Альбом:
Memorial
Записан:
2006
Издан:
2006, Steamhammer/SPV (SPV 99822 CD)
2006, SOYUZ MUSIC (SPV 99822 CD)

I am the moment, the soul
the moment that ends it all

Глубокий поставленный вокал, неожиданные музыкальные находки, талантливые аранжировки, абстрактная лирика с серьёзным подтекстом - довольно нестандартные описания дет-металла, но иначе никак не получается. Конечно, стиль Moonspell величают по-разному - здесь и death-doom, и gotic metal и даже элементы thrash, но в любом случае они - одни из немногих в рядах "брутальных металлистов", кто по уровню интеллекта не уступает классическим музыкантам.

При прослушивании последнего - мартовского - релиза группы, напрашивается ещё одно сравнение: карьера Moonspell очень похожа на путь футбольной команды. В их истории - сплошные перемены стиля игры, победы, ничьи, освистывания фанатами... Преданные болельщики Moonspell вряд ли заскучают, наблюдая за музыкальными исканиями фронтмена Фернандо Рибейру (Fernando Ribeiro). Но в этом году музыканты подарили им нечто особенное. Выпустив "Memorial" они не просто забили мяч - этот альбом стал их золотым голом, лучшим за всю историю команды.

Правда, понять "Memorial" несколько сложнее, чем подсмотреть красивый гол, но за несколько месяцев можно справиться и с этим. Скомпилированный в соответствии со всеми канонами - этого у Moonspell, как ни старайся, не отнять - альбом начинается с полутораминутного вступления, клавишная партия которого до боли напоминает мотивчик из рекламы порошка Линор. В любом случае, "In Memoriam" со своим нарастающим напряжением сразу даёт понять - впереди будет не какой-нибудь "Sin (Pectado)", и даже не "Antidote". Нас ждёт кое-что похлеще.

"Finisterra" до выхода диска не послушал лишь ленивый - заглавный трек самый простой, а потому и предназначен на роль промо-песни. Гитарный запил, положенный в основу композиции, расцвечен красивой аранжировкой, совсем уж готическим проигрышем в середине и приправлен жарким португальским гроулингом Рибейру. "Memento Mori" - скрытый козырь, как и положено песне, занимающей второе место в трек-листе. Надрывная, со множеством разнокалиберных проигрышей и скрипичных запилов, под натиском создателей композиция помещает в себя даже едва уловимые звуки народных инструментов.

Далее следует куда менее насыщенная "Sons of Earth", двухминутная гитарная передышка с перегрузом и таинственными нотками (на поверку оказывающимися клавишами) - и маршевая "Blood Tells!". Если бы у алхимиков Средневековья были боевые марши, они должны были бы звучать примерно так. Тем более, что и слова как-будто для них придуманы ("now you have gone too far / now you have found too much / the circles of blood completed / as it was once for the last").

А далее мы слышим саундрек к предполагаемой казни еретиков и чернокнижников - "Upon a Blood Of Men", последние слова горящих в земном пламени. Ритмичная зловещая композиция на середине прерывается музыкальным взрывом, как от мешочка с порохом, который обычно привязывали к поясу жертвы сочувствующие палачи. Утробный шёпот, пение гитары об очередной ушедшей жизни; но мы идём дальше - в клавишных проигрышах и редких запилах "At the Image of Pain", первой песни на альбоме, где целых пара куплетов исполнены тихим чистым вокалом, слышится что-то на удивление оптимистическое. Как нельзя кстати приходится и реплика дряхлого предсказателя в исполнении Big Boss.

Почувствовав счастье быть приговорёнными, мы переходим ко второй части альбома, которую открывает "Sanguine" - песня о любви и, как водится, вскрытии вен. Завывания ветра, женские придыхания, агрессивные выкрики, чередующиеся, как и положено у образцовых психопатов, с нарочито тихими увещеваниями. Сумасшедшие скрипки, уступающие место относительно спокойной гитаре - Sanguine должна быть, наверное, понятна и близка любому готичному металлисту.

И вновь безголосая передышка - напряжённое духовое вступление, партия женского вокала на скрипке, объёмное звучание барабанов - при всей своей эклектичности, "Proliferation" отслает в далёкую древность арабских ночей. Чего не скажешь о "Once It Was Ours!", написанной как-будто в бурю на корабле - безысходное настроение чередуется с мощными призывами к действию и барабанным треском обшивки бригантины.

Буря закончилась, хотя ветер ещё не угомонился и продолжает отдувать обломки когда-то величавого судна в открытое море. Единственный пассажир спасительной доски наигрывает на гитаре тихую "Mare Nostrum", две минуты печали человека, потерявшего своё безрассудство. Но тут музыканты вспоминают о своей публике, которая старательно следит за их ходом мысли, но зачастую теряется. "Luna" - это нецензурное слово как-будто написано красной краской на заборе альбома "Memorial" - лирическая композиция по простоте оставила далеко позади даже "Finisterra", что ясно уже из названия. Женский вокал, а певица очень преуспела в имитации голоса автоответчика, окончательно свёл на нет все попытки придать песне хоть немного колорита.

Но зато данное попущение с лихвой компенсирует заключительный трек на четырнадцать минут - при первых звуках "Best Forgotten" вспоминается "Wolfheart", и это хороший знак. Гладкая композиция с характерным чередованием напряжения тихого и агрессивного, ставит жирную запятую на этом поистине шедевральном альбоме.

После запятой, через две минуты кристалльной тишины, следует многоточие шикарных сэмплов - ночная чаща заколдованного леса приглашает...

Послушать альбом "Memorial"

29.05.2006, Катерина КИСЕЛЁВА (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Memorial":

1. In Memoriam
2. Finisterra
3. Memento Mori
4. Sons Of Earth
5. Blood Tells
6. Upon The Blood Of Men
7. At The Image Of Pain
8. Sanguine
9. Proliferation
10. Once It Was Ours!
11. Mare Nostrum
12. Luna
13. Best Forgotten

В записи принимали участие

  1. Fernando RIBEIRO – Вокал
  2. Mike GASPAR – Ударные
  3. Pedro PAIXAO – Клавишные, Гитара
  4. Ricardo AMORIM – Гитара, Клавишные