Понятие "босса нова" заезжено до такой степени, что никто давно не
знает толком, что же это такое. В этой связи сам факт выхода сборника
"Босса Нова или бразильский свинг" можно только приветствовать, коль
скоро диск призван не только развлекать, но и просвещать слушателя.
Оформление под ретро с картинками 60-х годов и небольшой очерк истории жанра
служат отличной приправой собственно музыкальному содержанию диска; хотя
здесь можно найти, к чему придраться, сам факт "непопсового" подхода к
легкому жанру заслуживает всяческого поощрения. В том числе и длинным
рублем, поскольку и сама музыка того стоит.
Предполагается, что босса нова представляет собой сочетание джаза с
бразильской этникой, однако основное впечатление от диска скорее близко к
традиционному lounge. Но не дают забыть об этнике в первую очередь
"качающие" ритмы, сообщающие композициям долю танцевальности. Без этого
большая часть треков превратилась бы в колыбельные - однако динамичные биты
создают необходимый контраст мягким, переливчатым мелодиям, составляющим
основу стиля. Мелодии могут исполняться на разных инструментах - гитаре
("Minha namorada Mix"), саксофоне ("Canto de Ossanha", которая
благодаря своим импровизациям ближе всего подходит к джазу), фортепиано
("A Felicidade" и версия Гершвиновской "Our Love is here to
Stay"), вокальным гармониям ("So tinha que sen com voce"). Однако
они остаются ненавязчивыми (как правило, даже партия ведущего инструмента
приглушена в миксе), "пляжными" по настроению и звучащими уже немного
архаично. Становится понятно, почему Золотой Остап мечтал о
Рио-де-Жанейро...
Единственное, о чем остается пожалеть, - это о том, что запись не производит
впечатление полностью аутентичной босса новы. Практиковались ли в этом стиле
в 60-е такие же быстрые темпы? Cказать трудно; но то, что электронные
ударные тогда не использовались, не вызывает сомнения. Между тем, это имеет
значение, что особенно бросается в глаза на "Na Batida Do Panderio",
"Samba de verao" и "A Felicidade". В последней вещи, равно как
и "Na onda" благодаря характерным басовым партиям и многократно
отдающемуся эхом голосу вокалистки, вообще прослеживается влияние даба;
впрочем, неожиданные вкрапления фортепиано и слишком "этнические" для даба
ритмы удерживают эти композиции в рамках босса новы. Легкие попытки
осовременить звучание, впрочем, не смазывают общего впечатления от диска,
который стоит услышать всякому, чтобы понять, откуда растут ноги у
современного лаунжа и кого этот лаунж отчаянно пытается переплюнуть. Клон
всегда хуже оригинала.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)