ФЕСТИВАЛЬ  Дудки: происхождение видов

Многие изобретения человека на пути к совершенству проходили по заковыристым тропкам эволюции. И если изобразить при помощи мультипликации, как зарождается, растет и матереет какой-нибудь духовой инструмент - картина может получиться захватывающей

Многие изобретения человека на пути к совершенству проходили по столь же заковыристым тропкам эволюции, что и живые организмы. И если изобразить при помощи мультипликации, как зарождается, растет и матереет какой-нибудь духовой инструмент - картина может получиться не менее захватывающей, чем клип Fatboy Slim "Right Here, Right Now"...

Практически все современные медные духовые происходят от охотничьего вальдгорна. Горн - инструмент изначально рогового происхождения. Начав изготавливать рога из меди, многие мастера вскоре заметили, что этот материал удивительным образом изменил звучание, и здесь скрыта масса возможностей. Следы этого названия можно отыскать в имени современной валторны с ее удивительно гибким и разнообразным благородным звуком. От горна же произошла и широко известная труба.

В XV веке трубу удлинили и сделали возможность плавной регулировки как пути прохождения по ней воздуха, так и его напора. На свет появился тромбон с более низким и густым диапазоном звучания.

Инструмент с труднопроизносимым названием эуфониум произошел от изобретеной в XVIII веке басовой трубы серпент. Этот неуклюжий инструмент, сделанный из меди или серебра, играл в то время в военных ансамблях в качестве походного баса. Серпент получил свое имя за змеевидную форму и вначале использовался в качестве "поддержки" басов в церковном хоре. Играли на нем при помощи мундштука с глубокой чашечкой, изготовленного из слоновой кости. До XIX века клапанная система серпента неуклонно усложнялась, пока не зашла в тупик. Позднее изобретение помпового механизма в течение второго и третьего десятилетия XIX века было революцией в проектировании и производстве музыкальных инструментов. Старенький серпент постепенно превратился в баритональную трубу и, собственно, эуфониум - чуть ниже и сочнее, но еще не бас.

Флюгельгорны появились где-то в 1825 году в Австрии. По сути это модификация трубы, позволяющая добиться более мягкого и плавного звука. Из-за мягкости звучания инструмента его сложнее освоить: например, на верхних нотах человеку, привыкшему работать исключительно с трубой, существенно сложнее работать с атакой звука.
В последнее время принято считать, что флюгельгорн - сугубо джазовый инструмент, однако некоторые партии этого инструмента порой обнаруживаются даже на пластинках Пола МакКартни. Причем в исполнении самого МакКартни. В 1835 году немецкий мастер Мориц произвел так называемый бомбардон - басовый духовой инструмент для нужд военных духовых оркестров. Это был прототип современной тубы.

Военные оркестры вообще взрастили масу разновидностей духовых, особенно басового и баритонального толка. Среди них следует отметить сюзафон - род геликона с угрожающе разросшимся раструбом.

Чуть позже, в 1845 году бельгийский мастер А. Сакс взял патент на духовой тростевой музыкальный инструмент имени себя, проще говоря - саксофон. Обладающий очень гибким, эмоциональным звучанием, этот недисциплинированный инструмент плохо прижился в военных оркестрах (там нередко использовался вместо него более суровый саксгорн), зато оказался незаменимым в джазе.
Семейство саксофонов состоит из семи разновидностей, причем сопрано-саксофон не имеет характерного для своих собратьев параболического раструба, из-за чего его часто путают с кларнетом. Между тем некоторые низкочастотные модификации кларнета как раз такой раструб и имеют. Здесь важно помнить, что кларнет в отличие от саксофона изготавливается из дерева, а следовательно, обладает более мягким, с приглушенной атакой, звучанием.

Кларнет, духовой тростевой инструмент деревянной группы, изобрел в 1690 году в Нюрнберге Иоганн Кристоф Деннер. Кларнет гораздо убедительнее и гибче, нежели флейта и гобой, воспроизводит крещендо и диминуэндо (затухание).

Дудук - духовой деревянный музыкальный инструмент турецкого происхождения, традиционно распространенный на Ближнем Востоке и Кавказе. Подобно гобою, также инструменту турецкого происхождения, использует для звукоизвлечения двойную трость. Одна из исполнительских традиций предусматривает дуэт дудуков, когда один исполнитель играет мелодию, а другой - бурдонные ноты. В последнее время дудук оказался на обочине музыкального прогресса, так как лишь в по-настоящему умелых руках способен выйти за рамки диапазонов более распространенных флейты и гобоя. Лишь старания подвижников вроде Дживана Гаспаряна не дают этому инструменту кануть в Лету.

Эволюция духовых инструментов продолжается и в наши дни, хотя и подчас в довольно необычных направлениях. Так, например, лет десять назад специалисты из лабораторий "Fender" пришли к выводу, что поток воздуха не обязательно должен создавать звук напрямую. Зато он может придавать совершенно новое звучание... гитарным струнам! Созданный в лаборатории парадоксальный гибрид гитары "добро" и тромбона обладает поршневым механизмом, позволяющим быстро и плавно менять тональность, а также сужать и расширять лады. Сию адскую машину можно услышать на всех выпущенных после 1989 года альбомах знаменитого Алана Холдсворта, игравшего в таких знаковых для рок-авангарда коллективах, как Soft Machine, UK, Gong и Heavy Machinery. Говорят, в детстве Алан хотел быть саксофонистом, но родители купили ему гитару, и пришлось "оправдывать доверие". Теперь с помощью струнно-духового ди-лап Холдсворт совмещает обе ипостаси своей бурной творческой натуры.

21.07.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)