Первый концерт агитбригады дряхлых хард-роковых лебедей, поздравляющих российских рок-фанатов с Днем Защитника Отечества, состоялся в прошлом году. И имел неожиданный успех - несмотря на то, что одна половина потенциальных потребителей подобной музыки уже вышла из призывного возраста, в то время, как вторая в последние годы придерживается гордого принципа: "я откосить должен - так же, как все!" Решено было продолжать в том же духе, но сделать покруче.
В этот раз, помимо всенародно любимых даже в новом составе Slade, на
празднование были приглашены несгибаемые горцы из Nazareth, а также
проект из числа принимаемых у нас неоднозначно - дуэт Джо Линн Тернера (Joe
Lynn Turner, ex-Rainbow, Yingwie Malmsteen) и Гленна Хьюза (Glenn
Hughes, ex-Deep Purple, Trapeze), анонсированный последним еще в
прошлый приезд. Этот альянс состоялся в начале 2002 года, записал один альбом,
получивший хорошие отзывы, однако почему-то не пользовавшийся особым спросом на
наших развалах с варезом. Во всяком случае, дешевенькие обложки с криво
отпечатанным логотипом HTP можно было потом во множестве обнаружить на
каждой второй свалке в радиусе полукилометра от "Горбушкиного Двора". Дуэт
съездил в турне, записав в частности, "японский" концертный альбом при участии
местных аккомпаниаторов, после чего его составляющие успели выпустить по
сольному альбому. И вдруг Хьюз и Тернер снова вместе, и едут к нам.
Подобные альянсы воспринимаются неоднозначно главным образом потому, что
разного рода сошествий звезд в разрастающейся с каждым годом галактике по имени
Deep Purple Family явно слишком много, и некоторая часть их расчитана
скорее на коллекционеров, нежели на тех, кто действительно слушает музыку. И
хотя наличие преданных поклонников у этой "веселой семейки" - гарантия
относительного успеха любого мероприятия, некоторый риск все равно остается.
Никто - не организаторы, ни тем более фанаты - не хотел повторения
"низкобюджетных" гастролей Хьюза образца 2001 года с минимумом аккомпанимента и
чудовищной акустикой выбранного для выступления зала.
Однако растянувшееся на шесть часов народное гуляние никого особенно не разочаровало. С самого его начала планка была вздернута на приличную высоту, и первыми взяли ее, как ни странно, открывавшие концерт Slade. Удивительно, но факт - от прошлогодней "прибедненности" у этих побитых жизнью мужичков не осталось и следа. Группа смело бралась даже за весьма сложные по аранжировкам "восьмидесятнические" хиты вроде "Run Run Away" с шотландскими боевыми наигрышами в центральной части, а музыканты весьма живенько и синхронно плясали вприсядку, не оставляя игры на гитарах. При взгляде на скоростные пробежки и безумные прыжки лихого карлика Дэйва Хилла с плоским двурогим "Gibson" наперевес сразу становилось понятно - великий заочный учитель Ангуса Янга по-прежнему в строю. Вот только один из известнейших "безграмотных хитов" золотого периода группы, "Look Wot You Dun", в новой аранжировке изрядно смахивал на "We Will Rock You", но это мелочи. Да и звук в первом отделении, мягко говоря, оставлял желать лучшего - свист микрофонов многие выковыривали из ушей в продолжении всего антракта.
Шотландскую тему традиционно продолжили Nazareth. Второе отделение началось с долгого, приятно прочищающего уши и экологически чистого вступления, сыгранного на волынке. Совершенно седой, но еще на удивление голосистый Дэн МакКаферти и совершенно лысый, но по-прежнему свой в доску Пит Эгню обрушили на публику шквал из старых добрых хитов. Сет группы в общих чертах повторял программу позапрошлогоднего концертного альбома "Homecoming". Только без клавиш. Мы услышали и тяжеленную "(Set Me Free) Miss Misery", и душещипательную разочарований обломов: на "Hair Of The Dog" МакКаферти намеревался исполнить соло на волынке, однако коварно отвалившийся от инструмента в самый неподходящий момент пьезодатчик свел его усилия на нет. Пришлось срочно отдавать партию гитаристу. Кстати, сменивший покойного Даррела Свита за ударными сын Пита, Ли Эгню принес в традиционный хард-рок группы нечто новое. Своей современной техникой игры и ирокезом на башке парень здорово напоминает старину Майка Террана.
Но все это были только цветочки. Ибо предсказуемо полупустой в начале концерта стадион почему-то продолжал заполняться народом, и к третьему отделению даже прорех на трибунах стало поменьше, а в партере вовсю бурлили страсти. Лишь vip-ряды были почти пусты, и то потому, что часть занимавших оные мужичков в дорогих костюмах и с золотыми зубами ломанулась вспоминать пионерскую молодость под самую сцену. Даже затихли остроты насчет "HTP - http".
В принципе, народ получил то, что хотел - еще один филиал Deep Purple с
неожиданно хорошим звуком, безупречной игрой музыкантов и кучей старых хитов.
Если бы не несколько сюрпризов.
Сюрприз первый. Возвращение старого-доброго Хьюза. Помнится, в 2001 году
"The Voice Of Funk" здорово напугал публику диким причесоном интенсивно
апельсинового цвета, игрой на поппулярном у альтернативщиков пятиструнном
"Vigier" и до отвращения модными малиновыми штиблетами. Теперь же перед
нами неожиданно оказался Хьюз "пурпурного периода" - волосы ниже плеч,
широкополая шляпа, черный балахон с "мушкетерскими" крестами и брюки клеш. Плюс
старый добрый "Fender"-бас. "Я много экспериментировал со звучанием
баса, - рассказывал музыкант на пресс-конференции, - Одно время даже
использовал безладовый инструмент, но сейчас посчитал нужным вернуться к его
традиционному для тяжелого рока звучанию". И, конечно же голос. Порой
казалось, что рядом с таким вокалистом Тернеру делать просто нечего. Однако
сочетание низкого и глубокого голоса Джо с высоким и гибким вокалом Гленна
делает этих двоих просто идеальной парой для удержания любых, самых
головоломных интервалов.
Вторым сюрпризом было появление Джо Линн Тернера в роли исполнителя партий
электрогитары. Нет, конечно, все настоящие фанаты знают, что в своей группе
Fandango Джо был не только вокалистом, но и лидер-гитаристом. Однако,
одно дело знать, а другое - видеть собственными глазами. Надо ли пояснять, что
при всех талантах Тернера ни Ричи Блэкмор, ни Ингви Мальмстин
просто не потерпели бы рядом с собой второго истязателя шести струн, да еще и
играющего на чуждом их менталитету "Les Paul". Кстати, на
пресс-конференции не обошлось без дурацких вопросов, не бахвалилось ли перед
Тернером "рекламное лицо фирмы "Fender" своими золотыми часами и гоночными
машинами. Тернер, у которого к моменту прихода в группу Мальмстина все
перечисленное, надо полагать, имелось в избытке, разумеется, воспринял вопрос,
как шутку, после чего в качестве ответного хода объявил Ингви тайным сыном
Блэкмора. В сочетании с purple-образной игрой давнего коллеги Хьюза, гитариста
J.J.Marsh, гитара Тернера в некоторых песнях создавала ощущение хотя и
невозможного, но состоявшегося-таки джем-сейшна с участием Ричи Блэкмора и
Джимми Пейджа.
Третьим, и самым главным сюрпризом был репертуар группы. Хотя по программе
концерта были в изобилии рассыпаны такие хиты всех времен и народов, как "I
Surrender", "Stormbringer" и "Mistreated", Хьюз и Тернер, в отличие
от предыдущих ораторов, не почивают на лаврах, а продолжают писать новые песни.
Песни, кстати говоря, неплохие, и вполне в духе времени. "You Can't Stop
Rock'N'Roll", готовый стадионный гимн для метал-хэдов последнего поколения,
пришелся по вкусу даже сорокалетним поклонникам музыкантов, в то время, как
забойнейшие "Ride The Storm" и "Devil's Road" с отчетливым
привкусом power-metal легко завоевали сердца трясущей хайрами в партере молодежи.
Под конец мероприятия, правда, уровень громкости превзошел все поставленные некогда The Who и Manowar рекорды, равно, как и все допустимые для homo sapiens пределы. Видимо, тем, кто оказался к сцене ближе всех, суждено было проснуться наутро и ощутить, что от вчерашнего звона в ушах еще что-то осталось. Однако в сравнении с акустическим стрессом, испытанным публикой в 2001 году, это можно как-то пережить. Тем более, что по сумме очков нынешний концерт Хьюза и компании понравился даже тем, кто посчитал, что Тернер присутствует на сцене лишь для красоты, мебели и второй гитары. Все-таки такие ребята, как Гленн и Джо, не только не стареющие, но и способные неожиданно помолодеть, да еще, что гораздо важнее, до сих пор пребывающие во впечатляющей творческой форме, вселяют оптимизм и веру в большое и светлое будущее рока и металла. Пускай это и звучит несколько наивно.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)