ФЕСТИВАЛЬ  Еще раз сдвинем...

Репортаж со Второго межрегионального фестиваля живой музыки "СДВИГ"

Один из майских уик-эндов в Вологде получился шумным: в ДК "Русский дом" усилиями местного продюсерского центра "Неформат" состоялся Второй межрегиональный фестиваль живой музыки "СДВИГ" (название пишется прописными буквами, ибо это аббревиатура, расшифровывающаяся точно так же, как название приснопамятного московского печатного издания: "Свидетельство Длительной Выдержки И Героизма"). Точнее, 15 мая прошел финал фестиваля, в который вышли 18 групп из 12 городов (должно было быть 20 групп из 14 городов, но нижегородские Метампси и минские L.I.P. до Вологды по неясным причинам не добрались), со специальными гостями в лицах гр. Психея; 16-го же по результатам работы жюри игрался гала-концерт, где выступали лауреаты и спецгость - Пилот. Мероприятие было впечатляющим, так что о нем стоит рассказать поподробнее.

То, что это не просто фестиваль, а своего рода смотр-конкурс с номинациями в 4-х категориях, жюри и присуждением призов, поначалу вызывало недоумение: уж больно отдает советскими временами и делением на агнцев и козлищ... Но потом выяснилось, что, во-первых, проигравших не было (если не считать проигрышем тот факт, что аутсайдеры не участвовали в гала-концерте), потому что всем без исключения коллективам вручались специальные грамоты, а также призы в виде кучки компакт-дисков (от "Moroz records" и "Бомбы-Питер") и номеров журнала "FUZZ". Во-вторых, здоровый соревновательный момент большинству групп пошел лишь на пользу - рубились яростно, а восторги при объявлении призовых мест изъявляли бурные и неподдельные. И, кстати, не высказывали никаких претензий к решениям к жюри, в состав коего входили Александр Мезенцев (Архангельск, организатор фестиваля "Беломор-Буги"), Александр Чеблоков (Вологда, тех. директор "Неформата"), Павел Клинов (СПб, продюсерский центр "Полигон") и аз, грешная (СПб, "FUZZ"). Может, потому, что судить мы старались по критериям, максимально далеким от земляческих симпатий и реверансов фестивалю, а субъективные музыкальные пристрастия каждого нивелировались общей суммой мнений. В результате моя собственная оценка выступавших не всегда совпадает с занятыми ими местами, но и в журналистской своей ипостаси я постараюсь быть объективной.

Итак, первая пятерка, категория "Лайт-рок" (здесь и далее описываю по восходящей, то есть с 5-го по 1-е место). Эстервилл (Киров) напоминали Сплин, особенно способом организации текстов, но были гораздо более вялыми; в целом характеризуются словом "никак". Невеселые К'АРТинки (Вологда), одна из самых "старых" групп фестиваля (год рождения - 1989-й) оказались намного бодрее, но вызвали недоумение несоответствием имиджа (почти панки) с музыкой (этакая Америка начала 70-х в духе Granf Funk и, может быть, Steppen Wolf). Неплохой гитарист. Праздник Флоры (Мытищи) с имиджем прокололись вообще по полной программе: на саундчеке вокалистка группы Лора Балабина заинтересовала отличным джазовым вокалом, но на концерте вышла на сцену в образе этакой засохшей на корню училки русского языка, почему-то навесившей на себя гитару, - и все положительные впечатления от ПФ умерли, не успев родиться. А вот Перпетуум Мобиле (Курган) - плотные парни, играющий довольно обыкновенный русский рок, - были абсолютно адекватны. Ничего особенного, но и ничего плохого. Зато Можжевельник (Ставрополь) покорил жюри своеобычностью: нелинейная, живая музыка, активный вокалист-шоумэн, легкость подачи... Как говорили мне позже их экс-земляки, типично ставропольский саунд и стиль. Пока поверю на слово.

Категория "Рок" случилась более яркой, чем предыдущая. Кроме, разве что, Шепота Ливня (СПб), явившего собой типичную "клубную команду" весьма средней руки, играющую так называемую "альтернативу" (в половине случаев - мимо). Тихий Джа (Киров) доставили радость интеллигентным прочтением брит-попа и хорошим техническим уровнем. Поиграем и Уйдем (Северодвинск), несмотря на непреходящую земфирность вокалистки и ГрОбообразность мелодий, - так-таки явные хитмейкеры, то есть группа перспективная. Джазихуана (Череповец) продемонстрировала собравшимся весьма грамотный и зрелищный поп-джаз-рок, хотя слегка переборщила с упоминанием в текстах соответствующего растения. Лучшими же в этой номинации единогласно были признаны Корни-Крона - группа из Армавира, ныне обитающая в Москве, очень зрелищная и играющая энергичный, светлый и очень задушевный фолк-рок (не корневой, а в духе русских народных сказок). Денис Халтурин (вокал, гитара, флейта) был назван лучшим вокалистом "СДВИГА", а спецпризом от жюри (вернее, от меня лично) стало интервью с группой для "FUZZА". Имею право.

Категория "Рок-мастер". Вологодцы Амстердам-Навигатор отказались от саундчека и тем решили свою судьбу: то, что группа интересная, отслеживалось с большим трудом, - уж слишком неказистым был звук. Трали-Вали (Ижевск) играли, против происхождения, не электронику, а бодрый рок, несколько напоминая собой Чайф, но излишне увлекаясь клоунадой и в текстах песен, и в их подаче. Неизвестная Земля (Ярославль) - еще одни долгожители отечественного рок-н-ролла, - были, напротив, крайне серьезны и даже патетичны в своей социальной озабоченности. Этакая аватара Облачного Края. Однако зубры, играют мощно; на гала-концерте забабахали лютый кавер на "Береги свой хой", чем еще более укрепили народную веру в свою непотопляемость. Столь же монструозны (в хорошем смысле) были череповчане Д'Артс, чей вокалист Игорь Лоханов когда-то музицировал в составе памятного по фестивалю "Рок-акустика" Алтаря. Алтарь мне слышать не доводилось, а вот Д'Артс - вылитый (особенно по части вокала) Nazareth. То есть всё крайне традиционно, но симпатично. В тех же терминах можно определить и Че Гевара Блюз (Киев): нормальный, качественный блюз-рок без новаторств, но, тем не менее, с двумя особенностями. Первая - вокалистка Татьяна Лагода, решительно во всем (вплоть до внешности) похожая на Ольгу Арефьеву; вторая - гитарист Петр Чернявский, законно объявленный лучшим гитаристом "СДВИГА". Самоучка, между прочим, но - талант.

В "Экстриме", по причине неприезда двух групп, выбирать было особенно не из кого. F.L.A.G. (Череповец), топчущийся на грани ню-метала и рэпкора, был обыкновенен до ломоты зубовной. Чуть интереснее оказалось Полотно (Вологда) - по части и сценического имиджа, и музыки (самоопределение "hard mental" говорит само за себя). Но и в этой категории не обошлось без сюрпризов: московская группа Бритва Оккама поразила в самое сердце и жюри, и всех зрителей - шквальный драйв, отличная техника, превосходный звук (заметьте, без личного звукооператора). В восторге были даже те, кто любой "тяжеляк" на дух не выносит. Стиль назвать трудно, сами говорят, что играют "альтернативу с элементами этники", но это всего лишь слова. Елена "Мулан" Холматова под одобрительный рев толпы была провозглашена лучшей басисткой "СДВИГА", Дмитрий Абрамов получил приз "за мультиинструментализм" (поскольку ухитрялся совмещать пение и ритуальные сценические прыжки с игрой на там-таме и варгане), - и это лишь малая часть обрушившейся на Бритву любви, которую группа принимала с искренней, чуть застенчивой радостью. И это при том, что у них только что вышел диск "Ком" на "Moroz records". Бывают ведь люди...

Дополнения к описанному. Вели фестиваль Наталья Клюева (официальные речи) и некто Финн, звезда местного КВН (задушевные разговоры с публикой). Звук в целом был неплох, а визуальный ряд дополнялся логотипом фестиваля на заднике сцены и экраном над ней же (стоит отметить изобретательную работу видеооператора). Обладатели первых мест (Можжевельник, Корни-Крона, Че Гевара Блюз и Бритва Оккама) получили право на "пропуск без экзаменов" во 2-й тур питерского фестиваля "Окна открой!". Психея произвела фурор и поломала часть аппаратуры. На Пилот приехали фанаты аж из Архангельска, и не зря, - звук и свет были превосходны, группа отыграла часовой сет с полной отдачей. Хороши были и еще одни гости фестиваля - Пираньи, несмотря на то, что это их первое появление на сцене. Пираньи - очередной проект Владимира "Фреда" Данилова (экс-Саркома, Идеальная Семья, Флюидос), которому, как главному идеологу и организатору "СДВИГА", хочется еще раз сказать большое человеческое спасибо: не столько за теплый прием (хотя и за него тоже), сколько за еще один качественный фестиваль, крайне необходимый для развития региональной (и не только) сцены. Будем дружно верить, что второй "СДВИГ" не станет последним, а, напротив, войдет в приятную и стабильную привычку.

Кстати, официальный сайт фестиваля: www.sdvig.nordance.ru

28.05.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)