Альбом:
Письмо / 8-е марта
Записан:
2004
Издан:
2004, SOLNZE Records (APM03CD)

При желании Новые Праздники могут убрать кого угодно своим симпатичным поп-роком с женским вокалом. Два диска в одном боксе, суммирующие материал за 97-2000 годы, звучат несколько однообразно, но демонстрируют весь мощный потенциал группы. Очаровательный высокий голосок Светланы Шебеко выпевает всякую романтическую лабуду, однако она - вокалистка, абсолютно уверенная в том, что делает. Светлана поет без манерности, без нахрапа, без надрыва, не изображает мужика - просто поет себе спокойно, и ее голос сочетается с музыкой так органично, как ни у кого больше. Музыка же основывается на трогательном, немного архаичном поп-саунде. За "Пойду за моря и реки"' и так удавился бы любой отечественный композитор 80-х, а тут она еще и оснащена самыми современным арсеналом, вроде заполошного ритма тихих электронных ударных и чистого, как слеза, сведения записи. Сама Светлана то непринужденно, как King Crimson, гуляет по всем доступным ей нотам, то четко встраивается в общую мелодию песни. "Тики-таки-тук"', сочетающий ангельские фоновые синтезаторы с басовой клавишной партией припева, имитирующей гитарный звук, вещь вообще беспроигрышная, как и шедевр "Письмо". Иногда, как в припеве "Поезд меня вези", НП все-таки сползают в откровенно аляповатую мелодику настоящей попсы, но это так, мелкие глюки, кто не лабал - тот не лажался.
НП на редкость умело обращаются со всеми штампами и приемами поп-музыки. В этом и есть их главная проблема. Каждая мелодия по отдельности хороша, хотя и заряжена долей абсурда, однако ее постоянно сменяют после полудюжины тактов и сильно сдабривают сюровыми экспериментами, особенно на первом диске. Смена ключа от фразы к фразе, подчеркнутое презрение к священному размеру 4 четверти, вокал, галопирующий по хроматическим гаммам - и все это нашлепкой сверху на поп-мелодику, которая из песен не исчезает ни на минуту. Новые Праздники вовсю наслаждаются типичными постмодернистскими штучками, впрягая в одну упряжку не то, что вола и трепетную лань, а всех от летучей рыбы до плюшевого мишки, постоянно ставя их по-новому, то цугом, то тройкой, то еще как в голову взбредет. В середине "Ночи" неожиданно меняется тональность, а прямой ритм в припеве начинает биться в конвульсиях; в "Звезде" натуральный хардкор-бит сменяется долгой барочной интерлюдией, а в "Радости" freakout достигает апогея - романтическая ведущая мелодия окончательно топится в одах волейболу а-ля Тайм-Аут и дуракавалянии, которым обычно занимаются в студии, когда от репетиций шарики заходят за ролики. Второй диск звучит попричесаннее, но, во-первых, там дублируются наиболее удачные вещи с 8-го марта, а во-вторых, полностью удержаться от баловства с ритмами и аранжировками музыканты и здесь не могут ("Я тебя ждала").
С другой стороны, авангардом это тоже нельзя считать. Это именно постмодерновый коллаж в духе Мегаполиса и Ногу Свело, однако по насыщенности идеями НП превосходят коллег на порядок. Лучших, самых гладких вещей на двух дисках здесь хватило бы на один идеальный поп-рок альбом, от которого братья Уматурманы рыдали бы в голос. Так, как это вышло, оно все равно слушается с интересом, но то и дело жалеешь, что НП не научились сдерживать свои творческие амбиции. Есть в этом двойном релизе что-то от сказки о потерянных возможностях - и все же музыка, тем не менее, классная.

18.02.2005, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)