Цифровая музыка  Что год грядущий нам...

За уходящий год в мире цифровой музыки произошло немало знаменательных событий. Наш обозреватель Александр Москалюк не только дотошно проанализировал итоги цифрового года, но и составил свой прогноз на будущее. Интересно, что прогнозы Александра почти всегда попадают в цель...

За уходящий год в мире цифровой музыки произошло немало знаменательных событий. Он начался с уверенных атак RIAA, которые к 2003 только усилились. Под прицел защитников авторских прав попадали вначале студенты всех континентов, сотрудники вузов, а затем и простые пользователи.

Второе основное событие уходящего года - это бурный рост онлайн-магазинов по продаже музыки, после чего даже неусыпный Департамент юстиции США прекратил расследование музыкального бизнеса. За прошедший год на свет появились магазины Napster, Apple iTunes, BuyMusic, Listen.com, WalMart Music Downloads и т.д. Музыка становится доступнее, дешевле, и сегодня лейблы уже не видят проблем с предоставлением разрешения на запись треков на собственную болванку.

В деловом мире можно отметить продажу компании Warner Music бывшему руководству Universal, а также слияние Sony Music и BMG. Если уж речь зашла о бизнесе, то нельзя не упомянуть о недавно разразившемся скандале года - судебном иске Real Networks против корпорации Microsoft.

Ценители же аппаратных устройств в прошлом году получили сразу несколько сюрпризов - после успеха Apple iPod на рынок устремились другие производители, причем Samsung даже скопировал модель Apple, совместившую онлайн и оффлайн-брэнды, и вышел на рынок с моделью Napster. Именно в 2003 году первое "железное" воплощение обрел открытый формат Ogg Vorbis, однако несмотря на успехи данного формата, лидером года по росту можно назвать все-таки формат Windows Media, используемый во многих онлайн-магазинах (кроме Apple iTunes).

Итак, итоги подведены, чего же нам стоит ожидать в следующем году?

  • Отсутствие прогресса на рынке аппаратных MP3-плейеров. Как бы это ни было прискорбно, но прогресс аппаратных устройств для воспроизведения MP3 практически завершился. Жирную точку в данной индустрии поставил Стив Джобс (Steve Jobs), запустивший продукт iPod от компании Apple. В ближайшее время можно теоретически допустить рост обьемов встроенных жестких дисков, скажем, до 80-100 GB. Однако даже если сохранять цифровые композиции в наиболее высоком битрейте, где каждая пятиминутная песня займет 10 MB, то на диск в 100 GB их поместится десять тысяч. Чтобы прослушать всю музыку от начала и до конца, меломану потребуется 50,000 минут или 833 часа или 35 суток. Данную коллекцию суммарно можно будет сравнить с тысячей компакт-дисков. Редкие любители музыки могут на сегодняшний день похвастаться такими обьемами. Мне кажется, что в следующем году индустрия цифровых плейеров может избрать следующие стратегии - либо снижать цены, повышая обьемы жестких дисков, либо продавать доступные для оцифровки видеоклипы и полномасштабные видеозаписи концертов любимых групп.

  • Уход от альбомов к синглам. К 2007 году, как утверждает Forrester Research, более трети всей проданной музыки будет распространено через интернет. Подбный прогноз трудно оспорить, по крайней мере на территории крупнейшего рынка - США, где сегодня доступ к интернет имеется в 99 процентов общеобразовательных заведений. Но в то же время, модели поштучной продажи синглов за 99 центов могут радикально изменить работу музыкантов. Как продается музыка сегодня? Исполнители и группы на 6-12 месяцев закрываются в студии, изредка рассказывая прессе о работе над новым альбомом и обещая несказанно обрадовать своих фанов. Год спустя новый альбом действительно появляется в продаже, два-три хита прокручивается на MTV и FM-радиостанциях, после чего лейбл начинает подбивать доходы с продаж и сопоставлять их с растратами. Однако, если удачный хит можно продать прямо сегодня и прямо сейчас, то какой смысл держать его взаперти до окончания работы над альбомом? Почему бы не выставить его на Napster.com или Apple iTunes уже завтра, порадовать фанов новой песней, а месяц спустя запустить новый сингл? Подобные перемены не произойдут внезапно, однако необходимость компиляции альбомов уже сегодня многими музыкантами ставится под вопрос. Тем более, что наиболее критически к подобному подходу относятся фаны, из года в год вынужденные платить $12-20 за альбом, на котором им нравятся 3-4 песни. Именно подобная модель поведения меломанов продиктовала появление на рынке поштучных онлайн-магазинов, а поскольку заказывает музыку обычно тот, кто платит, в будущем стоит ожидать экспериментов со стороны музыкантов, где выпускаться будут только синглы.

  • Укрепление позиций Microsoft. Среди сотрудников отдела продаж корпорации IBM была популярной шутка "Еще никого не уволили за то, что он выбрал IBM". Аналогично без какой-либо опасности совершить ошибку можно прогнозировать рост влияния компании Microsoft на музыкальном рынке.
    Судебный процесс со стороны Real Networks имеет все шансы затянуться, как это и положено антимонопольным расследованиям. За этот период Microsoft только укрепит свои позиции в мире коммерческой цифровой музыки (форматы компании и так используются практически всеми онлайн-магазинами), аппаратных устройств (сегодня выход цифрового плейера без поддержки WMA можно считать более исключением, чем правилом) и на рынке home entertainment (телевизоры и звуковые центры уже сегодня снабжаются Windows Media Center Edition). Учитывая бурный рост широкополосных соединений и растущую популярность беспроводной технологии WiFi, внезапно прослушивание на домашней системе музыки, загружаемой из интернета, становится банальной реальностью. И доставка музыки на компьютер или аудиосистему пользователя с кабельного или DSL-модема через беспроводной канал тоже смотрится весьма обыденно и недорого. В таких условиях лидерство на рынке аудиоконтента получит тот, кто предложит полноценную платформу, устраивающую как потребителей, так и лейблы. А в возможностях Microsoft предоставлять убедительные аргументы сомневаться не приходится.

    Всех постоянных и не очень постоянных читателей хочется поздравить с Новым годом и грядущим Рождеством (для отмечающих рождество 25 декабря - мерри кристмас постфактум), пожелать удачи и уверенности в себе в следующем году.

  • 30.12.2003, Александр МОСКАЛЮК (ЗВУКИ РУ)