IRON MAIDEN  Знак зверя

История Iron Maiden в изложении Морозова - достойный ответ нытью ленивых неудачников, которые и по сей день пытаются себя уверить в том, что за каждым артистом стоит дядя с мешком денег, а А. С. Пушкин был великим от рождения

Перечень оригинальных работ, освещающих жизнь и творчество легендарной британской рок-группы Iron Maiden, в нашей стране до какого-то момента ограничивался брошюркой И. А. Ерофеева, выходившей в серии "Rock Of Ages" (М.: Российская Книжная Палата, 1995). Настоящее же исследование, любовно произведенное журналистом Алексеем Морозовым, некоторым образом восполняет этот досадный пробел.

Главное достоинство этой книги состоит в том, что автору удалось показать музыкантов Iron Maiden настоящими живыми людьми. В первых главах повествования будущие миллионеры и суперзвезды - совершенно так же, как и любые простые ребята: застревают в пробках на своих разваливающихся драндулетах, знакомятся, ссорятся и мирятся у стойки бара, мучаются утром с похмелья и периодически остаются без гроша в кармане. И все равно продолжают репетировать, играть по прокуренным клубам, выезжать на гастроли в разваливающемся на ходу грузовичке, собственными руками собирать свои первые светопиротехнические установки, отказываться от предложений легкой популярности путем сгибания под тогдашний "формат" (диско панк) и тратить отложенные на рождественский ужин накопления в маленьких частных студиях звукозаписи. Не выдержавшие заданного ритма жизни сходят с дистанции.

Только после всех этих мытарств у группы появляется первый администратор, и лишь после продажи пяти тысяч копий первого, на собственные средства изданного сингла на музыкантов обращает внимание крупная записывающая фирма. Твоя гениальность всем до лампочки, но твоя упорная работа может вознести тебя на вершину мира - таков лейтмотив этой книги. История Iron Maiden в изложении Морозова - достойный ответ нытью тех многочисленных ленивых неудачников, которые и по сей день пытаются сами себя уверить в том, что за каждым артистом стоит добрый дядя с мешком денег, а А. С. Пушкин был великим от рождения своего.

Очень подробно, не ломая единой хронологии повествования, автор рассказывает о побочных и сольных проектах музыкантов, а также о дальнейшей карьере по различным причинам покидавших состав группы вокалистов, гитаристов и ударников. Лирические отступления на темы, не имеющие прямого отношения к истории группы, но важные для понимания некоторых ее моментов ("кокни"-жаргон лондонского Ист-Энда, культовый рок-фотограф Росс Халфин, история мутации клича британских футбольых фанатов "Up The Hammers!" в металлический девиз "Up The Irons!" etс) приведены на "врезках" в основной текст и восприятию его не мешают.

Временные рамки исследования строго ограничены. Автор, а с ним и читатели, расстаются с группой в 2001 году, после ее реформации в классическом составе, выхода суперуспешного альбома "Brave New World" и триумфа на "Rock In Rio". Может, это и к лучшему. Ибо после описанных событий в истории группы ничего особо выдающегося пока что не было. Юмор, с которым ведется изложение истории группы, кстати говоря - самое лучшее из возможных противоядий твердолобому фанатизму некоторых личностей. Местами, правда, автора заносит в словесные дебри, по которым, кажется, уже шарились Шикель Грубый и Дэн Шаповалов из журнала "Хакер", а также демонстрирует изрядную любовь к творчеству Булгакаова и Пелевина, но таких мест в книге, по счастью, не слишком много.

Забавная деталь. Вскоре после выхода этой книги в свет обозреватель журнала "Fuzz", скрывающийся под псевдонимом "Жавнерович", поставил в вину "вульгарно эстетствующему автору" его "унылые хамоватые философствования" и "чрезмерную нагроможденность слога, неоправданную ни характером производимой литературы, ни вкусами ее очевидного потребителя" (Fuzz. - 2003. - 9). Впрочем, уже в следующем номере журнала тот же Жавнерович употребил в рецензии на свежий альбом Amorphis такие странные для жанра рецензии перлы, как "нечестное рокенролльное заявление" и "плюшевые лоси". Словесная эквилибристика - штука заразительная. Настоящими же недостатками издания являются расплывчатая картинка на обложке и чрезмерно мелкий шрифт. Но тут уже, знаете ли, не автор виноват.

19.02.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →