проверенные, пусть и более "немодные" приемы, работают лучше. Уже немолодой, но по-прежнему энергичный сказочник-менестрель Андерсон снова начал петь со сцены свои старинные хиты, а музыка новых альбомов группы стала больше похожа на то, с чего Jethro Tull начинали. Два года назал они впервые приехали в Россию - и тогда, конечно, для всех многочисленных здешних фанатов Jethro Tull это было событие чуть ли не великое. Теперь, когда они приезжают уже второй раз, вряд ли можно говорить о какой-то большой сенсации или уникальном выступлении. Тем не менее, опять увидеть Jethro Tull в Москве (и не только) снова, услышать наизусть выученные аккорды, посмеяться байкам и шуткам Андерсона, подпеть ему в "Too Old to Rock-n-Roll, Too Young To Die" - исключительно приятно и здорово. В конце концов, это в любом случае история не про то, как важно меняться и держать нос по ветру, а, скорее, про старое-доброе-вечное.
Jethro Tull
21 марта, Киев, "Национальный Дворец Украины"
22 марта, Москва, ГЦКЗ "Россия"
24 марта, Санкт-Петербург, БКЗ "Октябрьский"
1865 – Родился Ян Сибе́лиус, финский композитор. Мелодия из его симфонической поэмы «Финляндия» была направлена против России, а со временем стала национальным гимном страны »»
1966 – Родилась Шинейд О’Коннор, знаменитая лысая ирландская певица »»
1980 – Марк Дэвид Чепмен застрелил Джона Леннона »»
1995 – Основана группа «Ундервуд» »»
Jimmy SMITH (1925)
Sammy Davis, JR. (1925)
James GALWAY (1939)
Kenny VANCE (1943)
Jim MORRISON (1943)
Марыля РОДОВИЧ (1945)
Gregg ALLMAN (1947)
Dan HARTMAN (1950)
Marty FRIEDMAN (1962)