Ирина БОГУШЕВСКАЯ  Право первой ночи

Ирина Богушевская вышла на сцену МХАТа под щемящий стон гитары, под электрически-звездное небо и начала концерт, на котором представляла публике свой первый за последние 5 лет студийный альбом.

Она вышла на сцену МХАТа под щемящий стон гитары, под электрически-звездное небо, двумя горстями зачерпнула радостного ожидания из полного зала и неторопливо выдохнула:
"Мы проведем с тобою чудный вечер
и чудную ночь...
"
Так Ирина Богушевская начала концерт, на котором представляла публике свой первый за последние 5 лет студийный альбом. С момента, когда, как она говорит, "добрые люди прислали несколько конвертов денег" на запись, она давала подробные отчеты перед публикой о том, как продвигается работа. Те, кому было интересно, знали в какой студии идет запись, сколько приглашенных духовиков играет на какой из песен, сколько часов записывались вокальные партии для трека а-капелла, почему порядок песен на пластинке получился именно таким и множество других волнующих подробностей. Некоторые песни с альбома уже исполнялись на концертах, но четкое совемещение процесса с результатом состоялось только сейчас, и в зале сидели люди, нервно сжимающие коробочки с новым, еще теплым альбомом "Нежные вещи".

Сказав несколько слов о пластинке и представив музыкантов, Ирина Богушевская пела песни, поналчалу следуя трек-листу диска и зал становился все податливей. Вообще, атмосфера концерта в своей неоднозначности вполне соответствовала и самому творчеству Богушевской. Она слишком изыскана для клубов, слишком камерна для больших площадок. Она общалась с залом, но искра между ней и публикой не проскакивала. До поры. И новым композициям, и босса-новам Жобима зал внимал благосклонно, но напористая "Улетаю" наконец-то сняла публику с тормозов. Расслабились и музыканты. Когда во втором отделении началось незапланированное голосование "Кто из музыкантов секс-символ группы?", Богушевская оставила их на сцене со словами: "Ну, без меня тут пока разбирайтесь, сыграйте что-нибудь кубинское". И они сыграли. За кубинскую часть отвечал обширный контрабасист Абелардо Альфонсо Лопес Качао, интернациональная ритм-секция легко справлялась с хулиганством Ивана Жука, великолепного блюзового музыканта, в чьих руках даже сучок Бобровской фабрики становится волшебной говорящей гитарой.

Из старых композиций публике достался только "Ангел моей печали" с альбома "Легкие люди". Зато были спеты две песни, не попавшие в альбом, видимо, из-за невысокого содержания нежности. И еще одна, "Парад" из репетуара Аструд Жильберто (Astrud Gilberto), в переводе Богушевской превратившаяся в бравурный антивоенный марш. Благодаря комментариям, на которые не скупилась певица, стало понятно, почему так выделяется среди прочих на альбоме "Песенка на память". Оказывается, она писалась для Людмилы Гурченко, чем, видимо, и объясняется преувеличенная помпезность припевов.

Но ключевой номер программы и диска это, конечно, заглавные "Нежные вещи". Единственная вещь, которая пелась под фонограмму - под запись еще 9 дорожек с голосом Богушевской. "Я написала ее достаточно давно и долго думала, как ее можно аранжировать так, чтобы инструменты не отвлекали слушателя от смысла тех слов, которые там звучат. Там он очень важен. Она получилась вообще немножко шаманской. Я пробовала вводить туда разные звуки и инструменты, но мне все время казалось, что это немножко не то. И в конце концов поняла, что лучше моего голоса ничего не будет звучать в этой песне. Оказалось, что проще записать струнный квартет, проще записать 10 инструментов, чем 10 собственных голосов и совместить их друг с другом путем наложения. И когда, уже закончив запись, я читала интервью Бьорк (Bjork), где она рассказывала о своем последнем альбоме "Medulla", о том, что иструменты мешают самовыражению, ее слова можно было буквально ставить девизом к этой песне"

Вживую отыгранный концерт, практически без единой накладки, обязан своим техническим оснащением компании "Мистерия звука", которая снимала его, чтобы в начале марта выпустить концертный DVD-диск. И ей же публика обязана лучшим сбоем вечера. Когда в конце выступления было решено переписать первые две песни, музыканты были так разогреты, а публика так воодушевлена, что это второе начало оказалось на порядок лучше прежнего.
Зажглись электрические звезды, заплакала, застонала гитара. На сцену вышла Ирина Богушевская и выдохнула:
"Мы проведем с тобою чудный вечер
и чудную ночь...
"

25.01.2005, Санитар Леса (ЗВУКИ РУ)

Ирина БОГУШЕВСКАЯ - свежие публикации:

Сайт: bogushevich.theatre.ru

Ирина БОГУШЕВСКАЯ

Дата рождения:

2 ноября 1965