Это завершающий альбом в Наумовской "электрической" доэмигрантской трилогии, и поэтому его стоит, во-первых, рассматривать не как отдельную работу, а в контексте всего цикла, а во-вторых, не вестись на то, что на обложке указано название группы, а не имя автора всех присутствующих здесь композиций. Известно, что Проходной Двор был образованием чисто умозрительным и состоял в каждом студийном или концертном случае из самых разных (и в основном одноразовых в биографии Юрия Наумова) музыкантов. К записи "Перекати-Поля", в частности, был привлечен молодой московский гитарист Игорь Чумычкин, чья ярко выраженная симпатия к хардовым риффам и запилам отчетливо слышна в аранжировочных решениях отдельных вещей ("Куда течет кровь", "Путь наверх") - и, кстати, побудила Наумова рекомендовать его чуть позже в Алису... Но, по большому счету, и Чумычкин, и прочие музыканты, задействованные в "Перекати-Поле", лишь частично определяют звуковую атмосферу альбома, которую сейчас можно с некоторой натяжкой назвать готической, а вернее - холодной, сумрачной и неуютной; "электричество" здесь достаточно условное, и оно гораздо меньше, чем в предыдущих двух альбомах, заслоняет Наумовскую акустическую гитару со всеми ее характерными виньетками, переборами и тембрами. Однако и мастерское обращение с инструментом здесь - не самоцель, что подчеркивается почти полным отсутствием как инструментальных вещей ("Сумерки" не в счет), так и знаменитых блюзов (кроме "Возвращения Блудного Сына").
В музыкальном плане материал балансирует на стыке баллады и арт-психоделии и лишен - особенно в сравнении с предыдущими альбомами - врезающихся в память мелодических линий и четких, "хитовых" структур. Недаром на концертах, где от музыканта ожидают, как правило, "лучшего и любимого", это все и по сей день не играется, - кроме, разве что, эпического "Возвращения" и маленькой грустной зарисовки "Был ли ты...". Так что самое главное в "Перекати-Поле" - не форма (то есть музыка), а содержание, причем не на уровне текстов отдельных песен, а по совокупности заключенного в них общего смысла. Известно, опять же, что Наумов всегда фиксировал в альбомах не свежайшие, только что написанные, а устоявшиеся и в какой-то степени уже прошедшие пик сиюминутной актуальности для автора вещи. Эта подборка - не исключение, и большая часть песен датируется здесь 1984-м годом, - тяжким для Юрия годом бегства из родного Новосибирска, обрыва всех привычных связей, начала странствий по негостеприимным проходным дворам обеих столиц. Однако не стоит сопоставлять столь прямо личные обстоятельства жизни музыканта с содержанием альбома, хотя бы потому, что предыдущие альбомы трилогии - "Блюз в 1000 дней" и "Не поддающийся проверке", - записанные по куда более свежим следам описанного периода и содержащие песни с почти той же датировкой, оставляют совершенно иное впечатление. "Блюз в 1000 дней" - пластинка яркая и дерзкая, рисующая по-юношески непримиримое противостояние художника и толпы, возводящее одиночество и трудную судьбу истинного творца в правило и даже доблесть.
"Не поддающийся проверке" был самым живым и житейским из трех альбомов, сочетая в себе ироничные бытовые детали, социальный протест, сарказм и достаточно предметные аллегории, иллюстрирующие систему творческих координат Наумова. В "Перекати-Поле" же песни подобраны так, чтобы вышла на поверхность, оказалась проанализирована со всех возможных сторон и осознана тема бегства. А точнее, необходимость этого бегства - от толпы, от социума, от стесняющих движение стен, от личных привязанностей и даже от жанров и стилей - и, одновременно, его, бегства, принципиальная невозможность, ибо убежать можно от чего и от кого угодно, но только не от себя. На беглый взгляд может показаться, что этим альбомом - самым взвешенным и завершенным (вплоть до четкой сюжетной линии) из трех - Юрий подвел теоретическую базу под свое стремление уехать из России.
Однако триптих о потерях и горестях на пути наверх хоть и завершается проблеском надежды, но она столь же шатка, как и палуба корабля, догоняющего горизонт, а линейное перемещение по земной тверди всегда заканчивается возвращением в исходную точку. Другое дело, что сам перемещающийся за время своих странствий взрослеет, приобретает опыт и возвращается пусть и туда же, но отнюдь не таким же. "Перекати-Поле" - альбом с говорящим названием - записан уже не пылким амбициозным юношей, а взрослым человеком, если не прочувствовавшим до конца, то, по крайней мере, догадывающимся о том, чем приходится платить и за попытку бежать, и за возможность вернуться. И путь наверх, на самом деле, наиболее успешен и наименее травматичен только если он не прям и не суетен. Если это путь вглубь.
17 лет спустя мы можем слушать этот альбом, одновременно зная, слыша и видя Наумова нынешнего. Путь еще не окончен, но промежуточные его результаты уже поддаются анализу. Вопросы - авторский "был ли ты счастлив?" и гребенщиковский "того ли ты ждал?" - Юре, впрочем, задавать не следует. Не в силу их некорректности и даже не потому, что на них невозможно ответить однозначно и абсолютно искренне, а потому что, как уже было сказано, не стоит путать самого артиста с его лирическим героем. В жизни все не так, как в песнях. Не проще и не сложнее, а именно что не так. Поэтому надо выбрать, - анализируем ли мы личность Наумова или только его песни и альбомы.
Выбрать свой метод познания и свой путь.
| # | Композиция |
|---|---|
| 1. | Сумерки |
| 2. | Ты не права, мама |
| 3. | Куда течет твоя кровь |
| 4. | Был ли ты |
| 5. | Блюз о недобитом времени |
| 6. | Я знаю |
| 7. | Кто-нибудь ждет |
| 8. | Возвращение блудного сына |
| 9. | Путь наверх |
Выступавший под вывеской Проходного двора новосибирский музыкант Юрий Наумов еще в самом начале 80-х мечтал играть вместе с умной тяжелой группой , ориентированной на средне-медленный темп...
Дата образования:
1 января 1986
Подробности из жизни:
Выступавший под вывеской Проходного двора новосибирский музыкант Юрий Наумов еще в самом начале 80-х мечтал играть вместе с умной тяжелой группой , ориентированной на средне-медленный темп композиций и избегающей примитивных рок-н-ролльных клише. В альбоме Депрессия , записанном в 82-м году с барабанщиком Владимиром Зотовым и гитаристом Олегом Курохтиным, Наумов, играя на басу и акустической гитаре, попытался нащупать контуры той звуковой галактики, которая впоследствии станет пространством его гитарных вибраций.
Наумов исполнял блюзы с психоделическим оттенком, налетом социальности в текстах и намагниченной мелодической линией с запоминающимися гитарными риффами, которые, подобно мантре, оказывали воздействие на подсознание слушателей.
Меня манила драматургия композиций, выходящих за 5-минутный формат, - вспоминает Наумов. - Во мне присутствовал азарт исследователя, изучавшего, каким образом смещаются акценты и кульминация, если песня начинает жить в течение некоторого времени,…
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)