Кремль - и место, и слово многозначное и многозначительное. У кого-то оно ассоциируется с древними памятниками культуры и славной русской историей, у кого-то - с "утро красит нежным светом" и всем прилагающимся, а у кого-то - с отечественной властью и, например, с недавними выборами. Так что у разных людей название фестиваля "Кремль музыкальный" могло вызывать совсем разную реакцию - хотя организаторы, скорее всего, подразумевали прежде всего первый смысл. По правде говоря, мне кажется, что у непросвещенного слушателя словосочетание "Кремль музыкальный" автоматически соотносится с Кремлевским дворцом съездов, Николаем Басковым, Иосифом Кобзоном и иже с ними. Так что то, что так назван фестиваль классических музыкантов, - это, наверное, даже хорошо, вроде как облагораживает брэнд.
Вообще говоря, название фестиваля, место его проведения и весь сопутствующий
контекст - это и есть те факторы, которые делают данное мероприятие интересным
и вполне уникальным. Потому как мало ли в России проводится фестивалей
классической музыки, где юные исполнители играют проверенные временем
произведения, а поддерживают их признанные мэтры? Вот-вот, то и дело что-нибудь
такое где-нибудь да происходит. Но когда сначала сотрудники милиции долго
проверяют все содержимое рюкзака на входе в Боровицкие ворота, а потом
приходится 10 минут идти по залам Оружейной палаты, постепенно поднимаясь в
тот, где происходит концерт, - возникает ощущение, что мероприятие все-таки не
из рядовых. Не каждый день музыканты играют классику в окружении скульптурных
портретов русских князей, имущества царской семьи и яиц Фаберже. Стремление
художественного руководителя фестиваля Николая Петрова "отрешиться от
пафоса" выглядит в этом контексте странно: тут пафос напрашивается сам собой -
и, разумеется, возникает и культивируется.
Фестиваль "Кремль музыкальный" проходил в этом году уже в пятый раз, но более известным и открытым для публики не стал. Поскольку Кремль и Оружейная палата - места весьма статусные и элитарные, слушатели могли попасть на концерты только по пригласительным билетам, так что слушали музыкантов, как говорится, "все свои". Важные мужчины в дорогих пиджаках со своими спутницами, чиновники и бизнесмены (после заключительного концерта разыскивали немецкого посла - вроде был, но куда-то убежал), ну и некоторое количество приглашенных самими музыкантами друзей и знакомых, а также журналистов. Основными целями фестиваля были объявлены демонстрация торжества музыки (это, наверное, стоит оставить без комментариев) и продвижение молодежи, которая была отобрана лично Николаем Петровым. Куда эта молодежь могла продвинуться, сыграв в зале на 100 мест перед описанной публикой, - не очень понятно. Хотя, наверное, пресловутые чиновники и бизнесмены, вдохновившись мастерством какого-нибудь молодого исполнителя, могли захотеть помочь ему в нелегкой жизни академического музыканта (недаром у каждого концерта был свой спонсор, торжественно объявлявшийся перед началом мероприятия). Что ж, и это хорошо.
Мне удалось побывать на двух концертах в рамках фестиваля, которые, фактически,
представляли собой две стороны одной медали. 1 апреля народу было немного -
играли только молодые музыканты: израильтянин Асаф Клейнман,
калининградец Андрей Розендент и уроженка Монако Ваня Коэн.
Объявлявшая выступающих женщина отчаянно напоминала записи торжественных
советских концертов - папочка в руках, торжественная поза, громогласное
зачитывание штампованных фраз. В перерыве музыканты фотографировались на фоне
Оружейной палаты с друзьями и родственниками, в общем, концерт был почти
домашним, а потому весьма симпатичным. На
заключительном же концерте в
воскресенье все было обставлено куда более чинно и благопристойно: играл
известный оркестр MUSICA VIVA под управлением Александра Рудина,
Николай Петров солировал на фортепиано в концерте Моцарта, а вел концерт,
рассказывая творческую историю произведений, обязательный в таких случаях
Святослав Бэлза. Музыкантам вручали подарки от спонсоров, те в ответ
долго благодарили и произносили проникновенные речи о прошедшем фестивале. В
общем, все было на уровне, ровно так, как и должно быть в подобной ситуации -
красиво, торжественно, пафосно, предсказуемо и скучно.
Что же касается самой музыки, то тут говорить особенно нечего - как и на всех подобных фестивалях, играли музыку самую что ни на есть классическую и проверенную: Бах, Брамс, Чайковский, ну и без Моцарта, разумеется, не обошлось. Играли, как и подобает, хорошо - но и редкие ошибки присутствовали (хотя, по правде говоря, будучи почти полным профаном в подобной музыке, я не берусь оценивать компетентно). То есть, опять же, все как и должно было быть. Можно, конечно, говорить, что Кейдж, Райх или даже Шнитке звучали бы в контексте Оружейной палаты куда интереснее и провокативнее - но понятно, что, сколько ни говори, такого никогда не будет. Пианистка Ваня Коэн сыграла Скрябина - и на том спасибо.
Как известно, контекст во многом предопределяет текст - и прошедший "Кремль музыкальный" это только подтвердил. Классическая музыка нынче заключена в пределах Консерваторий и Филармоний, и путей выхода оттуда пока не видно - так что фестиваль можно считать своеобразной квинтэссенцией этой замкнутости и элитарности. Зал, вызывающий многочисленные исторические ассоциации и вынуждающий оперировать пафосными выражениями вроде "великий дух предков", приглашенная публика самого высокого статуса, хрестоматийные произведения в исполнении нового поколения и уже заслуженных музыкантов. "Кремль музыкальный" - это своеобразный знак: вот это примерно и происходит у нас в классической музыке. По правде говоря, мне лично ближе всего где-то высказанная Сергеем Курехиным мысль о том, что ситуация, когда основной ценностью становятся исполнительские навыки, обычная школа, - это, вообще говоря, неправильно. Однако, раз уж так сложилось, то Кремль (как раз в силу всех возникающих ассоциаций) - чуть ли не наилучшее место для проведения подобного фестиваля. Что ж, и это, наверное, правильно и хорошо.
1865 – Родился Ян Сибе́лиус, финский композитор. Мелодия из его симфонической поэмы «Финляндия» была направлена против России, а со временем стала национальным гимном страны »»
1966 – Родилась Шинейд О’Коннор, знаменитая лысая ирландская певица »»
1980 – Марк Дэвид Чепмен застрелил Джона Леннона »»
1995 – Основана группа «Ундервуд» »»
Jimmy SMITH (1925)
Sammy Davis, JR. (1925)
James GALWAY (1939)
Kenny VANCE (1943)
Jim MORRISON (1943)
Марыля РОДОВИЧ (1945)
Gregg ALLMAN (1947)
Dan HARTMAN (1950)
Marty FRIEDMAN (1962)