ЖГЛI ДУБ  В 7 тем

Проникновением электроники в джазовые сферы сейчас уже никого не удивить. Для модных и интеллектуальных форм джаза заигрывание с сэмплами, лупами и прочей "цифрой" стало уже делом настолько...

Проникновением электроники в джазовые сферы сейчас уже никого не удивить. Для модных и интеллектуальных форм джаза заигрывание с сэмплами, лупами и прочей "цифрой" стало уже делом настолько обычным, что уже отсутствие электронной подзвучки в инструментальных опусах иного виртуоза воспринимается как нехватка чего-то жизненно важного. И посетители сейшнов в ЦДРИ уже не особенно удивляются, когда очередной мультиинструменталист оставляет контрабас и переходит за фортепиано, в то время как загнанная в сэмплер петля басовой линии продолжает ему аккомпанировать. Даже в выходных данных очередного альбома записанного на стыке электроники и джаза указываются лишь солирующие инструменты, а весь бэк-граунд, сколько бы в нем слоев не было, лаконично упоминается, как "программирование".
Подобное формальное отношение вряд ли применимо к музыкальным опытам проекта Жглi Дуб. Ибо качество "программирования" имеет для их музыки такое же значение, как и первый план, на котором царствуют гитара, бас, саксофон и маримбафоны. Взаимодействие живого дыхания музыкантов и холодной компьютерной логики в теме "Утомленным" иначе как магическим назвать трудно. Каждый пропущенный такт, каждый плавный подъем и спуск инструментов по силе звукоизвлечения... или музыканты мазохистски вымуштровали себя до роботоподобного состояния, или Лифан, основной автор группы, владеет программами для многоканальной нотной записи так же хорошо, как гитарой и басом. Во второе все-таки верится больше. Ибо, к примеру, компьютерную природу ударных в "Нитях" выдает разве что их акцентированно электронное звучание, но никак не живость партий. Просто именно такой звук ударных был нужен автору, чтобы особым образом сочетать его в кульминации со звонким слэповым басом.
Приятно, что работы группы не страдают и харктерной сейчас для многих виртуозов инструментальной музыки снобской сыростью. Легкие намеки на вечнозеленый стиль диско в "Игрушке" и "На Своей Поляне" вкупе с по-хорошему салонным звучанием саксофона сделают эти композиции уместными на любой не отягощенной экстремистскими понтами танцевальной вечеринке. "На Своей Поляне" к тому же, и вовсе напоминает лучшие разработки Алексея Козлова или Зигмара Лиепиньша в области танцевального фьюжн середины - конца 80-х ХХ-го.
Отношение участников проекта к электронной подкладке своих композиций - скорее естественное, нежели просто формальное. Собственно, на подобных примерах можно по-настоящему оценить всю глубину разницы между двумя этими понятиями. Поп, конечно, но очень хороший. А такое всегда в дефиците.

21.07.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)