NICK CAVE & The BAD SEEDS  Abbatoir Blues / The Lyre Of Orpheus

Всем, кто внимательно наблюдает за творчеством Ника Кейва (Nick Cave), давно очевидно, что его песни с годами окончательно перестали быть песнями: это - музыкальные дополнения к...

Всем, кто внимательно наблюдает за творчеством Ника Кейва (Nick Cave), давно очевидно, что его песни с годами окончательно перестали быть песнями: это - музыкальные дополнения к литературно-философскому творчеству автора. И новый двойной диск "Abbatoir Blues / Lyre of Orpheus" ("Блюз живодерни / Лира Орфея") все так же балансирует на грани музыки и литературы, продолжая темы и традиции - к примеру, книги "И узре ослица ангела Божия" или поэтического сборника "King Ink", у которых с новым альбомом масса общих тем (см. одну из центральных композиций диска "Messiah Ward")
Abbatoir Blues - передвижной балаганчик хитреца-проповедника, распевающего с паствой госпелы на стареньком "хаммонде" и стращающего пейзан карами небесными при помощи фейерверков, хора прихожанок, бутафорских громов и категоричных проповедей. Get ready for love!" - вещает Кейв, и ему подпевает всякая тварь земная. Исполнение по-прежнему держится в рамках артистического пост-панка, что-то в нем еще осталось от индастриал и даже блюза; однако если закрыть глаза на привычные ярлыки, очевидным становится явная принадлежность этой работы Кейва традициям классиков арт- и прог-рока: к примеру, любителя батальных полотен Роджера Уотерса (Roger Waters) - вспомните его "The Wall" или "Amused To Death" и Рика Уэйкмана (Rick Wackeman), умевшего создавать театрализованные пьесы в эпических масштабах. Кстати, сводился альбом в студии Гилмора (Dave Gilmour) Astoria Studios - возможно, магия места?.. "I wanted to be your Superman, but I turned out such a jerk" - привет еще одному коллеге и учителю: Бирну (David Byrne), чей звук и слог так хорошо узнаются в последней вещи альбома.
А второй альбом состоит сплошь из мелодичных, но невыразительных баллад: открывается он глумливым пересказом легенды об Орфее и наполнен рискованными рассказами об абсурде жизни, где клавишные Кейва и гитара Мика Харви ( Mick Harvey) звучат уже совсем светски, плавно, хотя все композиции все еще хранят некую сумасшедшинку. Здесь также имеет место привет предшественникам - песня "Easy Money": продолжение вечного диалога об эквивалентах счастья. Сохраняя непроницаемое выражение лица, Кейв изысканно издевается. Несколько особняком стоит на альбоме Supernaturally", место которой по градусу экспрессии, казалось бы, на первой пластинке - но по смыслу она находится на своем месте: это - отчаянное и яростное признание в любви.
В прошлом году Bad Seeds покинул второй лидер - Бликса Баргельд (Blixa Bargeld), создатель уникальной индастриал-группы Einstuerzende Neubauten. Прошлогодняя "Nocturama" стала его последней работой в группе. Работа саундпродюсера Ника Ланэя (Nick Launay), знакомого нам по Kate Bush, Midnight Oil, Silverchair, INXS и другим австралийским альбомам из чартов, подняла работу осиротевшего состава на новую высоту, решив при помощи звука проблемы инструментального характера. Ударные Склавонуса стали жестче и категоричнее, Уоррен Эллис принялся за эксперименты и существенно расширил свой инструментальный арсенал. Все вместе они - "Bad Seeds", и с ними по-прежнему стоит считаться.
Скорее всего, прослушивая новые альбомы впервые, вы останетесь в тягостном недоумении. Ваше ухо будет тщетно искать на записи следы Баргельда, ваш разум откажется вмещать эту странную реальность. Женский хор будет резать слух и казаться отступлением от идеалов. Но не спешите - прослушайте еще раз. И еще. И еще. Замысел авторов, как и замыслел Божий, не всегда постижим с первого раза. А красота его творений угадывается в каждой твари земной и каждом аккорде.

30.10.2004, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)